Учебно-методическая работа
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет «Физической культуры и спорта» Кафедра теоретических основ физической культуры
"УТВЕРЖДАЮ" Декан факультета ФКиС ____________А.В. Сапего "___"_________ 2012 г.
П Р О Г Р А М М А П Р А К Т И К И
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ Го КУРСА ОТДЕЛЕНИЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
для специальности - 032 101 "Физическая культура и спорт" факультет - Физической культуры и спорта курс - 6 сроки - октябрь, январь продолжительность - 6 недель (3 недели в установочную сессию, 3 недели в зимнюю сессию)
Составители: к.п.н., доцент Жуков Р.С. Ст. преподаватель Печёрина О.В.
Кемерово 2012
Профессионально-ориентированная практика студентов 6-го курса заочного отделения на факультете физической культуры и спорта. Программа практики / Кемеровский государственный университет; Сост. Жуков Р.С., Печёрина О.В. - Кемерово, 2012. – 22 с.
Обсуждена на заседании Совета факультета ФКиС "___"___________ 2012 г. Протокол № ___
Утверждена на заседании кафедры Одобрено методической теоретических основ физической комиссией факультета ФКиС культуры "___" __________ 2012 г. "___" ______________ 2012 г. Протокол №______ Протокол №_____ Зав. кафедрой ____________ Председатель ______________ к.п.н., доцент Жуков Р.С. к.п.н., доцент Панчук Н.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессионально-ориентированная практика является важнейшим звеном профессионально-педагогической подготовки студентов отделения заочного обучения на факультете физической культуры и спорта. Она позволяет органически связать обучение, осуществляемое в различных формах аудиторных занятий, занятий проводимых по циклу спортивно-педагогических дисциплин в рамках учебной практики, с практической деятельностью студентов по реализации усваиваемых знаний, умений и навыков в выполнении профессиональной функции специалиста физической культуры и спорта.
Интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, педагогическая практика студентов ОЗО на факультете ФКиС обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки специалиста по направлению 521900 - "Физическая культура", и квалификации "Педагог по физической культуре и спорту" по специальности 032 101 - "Физическая культура и спорт". Целью практики является содействие профессиональному самоопределению студента, подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций специалиста физической культуры и спорта в реальных условиях "производственной" действительности, формированию профессионально-значимых качеств и психических свойств личности специалиста этого профиля, развитию интереса к избранной профессии. Основными задачами профессионально-ориентированной практики студентов ОЗО являются: - непосредственное знакомство студентов с руководством и управлением воспитательно-образовательным процессом в сфере основного и дополнительного образования, детского и юношеского спорта, с системой организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, ДЮСШ (СДЮШОР, ДЮКФП, ДЮСК по месту жительства и других учреждениях дополнительного образования, осуществляющих подготовку юных спортсменов, оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением), содержанием деятельности преподавателя физической культуры, тренера;
- формирование устойчивого интереса и любви к избранной профессии; - содействие формированию профессиональных и личностных качеств в конкретных условиях практики; - содействие повышению уровня методической подготовленности и проведения учебных занятий с учащимися (учебно-тренировочных занятий с юными спортсменами); - знакомство с технологией планирования учебного материала по предмету «физическая культура», и системой подготовки юных спортсменов; - изучение и обобщение передового опыта работы преподавателей, тренеров, использование его в целях собственного профессионального совершенствования; - знакомство с вопросами общепрофессионального характера: особенностями педагогической деятельности преподавателей, тренеров по спорту (задачи, содержание, формы организации, основы методики проведения отдельных воспитательно-образовательных мероприятий); системой повышения профессиональной квалификации специалиста физической культуры и спорта и др.; - совершенствование умений изучать коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования развития и подбора методов управления им; - совершенствование умений владеть собой в разнообразных (в т.ч. нестандартных) педагогических ситуациях; - содействие формированию развитой культуры и техники речи, развитию способностей владеть своей мимикой, жестами, голосом, интонацией; коммуникативных, конструктивных и организаторских умений. Базами прохождения профессионально-ориентированной практики студентов 6-го курса ОЗО могут являться образовательные учреждения (в т.ч. общеобразовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи; учреждения дополнительного образования), осуществляющие воспитательно-образовательный процесс, оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением, подготовку юных спортсменов: ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП, ДЮСК по месту жительства, станции юных туристов и др. Сроки и продолжительность практики студентов 6-го курса ОЗО 6 недель – в установочную сессию октябрь 3 недели и в зимнюю сессию январь – февраль 3 недели. В установочную сессию студенты после прохождения практики сдают отчётную документацию руководителям и получают зачёт, в зимнюю сессию в январе также сдают отчётную документацию руководителям и выставляется оценка. Студенты, работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, проходят практику по индивидуальному заданию без отрыва от места работы. Студенты, не работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, проходят обязательную педагогическую практику в учебно-воспитательных учреждениях в организованном порядке, или индивидуально по разрешению деканата (в т.ч. по месту жительства). При определении баз прохождения педагогической практики учитывается и спортивная специализация студента.
В ходе прохождения практики студентам 6-го курса ОЗО предоставляется полная самостоятельность, поощряются творчество и инициативность в решении педагогических задач. Функции руководителей практики сводятся преимущественно к консультативной помощи, анализу работы практикантов, контролю над качеством и своевременностью выполнения учебных заданий. Основными методами обучения студентов являются - ознакомительно-репродуктивный и частично - поисковый, реализуемые через собеседования, инструкции консультации; комментированные наблюдения, выполнение заданий "по образцу" с внесением элементов творческого поиска соответственно возникающим педагогическим ситуациям. Особое значение придается методическим занятиям, проводимым руководителями педагогической практики по выполнению конкретных заданий (проведение педагогических наблюдений, анализ урока, изучение особенностей классного коллектива, личности юного спортсмена и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА Участие в проводимом на факультете организационном собрании по практике, посвященном рассмотрению следующих вопросов: особенности задач, содержания и организации педагогической практики студентов 6-го курса ОЗО; права и обязанности студентов-практикантов, распределение индивидуальных заданий по НИРС и УИРС.
Собеседования с работниками базового учреждения: директором или его заместителем, врачом или медсестрой, учителем физической культуры, классным руководителем, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами и др. (по вопросам организации работы, традиций, показателей за последние годы, преподавательских и тренерско-преподавательских кадров, материальной базы, финансирования, контингента учащихся, занимающихся и т.д.). Составление индивидуального плана работы студента-практиканта на предусмотренный период времени практики и оформление документации, оформление и ведение "Дневника студента-практиканта", отражающего содержание, анализ и качественную оценку результатов работы за каждый день практики (для студентов, не работающих по специальности, соответствующей профилю факультета). Оформление индивидуальной отчетной документации и сдача ее групповому руководителю в установленные сроки. Участие в собрании по подведению итогов практики, и в обсуждении итогов педагогической практики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Наблюдение и последующий анализ проведенных учителем физической культуры, тренером-преподавателем уроков, учебно-тренировочных занятий в классах и группах, прикрепленных к студенту-практиканту, с целью ознакомления с особенностями контингента, организации занятий и методикой их проведения. Участие в инструктивно-методических занятиях, проводимых руководителями практики по выполнению конкретных заданий, изучение документации по планированию учебной и учебно-тренировочной работы. Знакомство с технологией планирования учебной и учебно-тренировочной работы на год, месяц, один урок (тренировочное занятие). Разработка (на основе годовых планов) поурочных или тематических планов на период практики для прикрепленных к студенту-практиканту классов, учебно-тренировочных групп. Разработка план-конспектов уроков, учебно-тренировочных занятий. Просмотр с последующим разбором, обсуждением и оценкой занятий, проводимых другими студентами-практикантами. Выполнение психолого-педагогических анализов уроков и учебно-тренировочных занятий, проводимых учителем физической культуры, тренером-преподавателем и студентами-практикантами в группах занимающихся различного возраста и уровня спортивной квалификации, с оценкой и рекомендациями по совершенствованию содержания, организации и методики занятий. Разработка совместно с учителем физической культуры, тренером-преподавателем и педагогом-организатором календарного плана физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, плана воспитательной работы на период практики. Посещение других базовых учреждений для изучения и обмена опытом работы.
Проведение в качестве помощника, а начиная со второй недели - самостоятельно, уроков и учебно-тренировочных занятий. Всего за период практики – не менее 6-ти занятий с занимающимися младшей, средней и старшей возрастных групп. Количество занятий в разных возрастных группах определяется индивидуально, в зависимости от уровня подготовленности студента-практиканта. Подготовка и проведение одного открытого творческого урока, тренировочного занятия, в любое приемлемое для практиканта время, в течение всей педагогической практики. О дате проведения занятия необходимо оповестить руководителей практики (в недельный срок). Содержание, методы, педагогические приемы, средства для творческого (открытого) занятия выбирает по своему желанию практикант, он может провести его (согласно намеченному тематическому плану) с занимающимися любой возрастной группы. Изучение и овладение методикой контроля и оценки успеваемости по предмету «физическая культура», проведения приема контрольных нормативов для оценки уровня общей и специальной технической подготовленности, уровня технико-тактического мастерства юных спортсменов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Совместно с классным руководителем, тренером-преподавателем (педагогом-организатором) определить содержание, направленность и объем воспитательной работы на период педагогической практики, внести мероприятия в индивидуальный план. Изучить личностные особенности отдельных учащихся, особенности учебно-тренировочной группы, на основании наблюдений за жизнью и деятельностью учащихся во время учебных, учебно-тренировочных занятий, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, бесед с занимающимися и тренерами-преподавателями, проведения экспериментов по методике "выбора партнера". Составление на основании материалов наблюдений и эксперимента психолого-педагогической характеристики личности юного спортсмена (классного коллектива) с рекомендациями о наиболее рациональных путях воспитательных воздействий. Подготовить и провести коллективные творческие дела, беседы, лекции по вопросам здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Принять участие в подготовке и проведении тематического вечера (праздника), коллективном посещении культурно-досуговых мероприятий и др. Активно участвовать в профориентационной работе, изучая методы ее ведения.В качестве помощника классного руководителя, тренера-преподавателя или педагога-организатора принять участие в подготовке и проведении родительского собрания. Провести беседы с учащимися и их родителями по разъяснению задач и содержания здорового образа жизни, роли физической культуры и спорта в нем.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА Подготовка и ремонт спортивного оборудования, инвентаря, спортивных площадок. Другие виды хозяйственных работ по заданию группового руководителя, учителя физической культуры, тренера-преподавателя (педагога-организатора) или по личной инициативе. Систематически привлекать учащихся к общественно-полезному труду по поддержанию в должном порядке мест занятий. Оказать помощь в оборудовании и оформлении уголка, стенда лучших спортсменов школы, ДЮСШ, клуба и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|