Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте




 

Нравственное воспитание младшего школьника - очень ответственная и тонкая задача, которая должна базироваться исключительно на индивидуальном подходе. Поэтому педагогу крайне важно знать особенности младшего школьного возраста, как психологические, так и физиологические, поскольку только на индивидуальных особенностях каждого ребенка будет строиться наиболее эффективная система его нравственного воспитания. Кратко коснемся данного аспекта.

Разные исследователи отмечают несколько разнящиеся рамки младшего школьного возраста, но общепринятым считается возраст ребенка в 6-7 лет и до 10-11 лет. Основной деятельностью, которой занимаются дети, становится учеба.

Хрестоматия по детской психологии, цитируя Э.Эриксона, отмечает [17, 405], что педагог, к которому поступают учиться дети, становится одной из ключевых фигур мира младшего школьника. В этот момент происходит формирование социальных компетенций и чувства ответственности ребенка, происходит основной этап процесса социализации, формируется психологическая компетентность поведения, идет самоосознание и самоутверждение себя как личности, формируются основные личностные черты. Ребенок учится соотносить свои возможности со своими потенциями, чему в основном способствует его учитель. Объективная оценка возможностей, способностей и достижений ребенка ставит его на определенную ступень в коллективе класса, дает ему чувство удовлетворенности своей работой, и напротив - неадекватная оценка, частый уход в отрицательную оценку формируют чувство психологического дискомфорта, психологической и социальной неполноценности. Поскольку самооценка ребенка не имеет устойчивой позиции и склонна к постоянному изменению, то позиция педагога во многом способствует ее коррекции и правильному становлению личности. Оценка учителя также становится ключевым стимулом к познанию: похвала придает ребенку стимул учиться дальше.

Сухомлинский, отмечая роль педагога в самооценке ребенка и, как следствие, его поведения, чувства ответственности и успехов в учебе, отмечает следующие формы отклонения поведения ребенка в случае ошибок учителей [15, 76]: агрессивность поведения, истеричность, чувство несправедливости и обиды, чрезмерная легкость отношения к учебе, равнодушие к учебе, учеба из-под палки, страх наказания, стремление к шутовству.

Отклонения поведения могут привести к окончательному формированию неблагоприятного развития личности и характера ребенка. По мнению А. Венгера, среди таких типов можно выделить 5 [4, 71]:

. Постоянные неудачи. Этот тип сопровождается высоким уровнем тревожности и депрессии ребенка и характеризуется постоянным страхом плохих оценок и наказания, в итоге чего ребенок не может сосредоточиться на учебе и действительно может получить наказание в случае неадекватного распознания этого типа родителями и педагогами.

. Сказочный мир. Ребенку с таким типом отклонения в поведении свойственно проявлять интровертность, хотя ребенок мог быть изначально общителен, такой ребенок создает в своем воображении богатые фантазийные миры и постоянно пребывает в них, так как внешний мир не дает им необходимые для их развития возможности. Как правило, таким детям не хватает общения и внимания.

. Агрессия. Агрессия и отрицательное отношение ребенка к окружающим, социопатия, негативизм - как правило, следствие недостатка внимания при выраженных тенденциях к агрессивности. Такие акцентуации характера можно выявить при соответствующем тестировании по методике Леонгарда-Шмишека и с учетом его результата корректировать поведение ребенка.

. Вербальный тип отклонения. При таком типе отклонения ребенок «трещит как сорока», часто его речь не сформирована сознательно, т.е. ребенок может быть заносчив, может вести себя оскорбительно, дерзко. Такой тип поведения возникает при хорошем словарном запасе, но инфантилизме мышления. Как правило, в воспитании таких детей допущена педагогическая ошибка со стороны родителей, а именно переоценка способностей ребенка, его восхваление. Такой ребенок имеет завышенную самооценку и демонстративен в поведении. К таким детям и их родителям нужно подходить достаточно деликатно и стараться в мягкой форме передавать им понятия такта и допущения ошибок, формировать чувство ответственности за свои решения и умение адекватно оценивать свои способности.

. Интеллектуальный тип. Такой ребенок не по годам развит по типу мышления, имеет отличный словарный запас и логически мыслит, однако, как правило, у таких детей плохо развито воображение и умение мыслить образно. Это также связано с педагогической ошибкой воспитания родителями - такие дети слишком рано сопоставляются со взрослыми, а детская деятельность ребенка оказывается на втором плане.

Вообще в школе, особенно в младших классах, формируются основы личности ребенка, что связано с новой системой взаимоотношений и необходимостью выработки качественно нового подхода к общению с окружающими, выработки новых психологических характеристик и черт [6, 82]. За счет разной степени подготовки к школьной реальности, дети могут быть как всесторонне развиты, так и абсолютно не готовы учиться в новой для них среде. Вследствие этого ребенку может быть неинтересно учиться по причине чрезмерной для него легкости, а может быть неинтересно учиться из-за слишком большой непривычной нагрузки. Поэтому обычно школьная обучающая программа легче того уровня, который способны воспринять младшие дошкольники и составлена таким образом, чтобы у педагога было время скорректировать детей по уровню развития. Здесь возникает две основные задачи: адаптация детей к учебному процессу и выработка интереса к процессу познания [12, 203].

Задача адаптации детей к учебному процессу включает в себя и такую проблему, как выработка сосредоточенности - как правило, детям после ДОУ достаточно сложно сосредоточиться на одном предмете на полное время урока, от него требуется самодисциплина, регуляция собственного поведения, часто требуется применение нового точного и сложного моторного навыка - письма. В связи с этим дети младшего школьного возраста легко утомляются. Ребенок, начиная учиться в школе, попадает в качественно новую среду по сравнению с ДОУ и вынужден приспосабливаться и занимать определенное место в социуме класса. Первый класс знаменуется формированием социальной структуры класса и характеризуется повышенной познавательной активностью - смена обстановки, смена коллектива, новые условия - все это пробуждает активное стремление к познанию, однако уже к концу первого года интерес к познанию неуклонно падает [6, 194]. Решениями этих проблем является постоянное поддержание интереса к предмету познания, чему немало способствует активно развивающаяся в последнее время педагогическая технология проектной деятельности - один из новых видов формирования познавательной активности детей.

Учитель, таким образом, становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Фигура педагога становится нравственной основой, с которой во многом неосознанно берут пример младшие школьники при формировании нравственных основ личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...