Эпоха раннего средневековья
Ванвиздинская культура Вторая половина I тыс. н.э. - исключительно важный период в истории народов Приуралья. Он ознаменован существенными сдвигами в развитии экономики, социальных отношений, обусловленных дальнейшим развитием металлургии и металлообработки, прежде всего железа, повышением производительности труда всех отраслей хозяйства, что способствовало ускорению темпов социально-экономического развития общества. К этому периоду относится начало формирования этнических общностей, давших основу современным пермским народам (пракоми и праудмуртам). Важное событие в жизни народов Приуралья происходит в середине I тыс. н.э. В IV-V вв. н.э. мирная жизнь местного населения была нарушена в связи с появлением пришлых кочевых скотоводческих воинственных племен, проделавших огромный путь от Центральной Азии через степные просторы Южного Урала вплоть до Рима. Это были гунны. Они вовлекли в свое движение по пути своего продвижения многочисленные племена, положив тем самым начало эпохе, получившей название эпохи великого переселения народов. События этой эпохи коснулись не только южных территорий, но и соседнего с нами Прикамья и даже Европейского Северо-Востока. В Прикамье, а затем и в Северном Приуралье в бассейне Вычегды в V-VI вв. появляются воинственные скотоводы-кочевники, следы пребывания которых остались в виде курганных могильников. Первый такой могильник был открыт в 1961 г. Э.А.Савельевой на Выми возле д.Весляна. Вещи, которые были найдены при раскопках, поразили воображение не только студентов университета, проходящих полевую практику в экспедиции, но и маститых московских и ленинградских археологов. Погребения отличались исключительным богатством. Было найдено никогда ранее не встречавшееся здесь оружие - мечи и кинжалы в ножнах, серебряные и золотые наглазники и наротники (остатки погребальных масок), богатейшие поясные наборы ожерелья из стеклянных, сердоликовых и янтарных бус, фигурки коней и медведей, отливки из бронзы и многое другое.
Одним из наиболее богатых погребений могильника является погребение 23. В нем обнаружены массивная железная кольчуга, непременный атрибут воина-всадника, серебряный ритон (ритуальный кубок) в форме головы быка, серебряная витая гривна, круглопроволочный браслет, деревянные ножны, прямоугольные поясные накладки, золотое ромбовидное украшение, инкрустированное каменной вставкой в обрамлении зерни, а также серебряные сасанидские монеты - Пероза (чеканка предположительно 465 г.) и Кавада I (чеканка 506 г.). В погребении 24 найден еще один уникальный предмет - деревянная чаша, имеющая ручку в виде медведя. Скульптура медведя и чаша выточены из единого куска дерева. Туловище и лапы зверя украшены медными штыками, уши - серебряными накладками. Очень выразительна морда зверя с полураскрытой пастью. Чаша по краю окантована медными пластинками треугольной формы. Могильник относится к VI-VII вв. Через 20 с лишним лет подобные могильники были открыты Л.И.Ашихминой на Нившере (Борганъельский, Юванаягский), а затем И.О.Васкулом на Сысоле (Шойнаягский), давшие также довольно богатые материалы. Вероятно, пришлые группы населения были немногочисленны. Они постепенно растворились в среде местного населения. Это прослеживается даже в материалах могильников. Так, на Веслянском I могильнике ранние погребения совершены под курганными насыпями, а поздние - в обычных грунтовых ямах, так как хоронило местное население. Однако пришельцы оставили глубокий след в культуре местного населения. Именно с этого времени на севере появляется животноводство. Возможно, они внесли свою лепту и в развитие местной металлургии и металлообработки.
Культура местного населения, являющегося потомком предшествующего, гляденовского, носит название ванвиздинской. Она получила название по поселению, открытому в 1919 г. геологом Д.Д.Рудневым у д.Ванвиздино Усть-Вымского района Коми АССР. Памятники этой культуры, датируемой VI-X вв. н.э., известны на огромной территории - от Большеземельской тундры на севере до водораздела Вычегды и Камы на юге, от верховий Печоры на востоке до Северной Двины на западе. Она представлена неукрепленными поселениями (их известно более 50) и грунтовыми могильниками. Поселения располагаются в тех же топографических условиях, что и предыдущие - на боровых террасах по берегам рек и озер. На многих поселениях выявлены остатки наземных жилищ, очаги, хозяйственные ямы, производственные сооружения. Остатки наземных жилищ открыты на поселениях Вис II (возле д.Синдор), Веслянском I (на Выми), Лозым (на Сысоле) и других. На многих поселениях открыты очаги со следами металлургического производства: Лозым, Весляна I, Усогорск III и др. Особый интерес представляет Лозымское поселение, на котором вскрыты жилище и производственная мастерская с многочисленными следами металлургического производства: шлаками, тиглями, льячками, формочками для отливки украшений и т.д. Поселения этой эпохи, как правило, долговременные и служили местом обитания людей в течение длительного времени. Площадь жилищ составляет около 50 кв.м. Они обогревались очагами, которые часто переносились с одного места на другое. Вход в жилище предположительно шел через тамбур-коридор. Иногда жилища соединялись между собой переходами. Представляют интерес два жилища, раскопанные Г.М.Буровым на поселении Вис II. Одно из них было прямоугольной формы, второе - квадратной. Они различаются между собой по характеру найденного инвентаря. В первом из них были сосредоточены в основном орудия труда, во втором - главным образом, украшения. В жилище № 1 и возле него найдено 11 костяных наконечников стрел и наконечник гарпуна, две костяные проколки, удильный крючок и два пряслица; рядом с жилищем отмечено скопление костяных изделий.
Во втором жилище и у его края лежали четыре бронзовых украшения, туалетные щипчики и шесть стеклянных бусин, а также пять костяных наконечников стрел и два железных ножа. Г.М.Буров высказал предположение, что обнаруженные помещения представляли собой две камеры одного сооружения: жилище № 1 являлось мужской половиной, жилище № 2 - женской. Погребальных памятников ванвиздинской культуры пока известно только три: Угдым II, Шойнаты I на средней Вычегде и Евдинский на Выми. На могильнике Угдым II К.С.Королевым выявлено 15 грунтовых одиночных захоронений, на могильнике Шойнаты I - 10. Могильные ямы обычно средних размеров длиной от 160 до 200 см, шириной от 70 до 100 см и глубиной от 30 до 70 см. Могильные ямы не имеют устойчивой ориентировки. Погребения совершались как способом ингумации, так и кремации. Вещевой инвентарь небогатый и невыразительный: обломки сосудов, ножи, кинжал, редкие украшения. Материальная культура ванвиздинского населения восстанавливается на основе достаточно разнообразного и многочисленного инвентаря, найденного при раскопках поселений. Наиболее массовым материалом поселений является керамика. Сосуды имеют горшковидную и чашевидную форму. Богато (как правило) украшены разнообразными узорами в верхней части ямками, кружками, отпечатками шнура, гребенчатыми оттисками в различных комбинациях. Ямки чаще всего расположены горизонтальными рядами, отпечатки шнура - горизонтальные ряды, иногда - подковки, отпечатки зубчатого штампа - короткие вертикальные наклонные ряды, зигзаги, ромбы, фигуры в виде елочки, птичьей лапы и другие. Кроме керамики, на поселениях найдены изделия из железа, бронзы, кости, дерева. Особый интерес представляют материалы II Веслянского торфяника, относящиеся к этой эпохе. Прежде всего, в нижней толще торфяника обнаружены концы свай и вертикально воткнутых жердей, расположенных рядами поперек бывшего русла реки, а в средней - упавшие сваи и жерди со срезами на концах. По мнению Г.М.Бурова, это рыболовные заграждения для установки западней типа верш. В торфянике сохранились, кроме того, многочисленные кости животных, сотни деревянных изделий, веревочка из травы, костяные наконечники стрел и стеклянные бусы. Среди деревянных изделий особо следует отметить пластины от рыболовных снастей, поплавки от сетей, удильные крючки, весло, лыжу, полозья саней, стрелу, мотыгу, коленчатые рукоятки кельтов, муфту проушной кирки, рукоять с пазами лопаточки для размешивания глины, керамический штамп, гвозди, пряслица, лучки. Особый интерес представляет маленькая скульптура человека.
Интересные находки сделаны и при раскопках суходольной части Висского II поселения. Здесь найдены изделия из железа: ножи, обломок рубящего орудия, проволочная дужка с ушками на конце, скоба и др. Железные ножи и наконечники стрел известны и с поселения Лозым, исследованного Н.Н.Чесноковой. На Висе II и в торфянике найдена серия костяных наконечников стрел. Подобные наконечники известны из Канинской и Уньинской пещер, поселений Кузьявомын, Ванвиздино и др. К своеобразным находкам относятся костяные жерлицы для ловли рыбы, происходящие из Висских поселений и Канинской пещеры. Ванвиздинские поселения дали богатую коллекцию бронзовых изделий, преимущественно украшений. Исключение составляют латунный рыболовный крючок. Из бронзовых украшений выделяются браслеты, калачевидные серьги, спиральновитые перстни, подвески, бубенчики и др. На многих ванвиздинских поселениях сохранились бусы из глухого и прозрачного стекла, в т.ч. бисер, золоченые, серебряные, глазчатые и мозаичные бусы. Особую группу предметов, относящихся к ванвиздинской культуре, составляют изделия культового литья, известные как предметы пермского звериного стиля, на которых изображены сложные зоо-антропо-орнитоморфные образы: лося-человека, человеческой личины в центре в обрамлении лосиных голов, человеческой личины, над которой изображена птица с распростертыми крыльями. Встречаются фигуры медведей, как плоские, так и объемные (скульптуры), мифических существ, получивших в науке название “ящер”. Об этих предметах написано много. Известный этнограф Л.С.Грибова посвятила этой теме книгу, которая так и называется “Пермский звериный стиль”. Некоторые исследователи справедливо полагают, что все эти предметы можно объединить под общим названием “Чудской звериный стиль”, потому что в рамках его выделяются разные группы, которые можно разделить территориально: печорская, пермская и западносибирская и т.д., что, возможно, отражает и этнические различия между создателями этих предметов. Хотя между исследователями существуют некоторые разногласия в трактовке этих изделий, но ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что это были культовые, ритуальные предметы. Они отражали космогонические представления наших далеких предков о строении вселенной, происхождении человека и его месте в космосе. Как свидетельствуют исследования таких корифеев науки как академик Б.А.Рыбаков, предметы пермского звериного стиля - это своеобразная модель вселенной, состоящей из трех миров: верхнего, среднего и нижнего. Символом верхнего мира являются небесные лоси, медведи, олени, птицы, среднего - человек или человекоподобное существо (человек-лось, человек-олень), а нижнего - мифологическое существо (ящер), которое трудно сопоставить с конкретным реальным животным. Это хтоническое существо, символ нижнего подземного мира, мира мертвых.
Среди предметов этого круга особое место занимает древнекоми промысловый календарь. Он был найден возле с.Сторожевск выпускником Сторожевской средней школы Н.А.Латкиным и передан в 1975 г. археологу К.С.Королеву, который проводил здесь раскопки. Он отмечал, что найденная вещь связана с охотничьими обрядами. В 1987 г. этот предмет привлек внимание этнографа Н.Д.Конакова, который и определил его как промысловый календарь, расшифровав имеющиеся на нем изображения. Календарь представляет собой плоское кольцо, на лицевой стороне которого изображены лиса, выдра, лось, олень, росомаха, горностай, северный медведь, куница и белка - всего девять животных. На кольце изображены два солярных знака. Внешний и внутренний края кольца украшены косыми насечками. Оно снабжено отверстием для подвешивания. Н.Д.Конаков, взяв за основу годичные биологические ритмы промысловых животных, установил, что изображения зверей на кольце представляют собой годовой цикл чередования сезонов в промысловом календаре. Каждый зверь олицетворял определенный период (“меслу”). Внимательное изучение насечек по внешнему контуру кольца позволило исследователю выявить определенные закономерности. Насчитывается 90 насечек, каждая из которых соответствует четырем суткам. Среди косых насечек выделены и иные знаки: треугольник, трапеция, угол, удлиненные горизонтальные насечки, размещенные в определенном порядке (их всего шесть). После четырех из таких знаков направление наклона косых насечек меняется на противоположное. Пять различных знаков находятся между соседними изображениями зверей. Отсчет времени на календарном диске велся против часовой стрелки. Счет в древнекоми календаре начинался с 21 марта (по современному календарю), что соответствует дню весеннего равноденствия. Двигаясь против часовой стрелки, выделяются период медведя (с 22 марта по 27 апреля), оленя (с 28 апреля по 2 июня), горностая (с 3 июня по 4 июля), росомахи (с 5 июля по 9 августа), лося (с 10 августа по 4 октября). Интересно, что под мордой лося изображен солярный знак, приходящийся на 23 сентября, день осеннего равноденствия. Период выдры приходится на 5 октября - 19 декабря (завершение охоты на боровую дичь и переход к пушному промыслу). 20 декабря начинался период лисицы, завершающийся 24 января. С 25 января по 21 февраля отмечался период белки, с 22 февраля по 21 марта (день весеннего равноденствия) - период куницы. Таким образом, год делился на девять периодов, подразделяющихся на два цикла: производительный (сезон охоты) и непроизводительный (выводковый сезон). Данный календарь интересен тем, что дает представление о мировоззрении древних коми, накопивших огромный опыт познания окружающего мира, овладевшего знаниями в области астрономии, знакомого со всеми четырьмя солнечными фазами. Это календарь охотничьего таежного населения, жизнь которого в значительной мере зависела от охоты, объекты которой и изображены на уникальном изделии древнего мастера. Все изображенные на календаре животные относятся к самым значимым, занимавшим важное место в быту и хозяйстве населения. Именно они являлись основным источником пищи, а также поставляли ценные меха, использовавшиеся не только для шитья, но и служившие предметом и даже эквивалентом обмена. Богатые материалы раскопок поселений позволяют восстановить быт, хозяйство, материальную и духовную культуру ванвиздинского населения. Основу хозяйства, как и в предыдущие эпохи, составляли охота и рыбная ловля, но в эту эпоху появляются зачатки животноводства. Охотились с помощью лука со стрелами, наконечники которых были костяные или железные. Наконечники разнообразны по форме и размерам, что указывает на их специализацию. Использовались разные наконечники для охоты на птицу, боровую дичь, пушных зверей и крупных млекопитающих. На поселениях сохранились кости бобра, куницы, северного оленя, бурого медведя, лося, соболя, выдры, лисицы, волка, белки, зайца. Среди перечисленных животных первое место по количеству особей занимает бобр. О развитии животноводства свидетельствуют кости лошади, коровы, овцы (или козы). Правда, костей домашних животных в сравнении с дикими значительно меньше. На поселении Вис I они составляют 2,66% общего количества костей млекопитающих, а по числу особей - лишь 7,14%. Следует однако отметить, что эти цифры вряд ли отражают реальное соотношение охоты и животноводства. Лошадей, коров и овец, вероятно, держали не как источник мясной пищи и забивали лишь по старости. Традиционным занятием ванвиздинцев была рыбная ловля. Об этом свидетельствуют и кости рыбы, сохранившиеся в культурном слое поселений, и рыболовные снасти: удочки, жерлица, гарпуны, сети. Были развиты различные домашние производства: строительство, керамическое производство, обработка дерева, бересты, кости. Значительные успехи были достигнуты в области металлургии и металлообработки. Только в эту эпоху из обихода исчезают кремневые наконечники стрел. Из кремня изготовлялись только скребки, использовавшиеся для обработки шкур. О развитии железоделательного производства свидетельствуют многочисленные факты. Прежде всего, это железные изделия, отличающиеся большим разнообразием типов и форм и остатки производственных мастерских, шлаки, оставшиеся после варки железа. Как и в предыдущую эпоху, железо добывали из болотно-дерновых руд, легкодоступных и широкораспространенных. Качественно новый этап наступает в цветной металлургии и металлообработке. Изменяется качественный состав сплавов. Проведенный спектральный анализ бронзовых изделий показал, что в это время появляются новые сложные сплавы: свинцово-оловянно-цинковые, оловянные, оловянно-свинцовые и цинково-свинцовая латунь. Ученые полагают, что переход к использованию сложных бронз был обусловлен освоением полиметаллических свинцово-цинковых руд Северного Урала. О развитии металлообработки на поселениях свидетельствуют находки многочисленных тиглей для плавки металла, а также шлаков на поселениях (I Веслянское, Лозымское, Вис II и др.). Особый интерес представляют находки литейных форм для отливки украшений, что является свидетельством местного производства бронзовых изделий. Из бронзы изготовляли различные украшения, а также культовые изделия. Таким образом, хозяйство ванвиздинского общества характеризуется сочетанием традиционных присваивающих форм хозяйства (охоты и рыболовства) с производящими (металлургией, металлообработкой и животноводством). Как и в других районах лесной полосы Европейской части России, важное место в экономике занимал пушной промысел, особенно на бобра, являвшийся основным источником избыточного продукта, шедшего на обмен. Материалы раскопок ванвиздинских памятников свидетельствуют об оживленных экономических связях местного населения с соседними и отдаленными племенами и народами. Южные купцы в обмен на меха везли на Север украшения из драгоценных металлов, стеклянные, сердоликовые, хрустальные бусы. Не случайно к этой эпохе относится несколько кладов, содержащих богатые наборы украшений (Подчеремский, Тохтинский, Усть-Уньинский, Уньинский). Следовательно, в эту эпоху происходят важные социальные перемены в обществе, коль в руках знати скапливаются значительные богатства. Они были обусловлены прогрессом, прежде всего, в развитии металлургии и металлообработки и других отраслей хозяйства. Важным представляется вопрос об этнической принадлежности носителей ванвиздинской культуры. В науке существуют различные точки зрения. Нет сомнений в том, что они являлись потомками местного гляденовского (пракоми) населения, с одной стороны, с другой - связаны генетическими корнями с последующей культурой перми вычегодской - непосредственных предков коми-зырян. Преемственность и генетическая связь этих культур прослеживается в керамике, технологии кузнечного производства, цветной металлургии и металлообработке, в культовом литье, погребальной обрядности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|