Экономические меры обеспечения рационального использования и охраны земель
В Республике Беларусь большая распаханность территории, высокая интенсивность использования земель сочетаются со сложными природными условиями и культурно-технической неустроенностью земель. Из 9333 тыс. га сельскохозяйственных земель 8556 тыс. га интенсивно используется и в то же время 550 тыс. га подвержены эрозии, 103 тыс. га заболочены, 87 тыс. га заросли кустарником и мелколесьем, 548 тыс. га засорены камнями. Сельскохозяйственные земли в силу ряда причин постепенно утрачивают признаки земель, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, и переходят в несельскохозяйственные. Уменьшение площади сельскохозяйственных земель сельскохозяйственных предприятий и граждан с 1975 до 2006 г. составило более 500 тыс. га, т.е. ежегодно из сельскохозяйственного оборота выбывает в среднем по 20-25 тыс. га земель. Этот негативный процесс особенно характерен для Витебской области и связан с ярко выраженным противоречием природных и складывающихся экономических условий. Для значительной части Республики Беларусь характерна каменистость земель, тесно связанная с генезисом почвообразующих пород. Среди пахотных земель сельскохозяйственных предприятий, включая переданные для расширения личных подсобных хозяйств граждан, 548 тыс. га каменистых земель (9,8% общей площади), в основном в Минской, Витебской и Гродненской областях на почвах, сложенных моренными отложениями. Эффективность использования земельных ресурсов и ведения сельского хозяйства во многом зависит от контурности пахотных и других сельскохозяйственных земель. С 1970 г. по настоящее время средний размер контуров сельскохозяйственных земель в колхозах и госхозах страны увеличился с 4,1 до 7 га, а пахотных земель -с 7,0 до 11,2 га. На этом общем фоне по показателю контурности сильно контрастирует Витебская область, где средний размер контуров сельскохозяйственных земель составляет 3,8, а пахотных земель - 6 га.
Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель. В юридической литературе достаточно глубоко разработано понятие «правовая охрана земель». Так, российский ученый Ф.Х. Адиханов считает, что сущность правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения в конечном счете сводится к обеспечению правовыми средствами принципов приоритета права сельскохозяйственного землепользования и рационального использования земель этой категории1. По мнению профессора О.И. Крассова, между охраной права землепользования и земли как природного объекта существует прямая связь2. Исходя из анализа понятий правовой охраны конкретных природных объектов и природных ресурсов, можно сделать вывод, что правовая охрана земель - это совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения, восстановления земель и улучшения их состояния. Вопросы использования и охраны земель в Республике Беларусь регулируются актами земельного законодательства. Среди них Кодекс Республики Беларусь о земле, Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Правительства, приказы и инструктивный материал Минприроды, Госкомимущества и др. Содержащиеся в эколого-правовых и земельно-правовых нормах правовые меры по обеспечению охраны, восстановлению, улучшению состояния и рациональному использованию природных объектов, ресурсов и комплексов подразделяются:
• на предупредительные; • запретительные; • восстановительные; • карательные. В статье 135 Кодекса Республики Беларусь о земле содержатся предупредительные меры - «система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды». Статья 40 Кодекса Республики Беларусь о земле определяет меры запретительного характера, когда устанавливается запрет на изъятие сельскохозяйственных земель, расположенных на дерновых и дерново-карбонатных почвах для несельскохозяйственных нужд, а также изъятие земельных участков заповедников, национальных, дендрологических и мемориальных парков, ботанических садов и памятников природы, лесных генетических резервантов для строительства объектов, не связанных с их целевым назначением. Нормы Кодекса Республики Беларусь о земле по возмещению в полном объеме убытков, причиненных нарушением прав землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков (статьи 66 и 133), а также по возврату самовольно занятых земельных участков и приведению их в пригодное для использования состояние за счет самовольно занявших эти участки юридических лиц (статья 159) относятся к восстановительным мерам. Сюда же можно отнести нормы статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством. К карательным мерам можно отнести нормы, содержащиеся в земельном законодательстве, в соответствии с которыми лица, виновные: • в самовольном занятии земельных участков; • порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами;
• засорении земель строительными, бытовыми и другими отходами, отбросами; • размещении, строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неиспользовании земельных участков или использовании их не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены; • невыполнении требований природоохранного режима использования земель; • использовании земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставляются; • невыполнении условий снятия, хранения и нанесения плодородного слоя почвы; • несвоевременном возврате временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; • уничтожении, самовольном переносе межевых знаков границ землепользовании и землевладений; • искажении сведений, содержащихся в земельно-кадастровой книге сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа, города, района, государственной регистрации, учета и оценки земель, -несут гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В силу статьи 135 Кодекса о земле охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования. Основными целями охраны земель являются: • предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности; • обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению; • создание механизма учета и проверки экологического состояния земель; • обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Для реализации указанных целей собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы должны осуществлять мероприятия по рациональной организации земель, восстановлению и повышению плодородия почв, других качеств и свойств земли. Новое земельное законодательство устанавливает конкретное содержание мероприятий по охране земель. Такие меры предусмотрены, в частности, в статье 136 Кодекса Республики Беларусь о земле. Так, землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, осуществляют: • рациональную организацию территории; • восстановление и повышение плодородия почвы, а также других полезных свойств земли; • защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; • защиту от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель; • мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников; • консервацию деградированных сельскохозяйственных земель, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв; • рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия; • снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель. В содержание правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения входит два комплекса мероприятий: • охрана земель от истощения; • охрана земель от загрязнения. Основной причиной истощения почв является безхозяйственность - нарушение агротехнических правил обработки почвы, отсутствие научно обоснованной системы земледелия, необеспечение выполнения мероприятий по повышению плодородия почв, истощение водных ресурсов, усиливающих процессы водной и ветровой эрозии (пыльные бури, смыв плодородного слоя, заболачивание и засоление земель). Кодекс Республики Беларусь о земле (статьи 135 и 136) и дополняющие его земельно-правовые акты вкладывают в содержание понятия «охрана земель от истощения» меры по сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, а также других свойств земли, предотвращению сокращения сельскохозяйственных земель как источников продовольственно-сырьевого фонда страны. В числе таких мер -борьба с ветровой и водной эрозией почв, защита земельных участков от подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, мелиорация, рекультивация нарушенных земель и др.
Загрязнением земель называется изменение их физико-химического состава в результате поступления в почву вредных для человека, растительного и животного мира химических элементов, содержащихся в отходах и иных веществах. Источниками загрязнения служат отходы и выбросы промышленных, строительных и других предприятий, неочищенные сточные воды, нефть и нефтепродукты, всевозможные химические вещества, бытовые отходы. Только в промышленном комплексе Республики Беларусь ежегодный объем образования отходов составляет около 31 млн. т, из которых только около 20% утилизируется, а остальные удаляются на полигоны промышленных и бытовых отходов, расположенных, как правило, вблизи земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, загрязнению земель способствуют 2 млн. т твердых бытовых отходов, ежегодно образующихся на территории страны. Одной из наиболее серьезных проблем для Беларуси является радиоактивное загрязнение земель. Значительная часть территории республики площадью 4,8 млн. га (23% ее общей площади), включая земли 3668 населенных пунктов, загрязнена радионуклидами цезия-137 с плотностью загрязнения 1 и более Ku/км2. В зоне первоочередного отселения (загрязнения свыше 40 Ku/км2 радионуклидами цезия-137) находилось 74 населенных пункта. В целом в зоне влияния чернобыльской аварии оказалось 62 района, 739 сельскохозяйственных предприятий, а также 50 лесхозов из 88. Главным направлением защиты земель от загрязнения остается выявление и устранение источников поступления загрязненных веществ в почву. В этом плане первостепенное значение приобретает организация мониторинга загрязнения почв тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсикантами и разработка комплекса общегосударственных мероприятий по охране земель. В Кодексе Республики Беларусь о земле установлены экологические требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель. При осуществлении указанных работ, а также вводе в эксплуатацию реконструируемых объектов, внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. В противном случае, как определено в статье 137 указанного Кодекса, ввод в эксплуатацию данных объектов и применение новых технологий запрещается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|