Организация нравственного воспитания в современной школе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Методы нравственного воспитания школьников базируются на выборе метода воспитания, а классификация методов воспитания базируется на различных основаниях. Соответственно преподаватель может выбирать из достаточно обширного спектра достижений педагогической мысли, в зависимости от того, на какой результат он будет опираться. Существует несколько классификаций методов воспитания, которые базируются на разных основаниях. Рассмотрим основные [14, 139]. . Методы воспитания в зависимости от характера воздействия на личность учащегося: · убеждение · упражнение · поощрение · наказание 2. Методы воспитания в зависимости от источника воздействия на личность учащегося: · словесные методы · проблемно-ситуативные методы · методы научения и упражнения · методы стимуляции · методы торможения · методы руководства · методы самовоспитания. 3. Методы воспитания в зависимости от конечного результата воздействия на личность учащегося: · методы, которые формируют представления, понятия и идеи и влияют на нравственные установки, мотивы, отношения · методы, которые определяют тип поведения путем влияния на привычки. 4. Методы воспитания в зависимости от направленности воздействия на личность учащегося: · формирующие мировоззрение, осуществляющиеся на основе обмена информацией · организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения · оказывающие помощь учащимся и направленные на оценку их поступков. 5. Методы воспитания в зависимости от попарного воздействия на личность учащегося методами контроля и самоконтроля: · убеждение и самоубеждение (воздействие на интеллект)
· поощрение и наказание (воздействие на мотивацию) · внушение и самовнушение (воздействие на эмоции) · требования и упражнения (воздействие на волю) · внешняя коррекция поведения и самокоррекция поведения (воздействие на саморегуляцию) · применение воспитывающих ситуаций и социальных проб (воздействие на предметно-практическую сферу) · применение метода дилемм и рефлексии (воздействие на экзистенциальные убеждения личности). Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Для младшего школьного возраста основными методами нравственного воспитания согласно наиболее общепринятой на данный момент классификации Г. Щукиной можно назвать следующие, базирующиеся на комплексном воздействии на формирование личности учащегося [19, 83]: · методы воздействия на сознание учащихся, которые способствуют формированию нравственного сознания личности ребенка; · методы организации ситуативного воспитания путем организации трудовой и досуговой деятельности, формирования опыта общественного поведения; · стимулирующие поведение и деятельность учащихся методы. К первой группе методов относят такие методы, как этическая беседа в индивидуальном и групповом порядке (программные, эпизодические, экспромтные, отсроченные), этический рассказ, методика неоконченных предложений, объяснение, диспут, совместные детско-родительские вечера, классные часы, посещения выставок, театров, экскурсии, личный пример педагога, знакомство детей с основами нравственности на примере жизненного опыта, притч, басен и т.п. Ко второй группе методов относят такие методы, как упражнение, приучение, требование (прямое и косвенные - совет, игра, доверие, просьба), поручение и создание воспитывающих ситуаций. Как правило, это практическая деятельность, которая многократно повторяется, но при этом понятна с точки зрения необходимости и достижима с точки зрения требований. Такие методы подразумевают ответственность детей за принятие решения перед детским коллективом, самим собой, учителем и родителями.
К третьей группе методов принято относить такие методы стимулирования учащихся, как поощрение или наказание, соревнование, ориентация на перспективу и традиции, ориентация на общественное мнение, метод взрыва (одномоментный и специально организованный), метод переключения, метод обеспечения успеха в деятельности и т.д. Важно также держать обратную связь с учащимися, понимать, насколько применение того или иного методы оправдано, насколько оно эффективно и содержательно. Поэтому педагог в своей деятельности должен использовать такие методы оценки эффективности воспитательного процесса, как педагогическое наблюдение, беседы, направленные на выявление уровня воспитанности и нравственности учащихся, применение психологических методик и опросников, выявляющих результат применения того или иного метода, а также анализ результатов общественно полезной деятельности учащихся, деятельности органов ученического самоуправления и намеренное создание проявляющей нравственные особенности воспитания ребенка социальной ситуации. Таковы основные приемы воспитания нравственности у детей. Однако следует помнить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но учитель, его личность, знания, убеждения, а также та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений преподавателя и детей, детского коллектива между собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе работы мы достигли цели исследования: провели исследование особенностей нравственного воспитания личности ребенка в младшем школьном возрасте. В ходе работы мы решили следующие задачи исследования: рассмотрели в исторической ретроспективе особенности нравственного воспитания младших школьников, проанализировали психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте, выявили особенности нравственного развития младшего школьника, изучили процесс организации нравственного воспитания в современной школе.
В ходе работы мы пришли к следующим выводам. В дореволюционной России основным источником нравственного и духовного воспитания считалась семья, а школа была лишь инструментом развития ума и интеллекта, образовательным элементом в воспитании детей. После революции картина воспитания детей кардинально меняется. Приоритетными стали идейно-политические императивы; воспитание в нравственном аспекте превращается в задачу формирования человека нового типа, которая, в свою очередь, требует разрыва с семейным «консервативным» воспитанием. К концу XX века сложилась такая ситуация - как и предполагал К. Ушинский, школа являлась основным образовательным элементом, который обучал детей различным наукам, но обучаться тому, как нужно себя вести, что хорошо и что плохо, основам этики и эстетики дети могли только с помощью родителей и самостоятельно. Сейчас наблюдается тенденция к возвращению понимания того, что личность как таковая не исчерпывается только характеристикой социальности. Основа личности все-таки ее нравственное развитие, которое является основополагающим базисом для дальнейшего развития умственного, интеллектуального и творческого. Отечественная система образования, рассматриваемая в этом русле, переживает пору переосмысления ценностных оснований воспитания. Нравственное воспитание младшего школьника - очень ответственная и тонкая задача, которая должна базироваться исключительно на индивидуальном подходе. Поэтому педагогу крайне важно знать особенности младшего школьного возраста, как психологические, так и физиологические, поскольку только на индивидуальных особенностях каждого ребенка будет строиться наиболее эффективная система его нравственного воспитания. Основным залогом нравственного воспитания школьника в младшем возрасте является тот небольшой, но фундаментальный опыт, который ребенок приносит в школу из семьи и детского сада. В младшем школьном возрасте мы сталкиваемся с первым и частично вторым уровнем становления нравственности по Л. Кольбергу, и переходом от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
Каждый учитель на каждом уроке показывает ребенку все богатства своего мировоззрения, внутреннего мира, культуры, морали и нравственного опыта. Поэтому учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Фигура педагога становится нравственной основой, с которой во многом неосознанно берут пример младшие школьники при формировании нравственных основ личности. Методы нравственного воспитания школьников базируются на выборе метода воспитания, а классификация методов воспитания базируется на различных основаниях. Соответственно преподаватель может выбирать из достаточно обширного спектра достижений педагогической мысли, в зависимости от того, на какой результат он будет опираться. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Однако следует помнить, что воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, но учитель, его личность, знания, убеждения, а также та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений преподавателя и детей, детского коллектива между собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2006. - 420 с. 2. Бондырева С.К. Традиции: Стабильность и преемственность в жизни общества. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 211 c. . Бунеев Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теория и практика: Монография / Р.Н. Бунеев. - М.: Баласс, 2009. - 120 c. . Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007 - 160 с. . Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки (1996 г.) // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М.: АСТ, 1997. - 22 с. . Гальперин И.Р. Избранные труды. - М.: Высшая школа, 2005. - 256 с. . Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 454 с. . Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. / Под ред. Т. Белоусовой, В. Одинцовой, Н. Шмелевой и др. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с. . Загрекова Л.В., Николина Н. Дидактика. - М.: Высшая школа, 2007. - 384 с. . Зелинский К., Черникова Т. Нравственное воспитание школьников. - М.: Планета, 2010. - 288 с. 11. Левчук Г.Д., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы./Электронный ресурс. - Режим доступа: <http://www.synergia.itn.ru/kerigma/vosp-det/potap/stat/pot01.htm>
. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 452с. . Новиков Н.Н. О воспитании и наставлении детей. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 380 с. . Седова Л., Толстолуцких Н. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2006. - 208 с. . Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с. . Ушинский К. Д. Избранные труда. В 4х т. Т.1. - М.: ДРОФА, 2005 640 с. . Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка./под ред. Г. Бурменской. - М.: МПСИ, 2005. - 656 с. . Шапошникова Т.Д. Проблема духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практике // Концептуальные вопросы преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школе. Мат. международной научно-практической конференции - СПб.: Петершуле, 2009. С.27-39. . Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение, 1994. - 176 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|