Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упоминание греха, и лицемерия в четвероевангелии

 

У всех трех Синоптиков (Мф. 19; Мк. 10; Лк. 18) есть описание ответа Господа богатому юноше, в котором Иисус Христос указывает на то, что нарушение ветхозаветных заповедей не позволяет человеку войти в жизнь вечную. Перечисленные евангелистами заповеди приведены в табл. 2

Табл. 2

Мф. 19, 18, 19 Мк. 10, 19 Лк. 18, 20
§ не убивай; § не прелюбодействуй; § не кради; § не лжесвидетельствуй; § почитай отца и мать; § люби ближнего своего, как самого себя. § не прелюбодействуй; § не убивай; § не кради; § не лжесвидетельствуй; § не обижай; § почитай отца твоего и мать. § не прелюбодействуй; § не убивай; § не кради; § не лжесвидетельствуй; § почитай отца твоего и мать твою.

 

Не трудно заметить, что все они непосредственно относятся к соблюдению обязанностей по отношению к своим ближним. Акцентирование Господом внимания на этих заповедях, по мнению толкователей: блаженного Феофилакта [30–33] и Б.И. Гладкова [7 с. 492, 493] говорит о том, что именно формальное соблюдение этих заповедей многими иудеями не позволяло им действительно искренне возлюбить Бога, выполнять волю Его (юноша так и не исполнил предложения Господа – не отказался от любостяжания) и как результат – препятствовало их вхождению в Царствие Божие.

Следовательно, можно утверждать, что основной грех ветхого человека это не просто не выполнение им 10 заповедей, данных Господом через Моисея (Исх. 20, 1 – 17), но и формальный подход к их соблюдению.

Непосредственное перечисление грехов Господом упоминается только у двух евангелистов: у Марка (Мк. 7, 21, 22) и Матфея (Мф. 15, 19). И это понятно – как мы уже говорили выше, при объективном отсутствии четкого учения о грехе в Четвероевангелие, прямое перечисление грехов, порождаемых злой человеческой волей, именно у этих евангелистов объясняется следующим:

§ систематизацией в изложении учения о спасении евангелистом Матфеем;

§ кратким, но емким изложением всей евангельской истории евангелистом Марком.

Сами перечни грехов приведены в табл. 3.

Табл. 3

Мф. 15, 19 Мк. 7, 21, 22
§ злые помыслы; § убийства; § прелюбодеяния; § любодеяния; § кражи; § лжесвидетельства; § хуления. § злые помыслы; § прелюбодеяния; § любодеяния; § убийства; § кражи; § лихоимство; § злоба; § коварство; § непотребство; § завистливое око; § богохульство; § гордость; § безумство.

 

Естественно, что приведенный Господом нашим Иисусом Христом перечень грехов далеко не полный, да и евангелисты, по мнению толкователей [1, 3, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 30] видимо, не ставили перед собой целью дать подробное перечисление всех грехов, упоминаемых Господом во время Его земной жизни – главное было показать их направленность, взаимосвязь с нашей греховной природой.

На невозможность счесть все наши скверные привычки, страсти, пороки указывает святитель Игнатий (Брянчанинов) [13], он акцентирует наше внимание на том, что Господь упоминает грехи только в связи с важностью нашего покаяния в них: «как первоначальная вера заключается в том, чтобы уверовать словам Божиим, так и первоначальное покаяние заключается в сознании своих согрешений и своей греховности, в сожалении о них, в принесении этих сознания и соболезнования посредством искренней исповеди и усердной молитвы пред лице Божие, с решимостью и обещанием оставить греховную жизнь, и принять в правило поведения евангельские заповеди» [13, т. 4, с. 13].

Места, где в Четвероевангелии упоминаются слова «грех», «грешный» и т.п. приведены в табл. 4.

Табл. 4

Мф. Мк. Лк. Ин.
§ 6: 14,15 («прощайте, и будете прощены»); § 9: 2, 5, 6, 10, 11, 13 («исцеление расслабленного»; «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»); § 11: 19 («Иисус об Иоанне Крестителе»); § 12: 31 (о хуле на Духа Святаго»); § 18: 15, 21, 35 («о согрешающем брате», «сколько раз прощать брату моему?», «притча о немилосердном должнике»); § 26: 28 (Тело и Кровь Христовы»); § 27: 4 (самоубийство Иуды»). § 1: 4,5 («проповедь Иоанна Крестителя»); § 2: 5, 7, 9, 10, 15, 16, 17 («исцеление расслабленного», «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»); § 3: 28 («о хуле на Духа Святого»); § 4: 12 («почему Иисус говорит притчами»); § 8: 38 («все отвергнуть ради Иисуса»); § 11: 25, 26 («прощайте, и будете прощены»); § 14: 41 («молитва в Гефсимании»). § 1: 77 («песнь Захарии»); § 3: 3 («проповедь Иоанна Крестителя»); § 5: 8, 20, 21, 23, 24, 30, 32 («первые ученики», «исцеление расслабленного», «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию»); § 6: 32, 33, 34 («любите врагов ваших»); § 7: 34, 37, 39, 47, 48, 49 («Иисус об Иоанне Крестителе», «Иисус в доме Симона фарисея», «притча о двух должниках»; § 11: 4 («Отче наш»); § 13: 2 («покайтесь!»); § 15: 1, 2, 7, 10, 18, 21 («притча о пропавшей овце», «притча о потерянной драхме», «притча о блудном сыне»); § 24: 7, 47 («Христос воскрес!», «Иисус является Апостолам»). § 1: 29 («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира»); § 8: 7, 11, 21, 24, 34 («Иисус и женщина, улученная в прелюбодеянии», «Я – свет миру»); § 9: 1, 3, 16, 24, 25, 31, 34, 40, 41 («Иисус исцеляет человека, слепого от рождения»); § 15: 22, 24 («если Меня гнали, будут гнать и вас»); § 16: 8, 9 («о приходе Утешителя, Духа истины»); § 19: 11 («приговор Пилата»); § 20: 23 (Воскресший Иисус является ученикам»).

 

Места в Четвероевангелии, где упоминается слово «лицемерие» приведены в табл. 5. Основанием для выделения упоминаний слова «лицемерие» в отдельную таблицу явился тот факт, что фарисейское лицемерие по своей сути было богохульством на Бога. Так, по меткому выражению святителя Игнатия (Брянчанинова): «грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех принадлежащий собственно духам отверженным, и составляющий их отличительнейшее свойство» [13, т. 4, с. 82].

Табл. 5

Мф. Мк. Лк.
§ 6: 2, 5, 16 («не твори милостыни напоказ»); § 7: 5 («не осуждайте других); § 15: 7, 8 («Иисус и пророчества старцев»); § 16: 3 («не будет неверующим знамения, кроме знамения Ионы пророка»); § 23: 13, 14, 15, 23, 25, 27, 28, 29 («горе вам, книжники и фарисеи»). § 7: 6 (Иисус и предания старцев»); § 12: 15 («отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»). § 6: 42 («не будьте лицемерами»); § 11: 44 («горе вам, фарисеи и законники»); § 12: 1, (берегитесь закваски фарисейской»).  

 

И так, исходя из приведенных в таблицах данных можно заключить, что слово «грех» и однокоренные с ним слова достаточно равномерно распределены по всему Четвероевангелию. Сделать вывод о предпочтительности использования евангелистами данного слова в определенные периоды земной жизни Иисуса Христа не представляется возможным.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...