Восприятие интенсивности сигналов
Как известно, основные параметры ощущения (громкость звука,
высота тона и др.), будучи нелинейно связанными с соответствую-
щими параметрами раздражения, зависят еще и от других его п&-
Зраметров. Так, громкость звука нарастает непропорционально уве-
личению интенсивности сигнала, и на эту связь дополнительно вли-
яет частота и длительность последнего.
Трансформирующее действие системы восприятия показывает,
что информация, которую несут с собой сигналы, создаваемые на-
туральными источниками звука, заметно видоизменяется и может
быть избыточной. По степени же избыточности можно найти опти-
мальные технические характеристики электроакустического тракта.
Кроме того, выявление тех акустических параметров слухового вос-
приятия, которые повышают семантическую и эстетическую инфор-
мативность, позволяет творчески использовать систему, управления
сигналами в процессе звукопередачи.
Слуховой аппарат воспринимает уровни, силы звука %в диапазоне
до 120-—130 дБ. В эти пределы вполне укладываются сигналы, всех
реальных источников звука. Однако для правильного суждения о*
связи ощущения звука — его громкости с раздражением, т. е. с
уровнем силы звука, нужно помнить, что изменение чувствительнос-
ти слухового аппарата далеко не точно подчиняется логарифмиче-
скому закону, принятому при построении кривых одинаковых уров-
ней громкости (пунктирные, линии на" рис. 4.1). Фактически еубъ->
ективно воспринимаемая громкость (в сонах)4, как видно по кривым,
показанным сплошными линия-
ми, при малых уровнях силы
звука изменяется медленнее, а
при больших —- быстрее, чем
уровень громкости, измеряемой
в фонах. Мелким пунктиром
показаны изменения кривых
уровней громкости для случая
диффузного звукового поля,
т. е. для звукопередач, веду-
щихся из помещений.
Рис. 4.1. Сравнение кривых равного уровня громкости (в фонах) и субъек- тивной громкости (в сонах)
|
Как видно по рис. 4.1, для
мощных источников различие
между субъективной гром-
костью и ее уровнем невелико,
тогда как для источников малой мощности это различив становится
очень большим. Непропорциональное увеличение громкости вместе
с повышением уровня заметно сказывается на натуральных сигна-
лах в том, что слух как бы подчеркивает усиленные по уровню фор-
мантные областиг делая речь более четкой, увеличивая носкостьго-
лоса, выделяя характерные особенности каждого из музыкальных
инструментов. Очевидно, это свойство слуха может быть использо-
вано при управлении сигналами в процессе звукопередачи.
Кривые рис. 4.1 показывают, что соотношение между объектив-
ным акустическим стимулом и субъективно воспринимаемой гром-
костью не является постоянным при различных частотах сигнала*.
Сигнал натуральных источников представляется в виде некоторого
набора чистых тонов. Поэтому важно установить, какие изменения
претерпевают эти сигналы при изменении их общей интенсивности.
_При высоких уровнях силы звука (80—90 дБ) кривые равной
громкости почти параллельны оси частот и частотные составляющие
сложных сигналов претерпевают наименьшие изменения громкости.
Воспроизведение таких сигналов с пониженным уровнем усиления, '
как это бывает при слушании радиопередач в домашних условиях,
вызывает потери низко- и высокочастотных составляющих. Более
слабые сигналы с уровнями ЗО-г-60 дБ слуховой аппарат восприни-
мает с ослаблением низких и высоких частот. Увеличение же гром-
кости за счет общего усиления, как это практикуется при звукопе-
редаче в кинематографе, нарушает естественные для таких сигналов
соотношения, обнаруживаемые слухом как подчеркивание низких и
высоких частот. Следовательно, и усиление и ослабление нату-
ральных сигналов при записи или воспроизведении звука требует
соответствующей частотной коррекции.
|
Рис. 4.2. Зависимость критической по- лосы слуха Af от частоты сигнала при слушании одним (1) и двумя (2> ушами.
|
Субъективно воспринимаемая громкость нескольких тонов, а сле-
довательно, и сложных сигналов зависит от их когерентности. Бели
они некогерентны, что наблюдается, когда частоты одновременно
звучащих тонов отличаются не менее чем в,четыре раза (на две ок-
тавы), то субъективная громкость их будет арифметически скла-
даваться (39]. • Это соответствует таким натуральным источникам,
которые имеют только нечетные гармонические составляющие (на-ч
пример, кларнет), или двойным созвучиям, взятым, ^найример,. на
фортепиано. Когда же разли-
чие в частотах невелико и оба
тона, лежат в пределах одной
критической полосы слуха А/,
значение которой можно опре-
делить по рис. 4.2, складывают-
ся уже не^ громкости, а только
соответствующие им звуковые
давления, что дает максималь-
ное увеличение уровня громко-
сти только на,6 фон. И в этом
случае реальные сигналы по
сравнению с чистыми тонами
|
имеют увеличение громкости особенно для тех источников, у кото-
рых амплитуды первых* гармоник заметно больше, чем у основной
частоты (скрипка, валторна и др.)..
Таким образом, реальные сигналы имеют громкость большую,
. чем ^ близкие к ним чистые тоны, что подтверждается эксперимен-
тальными кривыми зависимости громкости чистого тона (7), равно-
мерно воздействующего (2) и белого (3) шума от уровня звукового
давления (рис. 4.3),
Очевидно, и для групповых источников будут сохраняться те же
закономерности, которые существуют для одиночных или для труп-
Рис. 4.3. Зависимость громкости чистого тона (1) и сложных сигналов (2, з) от уровня звукового давления
|
Рис. 4.4. Кривые порога слышимости то-
на при маскировке белым шумом (В)
узкополосными шумами (А, Б) и звука-
ми скрипки (195 и 1500 Гц)
пы чистых тонов. Следовательно, каждое удвоение числа одинако-
вых источников (например, в унисон играющих скрипок) будет
приводить к увеличению их уровня громкости не более чем на
6 фон. Если же источники неодинаковы и их звучания заметно от-
личаются по частоте (например, скрипка и контрабас), то при одно-
временной игре громкости таких инструментов могут складываться.
В практике телевидения и кинематографа встречаются передачи,
в которых одиночные или групповые источники должны звучать на
фоне шумов и других мешающих звуков, чаще всего негармониче-
ского характера, В этом случае фоновые сигналы будут полностью
или частично маскировать основной сигнал. Степень маскировки
зависит от уровня маскирующегоч сигнала и его характера. По сво-
ему характеру маскирующие звуки могут быть близкими к белому
или узкополосному шуму, представляться созвучиями или чистыми
тонами. Граница, у которой полезный сигнал начинает прослуши-
ваться на фоне мешающего, называется порогом слышимости при
маскировке- Он лежит на несколько децибел выше уровня полезного
сигнала.
На рис. 4.4 показаны кривые порога слышимости тона при мас-
кировке белым и узкополосным шумом при средних частотах по-
следнего — 250 (А) и 1000.Гц (Б) — и уровнях 40, 60 и 80 дБ. По-
роговые кривые для белого шума (В) параллельны, имея подъем
на 10 дБ в пределах частот от 1000 до 10.000 Гц. Это указывает на
большее маскирующее действие высокочастотных составляющих бе-
лого шума по сравнению с низкочастотными. Маскирующее дейст-
вие низкочастотных шумовых пОлос шириной 160 Гц и уровнем
60 дБ охватывает частоты в пределах от 80 до 1000 Гц, тогда как
полосы высокочастотных шумов с теми же параметрами оказывают
маскирующее действие в более узком диапазоне частот — от 500 Гц
до 2000 Гц. Увеличение уровня маскирующего сигнала заметно рас-
ширяет зону маскирующего действия в сторону высоких частот.
Волнистыми линиями на рис. 4.4 показаны пороги слышимости
для случаев, когда маскирующими сигналами являются тоны скрип-
ки с основными частотами 195 Гц и 1500 Гц. Судя по этим кри-
вым, эффект маскировки сказывается на частотном спектре полез-
ного сигнала, начиная с основной, частоты маскирующего тона. От-
сюда следует, что.ширина полосы маскировки будет возрастать по
мере понижения этого тона. Расширение маскирующего действия
низкочастотных сигналов в известной мере учитывается при уста-
новлении численности отдельных групп исполнителей. Так, в сим-
фоническом оркестре число виолончелей уменьшают по сравнению
со скрипками. Так же поступают и при определении количества
низкочастотных ударных инструментов в оркестре и соотношения
мужских и женских голосов в хоре. Эту особенность маскировки
следует принимать во внимание и при повышении уровня усиле-
ния воспроизводимой музыки, так как уровень низкочастотных сиг-
налов при этом заметно увеличивается. При наложении узкополос-
ного шума на формаитные области музыкальные сигналы будут те-
рять свою узнаваемость, а речевые — понятность отдельных звуков..
Как показывает опыт, отношение уровня шума Nm. к уровню по-
лезного сигнала N для хорошего или удовлетворительного восприя-
тия речи должно быть не больше 0,5-j-0,7.
Нужно отметить, что слуховой аппарат при восприятии сигна-
лов высокого уровня привносит свои, так называемые субъектив-
ные искажения. Так, при уровне сигнала 100 дБ первая и вто-
рая субъективные гармоники достигают уровня соответственно 85
и 70 дБ.
В заключение можно сделать следующие общие выводы.
1. Диапазон уровней интенсивности звука, воспринимаемого''слу-
хом, равен 120-7-130 дБ, что достаточно для приема полного дина-
мического диапазона любого реального источника звука,
2. Резкое повышение громкости при увеличении уровня силы
звука способствует подчеркиванию формант, что улучшает четкость
речи и делает звучание каждого натурального источника более ха-
рактерным.
3. Уменьшение или увеличение уровня усиления при передаче
сложных сигналов вызывает соответственно потери или подчерки-
вание их низко-и высокочастотных составляющих.
: 4. Субъективная громкость натуральных сигналов выше, чем
у чистых тонов той же интенсивности, и так же, как для групповых
источников, или несколько увеличивается при близком расположе-
нии их частотных составляющих, или складывается, если они раз-
мещаются далеко.
5. Увеличение уровня шумовых сигналов повышает их маски-
рующее действие. Наиболее опасными являются низкочастотные шу-
мы или тоны, имеющие широкую полосу маскировки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: