Административная ответственность за нарушение земельного законодательства
Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение земельного законодательства является административная ответственность как форма юридической ответственности физических и юридических лиц, должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение в сфере использования и охраны земель. Под административным правонарушением (проступком) следует понимать предусмотренное действующим законодательством противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на установленный в государстве правопорядок, права и свободы граждан. Одним из обязательных условий самостоятельного существования административного проступка в сфере использования и охраны земель (равно как и других природных объектов и природных ресурсов) является отсутствие в нем состава преступления. Подобно уголовному правонарушению (преступлению), административное правонарушение включает 4 элемента, образующих его состав (субъект, объект, субъективную, объективную стороны). Как правило, разграничение составов преступлений и проступков идет по 3 признакам: умысел; повторность; наличие вреда. По умыслу проводится разграничение в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь (порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере), в статье 263 (умышленное уничтожение либо повреждение памятников природы или других особо охраняемых природных объектов и комплексов). По повторности разграничения проводятся в большинстве статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (раздел IX «Преступления против экологической безопасности и природной среды»), где требуется административная преюдиция, т.е. привлечение к уголовной ответственности после применения мер административного воздействия. По наличию вреда разграничивают преступления и проступки в основной массе экологических составов. Как правило, экологические преступления относятся к материальным составам, так как наличие вреда они считают необходимым элементом состава.
В целом административная ответственность за нарушение земельного законодательства означает применение компетентными органами и должностными лицами в установленном порядке административных взыс В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, учреждения и т. п., а специально уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами в точном соответствии с их компетенцией. Так, в соответствии со статьей 15.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) органы, имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, привлекают к административной ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию или в процессе эксплуатации, консервации, ликвидации промышленных, научных или иных объектов.
Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи его Особенной части, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за которую было наложено указанное взыскание. Для административной ответственности в сфере землепользования характерным является, прежде всего, то, что административные правонарушения относительно не опасны в сравнении с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят более мягкий характер. Однако, учитывая, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, законодательство обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие или отягчающие обстоятельства, т. е. вводит правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий.
В частности, в соответствии со статьей 7.2 КоАП смягчают административную ответственность следующие обстоятельства: • чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение; • предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; • добровольное возмещение или устранение причиненного вреда; • наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка; • совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; • совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; • совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет; • совершение административного правонарушения беременной женщиной. Суд, а также орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в КоАП. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части КоАП в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение. Вместе с тем КоАП (статья 7.3) установил обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Такими обстоятельствами признаются: • продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его; • совершение административного правонарушения повторно; • вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; • совершение административного правонарушения группой лиц, т. е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; • совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни; • совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение; • совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием; • совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ; • совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей. Кроме того, суд либо орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать в отдельных случаях отягчающим административную ответственность некоторые обстоятельства. Вместе с тем административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности не только по органам, ее применяющим, но и по характеру санкций, особому процессуальному порядку ее применения. Как и уголовная, административная ответственность может применяться в совокупности с гражданско-правовой. Тем не менее, законодательство не допускает применения одновременно мер административной и уголовной ответственности. В данном случае, в зависимости от признания соответствующего правонарушения административным проступком или преступлением, применяется один из указанных видов ответственности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях административная ответственность применяется только за те административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. В этой связи проблема соотношения преступления и проступка весьма актуальна, так как именно это обусловливает наиболее точное применение закона и законности. К примеру, статья 15.11 КоАП признает нарушения, связанные с порчей земель. Те же действия в соответствии со статьей 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь признаются преступлением, если они совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же правонарушения. Таким образом, в каждом конкретном правонарушении в области охраны природы есть признаки, позволяющие отграничить преступление от проступка.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства устанавливается в статье 158 Кодекса Республики Беларусь о земле. Конкретные же виды административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды устанавливаются в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, статья 15.10 данного Кодекса предусматривает ответственность за неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственных целей либо нецелевое использование земель. Этот вид административного правонарушения проявляется в том, что отдельные участки земли остаются без использования, часть ценных угодий переводится в бросовые земли, пахотные земли - в сенокосы, пастбища и т. д. В соответствии со статьей 15.11 КоАП порча земель, уничтожение плодородного слоя почвы либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель влекут административную ответственность. Порча земель выражается в разрушении плодородного слоя почвы, ухудшении физического, химического или биологического состояния почвенного покрова либо нарушении рельефа поверхности, в результате которых использование земельного участка для сельскохозяйственных нужд стало невозможным или экономически невыгодным без проведения работ по рекультивации земель. Данная статья предусматривает также административную ответственность за засорение сельскохозяйственных и других земель строительными, бытовыми и другими отходами и отбросами. Одной из причин засорения сельскохозяйственных и других земель является организация в неустановленных местах свалок для строительных, бытовых отходов и отбросов. После аварии на Чернобыльской АЭС в КоАП были внесены некоторые дополнения, предусматривающие административную ответственность в связи с радиоактивным загрязнением обширных территорий. Так, Законом Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. в Кодекс об административных правонарушениях была введена статья 53, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других предметов, загрязненных радионуклидами1. Аналогичная норма имеется и в новом КоАП, принятом 21 апреля 2003 г. Так, согласно статье 15.5 данного Кодекса самовольное захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов или других предметов, загрязненных радионуклидами, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях обращается внимание на недопустимость самовольного отступления от проекта внутрихозяйственного землеустройства (статья 15.12) и устанавливается ответственность за уничтожение межевых знаков границ землевладений и землепользовании (статья 15.13). Административная ответственность наступает в связи с реализацией проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы. Данное правонарушение в соответствии со статьей 15.3 КоАП влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 100, а на юридическое лицо - до 500 базовых величин. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства Уголовная ответственность в сфере землепользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых установлена его вина, т. е. умысел или неосторожность. Уголовная ответственность в данной сфере применяется только судом и после предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь. Единственным основанием назначения уголовного наказания за земельное правонарушение является приговор суда. Уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере землепользования по сравнению с иными видами ответственности (арест, ограничение свободы, лишение свободы, штраф, значительно превышающий размер, установленный при административных взысканиях и т. д.). Таким образом, уголовная ответственность в сфере землепользования наступает за совершение предусмотренных уголовным законодательством преступлений, которые обладают наивысшей общественной опасностью, применяется только по приговору суда и предусматривает более суровые виды наказания по сравнению с иными видами ответственности. Для применения уголовной ответственности в области земельных отношений важное значение имеют особенности причиненного вреда. Во-первых, в отличие от гражданских правоотношений, где взыскание вреда возможно лишь в той степени, в какой он поддается денежной оценке, в уголовных правоотношениях степень причиненного вреда может оцениваться не только в денежном выражении, но и с точки зрения значительности происшедших или возможных последствий для земельных ресурсов. Во-вторых, в уголовных правоотношениях принимается во внимание не любой вред, наносимый земле в результате антропогенной деятельности, а вред противоправный, следствием которого являются нарушения природоохранительного законодательства. Правомерный вред, причиняемый окружающей среде в результате лицензионной деятельности хозяйствующих субъектов, в отличие от гражданских правоотношений не влечет уголовной ответственности. В-третьих, если в гражданском правоотношении причинно-необходимая связь между противоправным поведением и наступившим вредом в ряде случаев может принимать более общие формы, то в уголовном правоотношении степень причинно-необходимой связи должна быть более конкретна. Прежде всего, данное требование обусловлено индивидуализацией уголовной ответственности, принципом виновности в совершении преступления. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях совершения представляющих собой общественную опасность действий, посягающих на установленный земельный правопорядок. Основанием привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом преступления. Преступлением против экологической безопасности и природной среды, как отмечается в преамбуле главы 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь, признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности. По мнению В.В. Петрова, экологическое преступление - это виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в государстве экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека1. Преступления, посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земель, обозначены в статье 269 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой определяется уголовная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, либо невыполнение правил рекультивации земель, либо загрязнение их химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами, либо иное незаконное повреждение земель (порча земель), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения (штраф или арест на срок до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет). Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины), наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок. Статья 270 данного Кодекса предусматривает уголовную ответственность за уничтожение либо повреждение торфяников в результате неосторожного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности (штраф или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок). Но это не самые значительные преступления в области земельных отношений. Значительный ущерб наносится республике в результате бесхозяйственного использования земель, особенно сельскохозяйственных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|