Внутренняя и внешняя речевая техника
> •
Искусство владения художественным словом связано с установ-
лением обратной связи со слушателями, с устремленностью испол-
нителя своим словесным действием побудить их к соучастию в этом
действии. Достижение этой цели обусловливается единством двух
сторон художественной речи — внутренней и внешней исполнитель-
ской техники.
Внутренняя техника^— основа для создания внутреннего твор-
ческого самочувствия исполнителя, необходимого для естественного
словесного действия. Идейное раскрытие текста создает у исполни-
теля видение событий и настроений людей, участвующих в них.
Конкретность, образность, многообразие этих видений, возникающих
на основе его жизненного опыта, превращает передачу авторского
текста в рассказ о лично пережитом, наполняет его речь яркими
человеческими эмоциями. Логика мысли, глубина чувства, выражае-
мые многообразием оттенков голоса, делают речь яркой, убедитель-
ной и мелодичной, способной взволновать слушателя, пробудить его
воображение.
Внешняя техника предполагает наличие у исполнителя необхо-
димых навыков и умений во владении голосом, дыханием, дикцией,
произносительными (фонетическими) нормами, темпом и ритмом
устной речи. Внешняя техника позволяет слушателю сосредоточить
внимание на содержании художественного произведения; Она по-
вышает выразительность речи, помогает полнее раскрыть внутренний
мир героя и, следовательно, увеличивает эстетическую ценность ре-
чевых передач. х .
2*
Голос (его диапазон, сила, высота, тембр, гибкость, наличие от-
тенков, которые субъективно воспринимаются как звонкость, соч-
•ность, мягкость, легкость) — один из элементов внешней техники.
Его внешние данные позволяют правильно передать смысл произ-
ведения, способствуют созданию образа. Сила голоса должна отве-
чать силе чувств героя, 'Она должна достигаться без перенапряже-
ния речевого аппарата, быть такой, чтобы повышенная по громкости
речь актера со сцены воспринималась бы удаленными слушателями
четко и со всеми тончайшими динамическими оттенками, характер-
ными для разговора на близком, расстоянии. Гибкость голоса, владе-
ние его высотным регистром, бргатством тембральных оттенков —
важнейшие особенности исполнителя.
Вторым элементом внешней техники выступает фоноционное
дыхание. Оно должно быть полным, неслышным и произвольно ре-
гулируемым, с коротким вдохом и медленным выдохом, легко при-
спосабливаемым к изменению характера речи. Звуки речи и дыха-
ние взаимосвязаны.
Хорошая дикция тоже элемент внешней техники. Она.определя-
ет четкость и ясность произношения каждого звука, слова и фразы.
Владение фонетическими нормами литературной речи представ-
ляется как одна из частей внешней техники исполнителя. Эти нор-
мы существуют для гласных и согласных звуков. Например, глас-
ные ударные звучат яснее и дольше, чем безударные. Чем дальше
от ударных стоят безударные звуки, тем менее полно и более корот-
ко они произносятся. Для каждой из групп гласных и согласных
звуков сейчас различают до сорока и больше фонематических оттен-
ков.
К элементам внешней техники относят и темпо-ритм речи. Вла-
дение темпом речи связано с умением быстро и ярко передать сме-
няющие друг друга образы, чувства, настроения. Внешняя техника
.всюду предстает в строгом органическом единстве, с внутренней»
Как без владения голосом нельзя достигнуть нужной выразительнос-
ти речи, так и внешние его данные не могут проявиться без эмо-
циональной настроенности исполнителя, вне связи с создаваемым
им звуковым образом.
В заключение следует сформулировать некоторые выводы;
1'. Внутренняя и внешняя техника связана с мастерством владе-
ния акустическими и фонематическими параметрами голоса.
2. Эта техника опирается на законы творчества, которые выра-
жают прежде всего качественные соотношения. Количественные
соотношения подчинены творчеству и зависят от своеобразия трак-
товки художественного произведения^ от словесного действия ис-
полнителя.
3. На передачу элементов внешней и внутренней техники могут
влиять акустические параметры звукопередаюших систем и условия,
в которых осуществляется передача (размеры и акустика помеще-
ния, размещение исполнителя относительно микрофона, отсутствие
слушателей и т. д.).
* 3.4. Основные элементы речевой
выразительности
Мысли, подтексты-и видения, заложенные в авторском тексте,
раскрываются исполнителем при умелом использовании выразитель-
ных средств живой устной речи. Такими средствами, или элемента-
ми речевой интонации, являются ударения, паузы, мелодика речи,
ее ритм и телега. Несмотря'на малочисленность этих элементов, их
внутреннее разнообразие и возможности совместного варьирования
так велики, что позволяют исполнителю передать все мельчайшие
оттенки человеческих мыслей и чувств. Интонационная выразитель-
ность речи вскрывает мысль автора,'определяет подтекст, вызыва-
ет чувства, настроение, желания и действия. В соответствии с
этим можно установить несколько функций интонации.
Логическая (семантическая) функция направлена на выявление
смысла высказывания, точную и убедительную передачу.мысли.
Это проявляется в формировании понятий, во взаимной их увязке,
в нахождении формы изложения мысли. Она требует выделения ос-
новных речевых звеньев в их логической взаимосвязи, что выража-
ется, в силе и правильности фразовых ударений, зависящих от со-
подчиненности фраз и их роли в передаче мысли. Логическая функ-
ция является основной и относится к любому виду речи.
Эмоциональная функция связана с логической и отражает, вну-
треннюю жизнь и чувства говорящего. Способы - выражения этой
функции, как и самих чувств, очень многообразны, они проявляются
в интонационном богатстве речи, в ее яркой выразительности.
Волевая функция заключается в том, что каждое речевое выска-
зывание должно вызывать у слушателя стремление к определенно-
му действию. Она проявляется как результат словесного действия
исполнителями направлена на то, чтобы возбудить у слушателя~во--
левые процессы, повлиять на его взгляды,'поступки. -
Все три функции в речевом акте выступают в единстве и полном
взаимодействии. Логическая функция, открывая помыслы автора,
служит также, основой для проявления чувства и речевого действия.
Интоналия/ исходит из творческого освоения художественного
произведения и сообразуется с такими общими закономерностями
литературного языка, как ударение, пауза, фразовая 'мелодика,
ритм.. _ 1
Ударения, подчеркивающие в речевом потоке главные слора,
называются фразовыми. Они важнейшие среди других ударений.
Ударные сло?а произносятся с некоторым усилением голоса. Выбор
главного слова и сила ударения зависят от важности мысли и зало-
женных в нее понятий, от психологической насыщенности и грам-
матическрго построения фразы или ее звеньев. Такое разнообразие
причин приводит к дополнительному делению фразовых ударений
на логические, психологические, ритмические и грамматические.
Повествовательная фраза и ее логические звенья требуют ударе-
ния на последнем значимом слове. Логическое ударение необходи-
мо для выделения нового или важного понятия. Если таких поня-
ти& несколько, ударения принимают соответствующие им слова
(«не один, так другой»). Изменение ударения в одной' фразе меня-
ет ее смысловое значение. Например, в зависимости от характера
вопроса: «кто? или что?» — ответ может звучать так: «Я сделаю
это» или «Я сделаю это». Сила ударения увеличивается для сохра-
нения общности слов в длинной фразе или для усиления психоло-
гического воздействия на слушателя. Она меняется в зависимости
от перспективного развития повествования.
Паузы в фразе несут большую смысловую и выразительную на-
грузку. Классическим примером является фраза из исторического
анекдота: «Казнить нельзя помиловать». Пауза до или после слова
«нельзя» меняет ее смысл на обратный.
Длительность паузы определяется характером текста. Она уве-
личивается при ускорении темпа речи, при большой разобщенности
частей фразы, при передаче душевных переживаний. Кроме времен-
ной темпориальной паузы различают еще нетемпориальные, когда
ощущение паузы создается без перерыва в звучании. Паузы, как и
ударения, могут быть грамматическими, логическими, психологи-
ческими и физиологическими. Пауза вместо пропущенного слова
(«кругом— вода»), до и после вводного предложения относится
к первой группе. Среди психологических выделяют паузы припоми-
нания: «А этот'—[как его| он турок или грек». (.4. Грибоедов),
паузы умалчивания и напряжения: «Найду ли краски и слова,
пред ним If) живая голова» (А. Пушкин). Физиологические паузы
используются для передачи физического состояния героя.
Фразовая мелодика, под которой понимают 'Изменение основно-
го тона речи, связана с ее смысловой и эмоциональной сторонами.
В различном слвговом выражении высота тона гласных звуков не-
сколько варьируется. Мелодика слова и мелодический рисунок всей
фразы подвергаются еще большему изменению. Семантическая и
эстетическая функции речи находят свое выражение в многочислен-
ных тональных оттенках ее звучания.
Есть много интонационных мелодик, которые легко понимаются.
Среди них наиболее яркими являются повествовательные, вопроси-
тель^ные и восклицательные. Особенность повествовательной мелоди-
ки заключается в том, что ударные слоги первой части фразы про-
износятся с повышением тона, тогда как во второй части они
понижаются, создавая впечатление ее законченности. Вопроситель-
ная мелодика требует повышения голоса на слове, являющемся
смысловым центром вопроса («Вы идете домой?»), или на вопройи-
тельном слове («Кто идет домой?»). Восклицательная мелодика свя-
. зана с выражением очень различающихся эмоций и имеет неодина-
ковый характер.
Ритм — это многократная повторяемость звучаний. Она може^т
быть смысловой и звуковой. В повторяемости одной и той же или
близкой мысли легко улавливается смысловой ритм; в повторности
высоты, тембра, темпа обнаруживается звуковой ритм. В речевой
передаче стихов ритмичность создают ударения, в прозаической
речи — ударения и паузы.
38 '
К временным характеристикам речи кроме ритма следует отнес-
ти и темп речи, который зависит от степени важности сообщения
или от взволнованности и напряженности событий, о которых ве-
дется рассказ.
Таким образом, все выразительные средства речи, будучи под-
чиненными передаче ее смысла, чувства и воли автора и исполни-
теля,, связаны прежде всего с умелым творческим' использованием
физических характеристик звуков — их силы, динамики, высоты и
временных данных.
Стилевые особенности речи
Общее назначение, функции и выразительные средства устного
слова едины. Они существуют вне зависимости от того, где применя-
ется это слово. Однако чтобы слово звучало убедительно, было бы
подлинно художественным, нужно все выразительные средства под-
чинить общему стилю произведения, 'исполнительскому видению
эпохи, условий действия и характера героя, которые воссоздаются
в нем. Стиль речи — это не только «различные формы речи, приспо-
собленные к разным социальным условиям» (Д. Щерба), но и спо-
соб осознания и выражения в художественной передаче окружаю-
щей действительности.
Для драматического и эстрадного артиста, киноактера, диктора
на радио и в телевидении пути творческого освоения текста, харак-
тер словесного действия и приобщение к творческому самочувствию
одинаковы. Однако соотносительность выразительных средств,
используемых ими,,должна быть разной. Изменение исполнитель-
ской задачи или исходного литературного материала приводит к из-
менению относительной значимости семантической и эстетической
функций речи и требует изменения стшш, творческой манеры пода-
чи речевого звучания.
Основная задача драматического актера — создание на сцене
театра образа человека, действующего в определенных условиях.
Выполнение этой задачи, театральные условности, удаленность зри-
телей от места действия исполнителей требуют особой подчеркну-
тое™ в гриме, жесте и в звучании слова. Сценическая речь опреде-
ляется не только характерами звуковых образов и событий, но и
жанрово-стилевыми особенностями спектакля, не только «жизнен-
ной и социальной... но и театральной правдой» (В., И. Немирович-
Данченко) [31].... «
Кинематографическая иллюзия реальности связана со стремле-
нием исключить любые условности театра. Возможность вынести
действие за пределы сценического пространства, показать на экране
любую жизненную ситуацию и обстановку делает достоверным зри-
тельное восприятие изображения, а это требует от киноактера боль-
шой жизненной правды слова. Реальности увиденного должна отве-
чать безыскусственность услышанного слова. «Актер кино, играя на
натуре... не должен чувствовать себя чуждым и отличным от окру-
жающей реальности» (В. Пудовкин) [6]. Зрительные кадры должны
. 39
быть так подобраны, чтобы мысли, чувства и настроения героев
фильма, их физические и словесные действия проявлялись в единст-
ве наиболее правдиво и ярко.
Театральная подчеркнутосжь жеста и речи в кинематографе ока-
залась ненужной. Возможность любого «приближения» действую-
щих лиц путем съемки изображения крупным планом и управление
акустическими параметрами речи позволяют показывать все детали
игры актера, наблюдать «тончайшие движения его тела и подслуши-
вать интонации его голоса» (В. Пудовкин) [6]. В этом проявляется
сильная сторона кинематографа, этим подчеркивается важность
умения полно использовать широчайшие возможности кинотехники.
Как бы точно ни выражало изображение авторскую мысль, оно
одно не в состоянии передать эту мысль в полном объеме. Только
в союзе со словом, музыкой, в единстве с ними, при полном Соответ-
ствии стиля словесного действия правдивости зрительного образа,
кинофильм становится подлинным произведением искусства. В ки-
нематографе роль «театральной правды» в «трех правдах» Немиро-
вичд-Данченко сведена до минимума в-пользу правдам «жизненной
и социальной». •-
Слово расширяет и углубляет информативное содержание филь-
ма, несет колоссальную, эмоциональную^ нагрузку, создает образное
обобщение, выражая идещ произведения. Какой поток чувств воз-
буждает короткий разговор с мальчиком-рабочим —случайным ви-
новником поломки самолетов в фильме «Особо важное задание»
(режиссер Е. Матвеев). Ему невдомек чрезвычайность совещания,
на которое его вызывали. Когда спросили,* что ему сказали на со-
вещании, он ответил: «Сказали, чтобы свой орден носил». Или вот в
фильме "«Иваново детство» другой мальчик вспоминает тягостные
дни войны. Звучат пьяные голоса, грубые окрики на немецком язы-
ке, сменяемые спокойной, ласковой речью матери. Короткий эпизод,
а в нём большая глубина пережитого, широкая картина фашистской
оккупации. Г _
В фильмах, как и в спектаклях, есть свои условности, своя «ки-
нематографическая правда». Это наплывы, наезды," смена планов
при съемке изображения, и внутренний монолог героя, и речь на
фоне пейзажа или в сопровождении музыки, но все это близко к
правде человеческих видений и *дум. Они ведь и вправду идут впе-
ремежку, связываясь с изменяющимися образными представления-
ми. „
Речевой стиль чтеца-рассказчика отличается от стиля артиста
театра или кино. В основе этого отличия лежит то, что мысль, за-
ложенную в литературном произведении, чтец должен донести до
слушателя в виде ряда художественных образов, да еще воссоздать
словами ту обстановку, которая в условиях театра и кино возника-
ет благодаря зрительному, восприятию. Особый речевой стиль чте-
ца обусловлен и тем, что он действует в настоящем, рассказывает о
прошлом и будущем и от себя и от автора. Как писал преподава-
тель чтения Э. Легуве, «актер — солист-, играющий в оркестре;
чтец — составляет весь оркестр».
Своеобразие речевого стиля артиста-диктора обусловлено как
характером литературного материала, так и условиями его переда-
чи. Информативность материала, недостаток^ в нем художественных
элементов требуют от исполнителя образного видения тех событий
и фактов, о которых он говорит. Только при этих условиях артист
в состоянии обогатить текст собственными представлениями, отте-
нить подтекст, ярче выделить элементы эмоционального характера.
Отсутствие обратной связи с невидимой аудиторией подчеркивает
важность установления контактов с • нею путемг образной передачи
мысли, 'глубоко прочувствованной самим исполнителем. Все это тре-
бует от него большой непринужденности, естественности, искрен-
ности и простоты. -
В кинематографе и на телевидении дикторский текст связывает-
ся обычно с показом научно-популярных или хроникальных филь-
мов.. Здесь важно использовать слово не только для описания собы-
тий, явлений и картин природы, происходящих на экране, но и для
усиления чувств, возникающих при этом у зрителей.
В условиях радиовещания и телевидения важной особенностью
является большая оперативность подачи информационных материа-
лов. Это требует от исполнителей быстрой ориентации в них, остро-
ты мышления и мастерства, позволяющих умело сочетать логиче-
скую и эстетическую стороны передачи," тонко и ненавязчиво ис-
пользовать в них выразительные средства речи.
Итак, при общности подхода к решению задачи, общности вы-
разительных средств речи характер самих передач, условия их
решения требуют от исполнителей определения меры в использова-
нии этих средств, правильного выбора соотношения семантической
и эстетической функций речи.
Выразительные средства
Одноголосной музыки.
N ' •. --.••-•,
Музыка — это мир звуков, физические параметры которых, та-
кие, как сила, высота, длительность, организованы определенным
образом. Звуки возбуждаются в одиночку или группами, одновре-
менно или последовательно в сложных сочетаниях и при постоянном
изменении их физических параметров. Как и в случае речи, изме-
нения каждого из параметров музыкальных звуков создают впечат-
ления, связанные с жизненным опытом, а потому и понятные для
человека. v -
• Увеличение громкости звука воспринимается как признак угро-
зы, повышенной возбужденности; ослабление — как признак успо-
коенности и доверия. Изменение высоты звука тоже воспринимается
по-разному. Так, высокие звуки создают впечатление быстрого дви-
жения (свист ветра) или малых размеров источника - звука
(писк комара): низкие звуки характеризуют грандиозность и
силу явления, опасность (гром, разрыв снаряда). Такой физический
параметр, как темп, связан с представлениями о скорости движения,
',. 41
о быстроте развертывающихся событий, увеличении внутренней на-
пряженности.
Таким образом, определенная организованность различных зву-
ков, изменение их физических характеристик могут вызвать у чело-
века не только определенные мысли, но и разнообразные чувства.
Отсюда следует, что музыка, как и речь, черпает свои выразитель-
ные средства прежде всего из привычных жизненных представле-
ний, из веками приобретенного опыта. Однако музыка располагает
и новыми выразительными средствами, найденными людьми и по-
степенно ими освоенными. Они проявились в виде особой организо-
ванности музыкальных звуков и их сочетаний по таким признакам,
как высота и ритм звука.
Мелодический интервал лежит в основе такой организованности
звуков, которая открывается при их сопоставлении по высоте. Дело
в том, что слух воспринимает высотные интервалы между следую-
щими" друг за другом звуками как одинаковые при определенном
отношении их частот. Это позволило поделить звуки на большие
группы — октавы. Высокая различающая способность слуха привела
к необходимости поделить каждую из этих групп на более мелкие
интервалы. Интервалы, определяющие высотное «расстояние» меж-
ду двумя последовательно взятыми звуками, могут отличаться на
одну, две (интервал-секунда}, три (терция), четыре (кварта] и
больше ступеней. Их выразительность разнообразна. Энергичное на-
чало «Интернационала», «Марсельезы», песни «Священная война»
определяется интервалом кварта; грустный оттенок слов песни
«Не о том скорблю, подруженьки...» связан с интервалом малая се-
кунда; певучесть мелодии песни В. Соловъеви'Седова «Соловьи»
опирается на интервал секста.
Лад (согласие) — система слаженного звучания, обусловленная
взаимным тяготением звуков. В ней проявляется новое качество
звука — его устойчивость или неустойчивость. К устойчивому звуку,
называемому тоникой, тяготеют другие звуки. Тоника снимает -не-
устойчивость предыдущих или следующих за ней Звуков. Это, на-
пример, слышно в песенке Роберта из фильма «Дети капитана
Гранта»: «...кто ищет, тот всегда най-der». Лад выделяет отдельные
интервалы, увеличивая выразительность звучания. Особенно это
относится" к главным ладам — мажору is. минору, которые стали вы-
разителями разных чувств: первый — бодрости и радости, второй —
суровости, подавленности. • f
Тональность всего музыкального произведения как раз и зави-
сит от того, какая из тоник при их смене является главной. Гос-
подствующая роль одной,тоники объединяет все звучания, делает
музыкальную мысль полной и законченной. Появление новых вре-
менных тоник, подчиненных главной, их движение вокруг этой глав-
ной придает динамический характер развитию музыки.
Тембр не принадлежит к чисто музыкальным выразительным
средствам — он присущ любым натуральным; звучаниям и тесно свя-
зан с высотными призвуками (обертонами), которые возникают од-
.новременно с основным тоном. Каждый человеческий голос, музы-
кальный инструмент имеют свой тембр, который может изменяться
в зависимости от способа звукоизвлечения. Разнообразие тембров,
способных придать основным тонам оттенок нежности, теплоты, уг-
розы или страха, заметно сказывается на создании выразительных
музыкальных образов.
Важным выразительным средством музыки является определен-
ная соотносительность звуков по времени, по силе подчеркнутости,
определяемой ритмом. Ритм — это временная организованность, вы-
ражающая соотношение длительностей отдельных музыкальных
звуков, периодичность, отмечаемая их усилением. Периодичность
сильных звуков, идущих рядом со слабыми, определяет музыкаль-
ный размер звучания. Размеро-ритм — важнейший элемент музы-
кальной выразительности. Ритмический рисунок музыкального
произведения то определяет характер танца, ритм труда («Песня
косадя» П. И. Чайковского), то выражает состояние беспокойства
(барабанный бой перед казнью) или высокой торжественности (ко*
локольный перезвон в сцене венчания царя Бориса в опере
М. П. Мусоргского «Борис Годунов»). Используя ритм и динамику
при игре на ударных инструментах, можно выразить высшую сте-
пень возбужденности. Чаще используются размеро-ритмы двух-
и трехдольные. В маршевом такте, например, две доли т- ударная, и
безударная, в такте вальса — их три.
Важным элементом, выразительности является темп, или ско-
рость исполнения. Веселые, энергичные музыкальные произведения
требуют быстрого, тогда как торжественные и печальные — медлен-
ного темпа. Темп исполнения может быть постоянным или меняю-
щимся, переходя через ряд ступеней.
Сила звука, его динамика, характеризующая изменяемость силы,
сильнейшим образом влияет на выразительность всего мелодическо-
го построения. Это, как отмечалось, широко используется в речи.
И все-таки наиболее тонкую нюансировку этот звуковой параметр
находит в мелодии. Различные ступени — forte и piano? усиление
(crescendo) и ослабление.(diminuendo) громкости звука связыва-
ются с большим диапазоном человеческих чувств от ласковости до
гнева, от успокоенности до страха.
Большое число выразительных средств, их изменяемость, бога-
тейшие возможности их сочетания при последовательном и парал-
лельном использовании позволяют музыке запечатлеть все многооб-
разие человеческих чувств, все их тончайшие оттенки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: