Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационной безопасности.




Определяя показатели информационной безопасности в гуманитарной или технологической сфере, надо помнить, что эти показатели должны вырабатываться по единым принципам. В противном случае мы можем прийти не только к взаимонепониманию между специалистами из разных областей, но и к определённому отторжению идей.

Это значит, что первым принципом должна стать опора на имеющееся единство гуманитарной и технологической составляющих для основных структур и объектов информационной сферы. Сказанное означает, что, формально оценивая информационную безопасность, в первую очередь надо исходить из того, что речь идёт о безопасности именно информационных объектов, т.е. информационных систем, способных к обучению, и не более того.

Второй принцип определяется следующими соображениями. Борьба в информационной сфере по своей результативности сегодня для отдельных геополитических субъектов может быть более эффективной, чем операции в военной области. Оценивая безопасность страны в военной области, специалисты никогда не ограничивают себя показателями, связанными исключительно с толщиной брони дзотов, глубиной окопов и соответствием их нормативно-правовой базе, - оценка касается всего спектра военной мощи. При этом на первый план всегда выступают показатели безопасности именно страны, а не отдельно взятого гражданина. Поэтому при оценке показателей информационной безопасности России важнее возможности страны как единой системы (например, количество ядерных боеголовок), нежели возможности и вооружение среднего, демократически настроенного гражданина с газовым баллончиком и перочинным ножом. В этой связи для информационной безопасности страны определяющими являются возможности страны по информационному воздействию на окружающее геополитическое пространство и защите собственных информационных приоритетов. Из сказанного следует, что показатели информационной безопасности России должны относиться в первую очередь к России и в части оценки информационной безопасности отражать защищённость народа, его культуры, науки, его способность к адекватному восприятию действительности от скрытых и явных целенаправленных информационных экспансий, исходящих как из-за рубежа, так и изнутри страны.

Как уже говорилось, цель информационного воздействия – целенаправленное изменение поведения системы через механизмы управления этой системой. Сказанное означает, что основным признаком информационного поражения являются изменения в поведении поражённой системы. Поражённая система в своём поведении руководствуется уже не столько собственными интересами в экономической, военной и других областях, сколько чужими командами. И чем больше ориентация в поведении на чужие команды, тем глубже информационное поражение. При этом команды могут быть скрытыми или явными.

Исходя из вышеизложенного, предлагается в качестве второго принципа формирования показателей информационной безопасности России выдвинуть следующий: показатели информационной безопасности должны позволять оценивать степень информационного поражения системы через информационную ёмкость той части поражённой системы, которая либо погибла, либо работает на цели, чуждые для собственной системы.

Что означает сказанное на практике? Для вычислительной системы степень ущерба можно оценить через процент потерянного полезного времени (иногда – через число репликаций компьютерного вируса), т.е. через долю процессорного времени, в течение которого инфекция управляет всей системой для достижения запрограммированных в ней целей плюс объём погубленных программ и данных, имеющих отношение к дальнейшему существованию данной системы, поддержанию её потребительских свойств.

Для государства, по аналогии, степень ущерба – это доля паразитирующих государственных структур или структур, работающих в данном государстве в интересах других государств или узкого круга собственных граждан.

Для народа степень ущерба – это процент, на который ежегодно происходит уменьшение его численности, плюс погибшие культурные ценности и научно-производственные центры.

В качестве отдельных параметров, имеющих количественные оценки, могут быть взяты следующие (предложены профессором А.А. Стрельцовым):

· процент граждан, поддерживающих политику государства;

· эффективность механизмов социального управления (количество участвующих в политической деятельности на 10 000 жителей, количество участвующих в деятельности органов местного самоуправления на 10 000 жителей, количество участвующих в деятельности общественных организаций; процент выполнения решения органов исполнительной власти);

· уровень развитости информационной индустрии (доля в ВВП;

· Степень участия России в международной корпорации производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационной продукции(доля российских продуктов и услуг в общем объеме мирового информационного рынка);

· Интеллектуальный потенциал общества и его использование (количество лиц с высшим и средним специальным образованием на 10000 жителей; количество лиц с высшим и специальным образованием, работающих в информационной сфере, на 10000 жителей; количество научных достижений, объектов прав интеллектуальной собственности на 10000 жителей; количество деятелей искусства на 10000 жителей; доля в ВВП дохода от реализации интеллектуального потенциала);

· Количественные и пропорциональные соотношения миграции российских специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Третий принцип должен отражать часто информационные возможности системы по воздействию, т. е. по отстаиванию собственной точки зрения информационными методами. Предполагается сформулировать его так: показатели информационной безопасности должны позволять оценивать степень информационного воздействия (влияния) данной системы на окружающие ее геополитические субъекты

Названный принцип важен в силу того, что перспективы и возможности стран в глобальной системе, в рамках которой интегрируется все человечество, сегодня определяется именно информационной составляющей, т.е. способностью оказывать воздействие на окружающий мир, возможностью по распространению и навязыванию собственной информации.

Так, Д.С.Чернавский, автор книги «Синергетика и информация», проанализировавший на моделях эволюцию европейских государств, отмечает: «Основную роль в модели играют не материальные, а духовные (информационные) факторы – осознание единства соции и антагонизм по отношению к чужим».

Они соответствуют цели – сохранить и по возможности распространить свою информацию. Под «своей» информацией здесь понимается язык, религия или, в более общем случае, идеологии, культура. Правила поведения и т.д. Из модели следует, что даже небольшие изменения параметров могут существенно повлиять на развитие истории».

Тогда, опираясь на третий принцип, в качестве показателей информационной безопасности можно определить, например, такие:

· Число знающих язык за пределами России;

· Тираж СМИ на русском языке за пределами России;

· Тиражи переведенных за рубежом книг российских научных деятелей;

· Тиражи продаваемых за рубежом российских аудио – и видеоклипов, фильмов;

· Число международных премий, полученными гражданами России;

· Число российских деятелей, находящихся в списке самых значимых деятелей современной мировой культуры и науки;

· Уровень поддержки инициатив российского государства международным сообществом и т.д.

Использование сформулированных принципов для определения показателей информационной безопасности России позволит не только оценить через них степень информационного поражения и собственные возможности в информационной сфере, но и провести классификацию показателей по степени отражения ими состояния информационной безопасности России в различных областях. Понятно, что названные показатели информационной безопасности должны определяться применительно к некоторому интервалу времени.

Оценка информационной безопасности России может производиться путем сравнения названных показателей, вытекающих из вышесформулированных принципов, с аналогичными показателями, достигнутыми другими нациями. Таким образом, может быть получена оценка информационной безопасности любого государства в сравнении с некоторым средним или наиболее защищенным государством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...