Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Археологические памятники на территории г. Заречного




Глава 1. Территория города Заречного с древнейших времен до первой половины XX века

Археологические памятники на территории г. Заречного

 

О событиях из прошлого люди узнают благодаря науке истории. Ученые-историки изучают старинные вещи и здания, читают древние книги, где рассказывается о жизни народов и государств. Помогают им в этом деле и описания (сочинения путешественников и дипломатов), появившиеся в те времена, когда происходили те или иные события.

Чем к более давним временам обращаются историки, тем меньше в их распоряжении книг и письменных документов. Жизнь людей в древности помогает изучить особая отрасль истории – археология. При помощи раскопок в земле она восстанавливает картины прошлого. Археологи обнаружили много свидетельств древней истории на территории Пензенской области. Они раскопали стоянки первобытных людей и поселения древних людей с жилищами и хозяйственными постройками, кладбища с могилами, содержащими различные предметы. По этим добытым археологами фактам мы и можем соста-вить представление о жизни нашего края в прошлом.

На территории города Заречного на сегодняшний день известно три поселения древних людей. Это – Ахунское I городище, а также селища Зареченское и Овраг Чемодан.

С целью защиты от нападения внешних врагов община или несколько общин строили укрепленные поселения – городища. Их вооруженный захват был первым делом при покорении данной территории, овладение таким укрепленным центром обеспечивало господство над окружающим населением. Ахунское I городище, расположенное в 200-х метрах к западу от 18 микрорайона относилось именно к таким поселениям. В те далекие времена при строительстве городищ люди старались максимально использовать природный ландшафт. Поэтому Ахунское I городище располагается на мысе между двумя оврагами, глубина которых даже сегодня весьма внушительная 10 – 12 метров. В древности их глубина была значительно больше. По периметру мыса проходил вал со рвом, а также три ряда поперечных валов со рвами, которые отделяли городище от напольной стороны.

Этот археологический памятник был открыт в 1956 году научным сотрудником Пензенского областного краеведческого музея Михаилом Романовичем Полесских. Однако его раскопками он занялся лишь в 1963, 1964 и 1974 годах[1]. С 1965 по 1969 годы зареченский археолог Вера Александровна Калмыкова продолжила исследование городища[2]. В 1999 году пензенский археолог Геннадий Николаевич Белорыбкин также проводил его раскопки[3]. Камеральным изучением материалов городища занимался и ученый из Республики Мордовия Валерий Васильевич Гришаков[4].


Многолетние исследования Ахунского I городища показали, что на площади 987 м² мощность культурного слоя[5] составляет от 20 до 40 см. Учеными было установлено – культурный слой делится на три горизонта – первый, самый древний, относится к эпохе бронзы (II тыс. до н. э.), второй – к городецкой археологической культуре, по археологической периодизации, принадлежащей раннему железному веку (II – IV вв.) и третий – мордовский (VIII – XI вв.). Другими словами, начиная с эпохи бронзы и вплоть до XI века н. э., т. е. более двух тысяч лет, здесь жили люди. Поэтому современная история нашего города это лишь мгновение.

Первыми строителями городища были люди эпохи бронзы. Это время перехода от присваивающих видов хозяйства к производящим: от охоты, рыболовства, собирательства к животноводству и земледелию. Почему же это произошло? Да потому что орудия труда стали изготавливаться из металла – бронзы. В отличие от каменных орудий, их можно было изготовить в большем количестве, а их качество было значительно выше. Благодаря чему возникла возможность развивать земледельческое и скотоводческое хозяйство. На протяжении бронзового века металлические орудия постепенно проникали туда, где господствовал неолитический быт. К концу II тыс. до н. э. они распространились по всей территории современной России. В нашем крае это событие произошло 35 – 37 веков назад. Большую роль в появлении здесь бронзы, а вместе с ней скотоводства и подсечного земледелия[6] сыграли племена фатьяновской, срубной и катакомбной археологических культур[7].

Как полагают ученые, первопоселенцами Ахунского I городища были племена катакомбной археологической культуры. Она получила свое название по конструктивным особенностям могил, в которых люди хоронили своих соплеменников[8]. На городище археологи нашли фрагменты глиняной орнаментированной посуды, которая характерна только для этой археологической культуры. До сих пор остается загадкой, по какой причине племена этой культуры покинули здешние места.

 

 

Важным рубежом в истории человеческого общества является период, когда люди научились получать железо и делать из него различные предметы. Железные орудия труда и оружие были гораздо эффективнее и прочнее каменных и бронзовых, и введение их в повседневный быт привело к значительным изменениям во всех областях жизни. Эти события, происходившие в VIII – VII веках до н. э., означали начало нового периода в истории – железного века.

К тому времени на территории современной Пензенской области проживали племена городецкой культуры. Свое название они получили по наименованию с. Городец Рязанской области, возле которого было найдено их первое городище. Эти племена занимали большую территорию. Северной границей их расселения была Ока. Восточная граница проходила по правому берегу Волги от впадения в нее Оки до современного Саратова. Южная – от Саратова до Воронежа, охватывая верхнее течение Дона. Западная граница шла по территории Липецкой и Тамбовской областей. Предками городецких племен были более древние финно-угорские племена, известные в бронзовом веке на пространствах от Белого моря до Оки с севера на юг и от Балтийского моря до Волги и Камы с запада на восток.

Местом проживания племен городецкой культуры были укрепленные городища и неукрепленные селища. Остатки этих поселений сохранились до наших дней.

По мнению археологов, городецкие племена поселились на Ахунском I городище в I – II веках н. э. Они восстановили валы и рвы, укрепив их частоколом из бревен. Жилищами служили полуземлянки прямоугольной формы длиной до 13 м и шириной до 6 м. В центре сооружался очаг, по углам ставились столбы для крыши. Вдоль длинных стен сооружались земляные лежанки. Наземная часть жилища была деревянной в виде сруба с двускатной крышей (Вставить фото из вложения. Подпись под рисунком: Реконструкция «длинного» дома). Кроме «длинных» домов племена городецкой культуры сооружали небольшие прямоугольные и круглые землянки и полуземлянки, а также наземные постройки.

Основными занятиями городецких племен являлись животноводство и земледелие, охота, рыболовство и собирательство. Для охоты использовались железные, костяные наконечники копий и стрел, ловушки и другие приспособления, для ловли рыбы – сети, крючки, костяные гарпуны.

Племена городецкой культуры были искусными металлургами и кузнецами. Им был известен ткацкий стан, на котором производились различные ткани. Занимались они обработкой глины и кости. Из глины лепили сосуды, грузила для сетей и ткацких станов, пряслица[9], льячки[10], литейные формы, сопла[11]и тигли[12].

Наиболее характерными вещами городецких племен, дошедшими до наших дней, являются глиняные горшки особого способа изготовления. Они лепились вручную, без применения гончарного круга. На некоторых горшках на внешней стороне прослеживались отпечатки в виде сетки. Такую посуду археологи называют сетчатой. У других сосудов внешняя поверхность покрыта вдавлениями, похожими на отпечатки плетеной рогожки. Эта керамика получила название рогожной. Если сетчатые отпечатки на горшках в древности были характерны для многих финских народов, то рогожные – только для предков мордвы. «Рогожная» посуда была найдена археологами на Ахунском I городище.

Общественные отношения городецких племен находились на стадии родо-вой организации. Наличие «длинных» домов указывает, что род состоял из больших семей, которые объединяли несколько поколений родственников, ведущих совместное хозяйство. В конце I тыс. до н. э. началось разложение этого общества с выделением отдельных семей.

На рубеже нашей эры городецкая археологическая культура «переросла» в древнемордовскую, об этом свидетельствуют самые древние археологические памятники мордвы – Старший Селиксенский, Усть-Узинский и Ражкинский могильники (II – IV века н. э.), находящиеся в Пензенской области. Их материалы позволили проследить эволюцию специфической принадлежности женского головного убора древней мордвы – височной подвески в виде стержня, обмотанного тонкой проволокой, со спиралькой на одном конце и грузиком – на другом. Сначала она имела биконический грузик, а с IV века – бипирамидальный. Это украшение у пензенской группы древней мордвы бытовало до XII века. Оно было присуще только древней мордве и у других племен не встречалось.

В это время начинает складываться мордовский язык, относящийся к финно-угорской группе, волжской подгруппе уральской языковой семьи.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли морозоустойчивые зерновые и бобовые культуры – рожь, полбу, ячмень, просо, горох, чечевицу, а также технические культуры – лен и коноплю. Урожай собирали серпами. Мололи зерно с помощью каменных зернотерок.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древнемордовских племен играла охота, рыбная ловля, бортничество – сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

Во II – IV веках мордовские племена жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений. В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Род или несколько родов составляли поселение – веле. Во главе племени стоял вождь – текштяй, тюштян, тюштя (текш – верх, вершина, атя – старик), выбираемый родовыми старейшинами – покштянами (покш – большой, атя – старик). Родовой старейшина также избирался из глав патриархальных семей, называемых куд-атя (куд, кудо – дом, атя – старик). Главные вопросы жизни племени решались на народных собраниях, куда собирались все взрослые мужчины. Взрослым считался мужчина, имеющий право носить оружие. Особое место в решении жизненно важных вопросов племени занимал совет старейшин, в который входили главы родов.

На этой ступени развития зафиксировали предков мордвы иноземные авторы. В VI веке придворный историк готских королей Иордан в своей книге под названием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ Морденс (Mordens). Это было первое письменное упоминание о мордве. Ученые-языковеды предполагают, что основу термина составляют иранские языки, с которых слово «мордва» переводится как мужчина, человек.

В древнерусских летописях о мордве начали упоминать с XI века. Название народа, или, как полагают ученые-этнографы, этноним «мордва» является общим для всего народа, который делится на две основные группы: мордву-мокшу и мордву-эрзю. Причем сами себя они называли «мокша» и «эрзя». С VI – VII веков у древнемордовских племен стали прослеживаться различия мокшанской и эрзянской групп. Причем южная – пензенская группа древнемордовских племен послужила основой для формирования мордвы-мокши – коренного населения нашего края[13].

Исследуя керамику Ахунского I городища, В. В. Гришаков выделил группу глиняной посуды, характерной для мордвы VIII – XI веков[14]. Из этого можно сделать вывод, что до начала XI века там жили люди. Но почему же они покинули эти места? Мы попытаемся объяснить в конце нашего очерка.

Учитывая историко-культурную значимость этого исторического объекта с 1974 года Ахунское I городище имеет статус памятника федерального значения, т. е. находится под охраной государства.

Увеличение численности населения Ахунского I городища вынуждало его жителей расселяться на сопредельные территории. Так, по-видимому, возникло Зареченское селище.

Зареченское селище расположенное к востоку от пруда в зоне отдыха «Лесная». Было открыто в 1999 году зареченским археологом Владимиром Альбертовичем Винничеком[15]. Археологические исследования селища проводились Г. Н. Белорыбкиным совместно с клубом «Юный археолог» (школа № 217). В ходе раскопок выяснилось, что культурный слой этого археологического памятника составляет около 30 см. Были обнаружены фрагментами глиняной посуды (рис. 2), кости животных, украшения (рис. 3), предметы быта и вооружения, которые хранятся в Музейно-выставочном центре г. Заречного. По мнению Г. Н. Белорыбкина, люди жили здесь IV – VII веках[16]. Однако новые находки, 2003 – 2005 годов (свинцово-оловянный грузик, фрагмент накосника и др.), на этом селище позволяют нам говорить, что оно продолжало существовать вплоть до XI века. Дальнейшее изучение этого памятника затруднено тем, что в центральной его части вырыт огромный карьер.

В Ахунском I городище укрывались в случае опасности и жителипоселения, которое археологи назвали селище Овраг Чемодан. Оно находится в 500-х метрах к западу от Ахунского I городища, на левом берегу оврага Чемодан. С южной стороны селище примыкает к сухой балке. Памятник был открыт в 2011 году зареченским археологом В. А. Винничеком. Археологические исследования показали – культурный слой достигает здесь 20 см.

Чаще всего на поселениях археологи встречают битую керамическую посуду. Глиняная посуда селища Овраг Чемодан (рис. 4, 1-7, рис. 5, 1,2,6,10) представлена фрагментами лепной керамики коричневого, бурого, оранжевого и серого цвета. В качестве примесей древние гончары применяли крупную и мелкую дресву, шамот[17], а также песок. Причем шамот в исследованной посуде встречался очень редко. Отдельные фрагменты посуды позволяют нам сделать вывод, что преобладающими формами были горшки и банки. Края сосудов (венчики) имеют слабый профиль. Некоторые экземпляры украшены по краю внешней стороны овальными вдавлениями (рис. 4, 1,2,4). Подобное оформление края венчиков довольно часто встречалось в посуде населения Самарской Луки VIII – IX веков[18], и у мордвы, проживавшей в среднем течение реки Цны в VIII – XI веках[19]. На селище Овраг Чемодан обнаружены и фрагменты острорёберных сосудов (рис. 4, 6,7). Керамическая посуда этого поселения почти идентична Зареченскому[20] и Ахунскому селищам[21], а также мордовскому культурному слою Ахунского городища[22]. Несколько отличается оранжевая керамика, в тесте которой в качестве примеси применен мелкий песок и незначительное количество измельченной дресвы. Такая посуда чаще всего встречалась в Армиёвском археологическом комплекса VIII – начала XI века[23].

Нашли археологи на этом поселении и фрагмент пряслицы (рис. 4, 8), сделанной из глины с добавлением мелкого песка. Пряслица такой формы обладают очень широкими хронологическими и территориальными границами бытования.

Найденные на поселении кости животных (рис. 5, 4,5,7-9) рассказывают нам не только о пищевом рационе мордовского населения, но и таких его занятиях, как животноводство и охота.

Железный бронебойный черешковый наконечник стрелы (рис. 4, 9), по классификации известного российского археолога А. Ф. Медведева, относится к «шиловидным квадратного сечения с простым упором», которые появились на рубеже нашей эры и употреблялись до XIV века и позднее[24]. Раньше такие наконечники стрел археологии находили в Верхнем Посурье на Ахунском селище (VIII – начало XI в.)[25] и в Армиевском курганно-грунтовом могильнике[26].

Найденная железная фитильная трубка с петлей для подвешивания к поясу (рис. 5, 11), находит свои аналоги в материалах мокшанских – Старобадиковский (XI – XIV вв.)[27], Кельгининский (XI – XIII вв.)[28]; муромского – Чулковский (VIII – X вв.)[29]; удмуртского – Варнинский (конец VIII – IX в.)[30] могильников. Фитильные трубочки из железа мы нашли и на Васильевском селище[31]. Как считают ученые, в полость таких изделий набивался высушенный мох, на который при ударе кресала о кремень высекались искры. Как только мох начинал тлеть, человек раздувал огонь. Подобные трубки археологи часто находили в погребениях средневековой мордвы около пояса вместе с кресалом. В силу того, что смерть в сознании мордвина представлялась как переход в мир иной, где для умершего продолжалось такое же существование, что и на земле. Мордва полагали, что после смерти человек в потустороннем мире «сеет… хлеб, торгует, пьяница пьет, вдовец или холостяк женится, девушка выходит замуж. Как и на земле люди группируются в этом загробном мире по родам: … Смерть не есть… прекращение бытия, а особое состояние, в котором совершается переход в иную жизнь»[32]. В таком случае человек на том свете не обойдется без огня.

На селище Овраг Чемодан было найдено два бронзовых браслета. У одного – литого браслета сечение дужки – подквадратное. Концы в виде небольших выступов с внешней стороны (рис. 5, 12). Аналоги им мы находим в мордовских археологических памятниках конца VII – первой половины VIII веков[33]. Другой – пластинчатый «шляпкоконечный» с расплющенными и отогнутыми под прямым углом к основе концами (рис. 5, 3). По материалам мордовских могильников мы его датировали VIII – XI веками[34].

Обнаруженный на селище Овраг Чемодан кусок шлака (рис. 4, 10) говорит нам о том, что железо выплавлялось из местной болотной руды примитивным сыродутным способом.

Таким образом, вновь открытое селище Овраг Чемодан по хронологии находок мы датировали VIII – началом XI века, т. е. добулгарским временем. Этот археологический памятник принадлежал мордве-мокши, поскольку он по материальной культуре и территориально близок Зареченскому и Ахунскому селищам, а также Ахунскому I городищу. Мы уверены в том, что этот памятник требует дальнейших исследований, возможно археологи раскопают горн для выплавки железа и появится вероятность детально изучить технологию местного железолитейного ремесла.

Все обнаруженные на этом поселении материалы хранятся в Музейно-выставочном центре г. Заречного.

По-видимому, мордовское население Зареченского селища и селища Овраг Чемодан использовало Ахунское I городище вплоть до начала XI века в качестве крепости, в которой оно укрывалось в случае опасности.

В начале XI века на землю мордвы с востока пришла большая беда. Эти земли стали активно захватывать булгары. Поэтому часть местного населения вынуждена была уйти на северо-запад (в Примокшанье), а тех кто остался завоеватели заставили строить булгарские крепости и феодальные замки. Наверное, это было главной причиной ухода мордвы с насиженных мест – перестали существовать Ахунское I городище, Зареченское и Овраг Чемодан поселения[35].

Рис. 1. Ахунское I городище. 1-3 – пряслица, 4 – бронзовая щитково-рамчатая пряжка, 5-11 – фрагменты глиняной посуды. (по Г.Н. Белорыбкину)

Рис. 2. Зареченское селище. Фрагменты глиняной посуды. (по Г.Н. Белорыбкину)

 

Рис. 3. Зареченское селище. 1 – нагрудная бляха, 2,3 – шейные гривны (по Г.Н. Белорыбкину)

Рис. 4. Селище Овраг Чемодан. 1-7 – фрагменты глиняной посуды, 8 – фрагмент пряслица, 9 – железный наконечник стрелы, 10 – железный шлак.

 

Рис. 5. Селище Овраг Чемодан. 1,2,6,10 – фрагменты глиняной посуды, 3,12 – бронзовые браслеты, 4,5,7-9 – кости животных, 11 – железная фитильная трубка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...