Оценка эффективности проекта
Достижение конкретных целей задач, поставленных в проекте, возможно различными техническими решениями, имеющими, как, правило, разные экономические результаты. При этом наибольшая эффективность может быть оценена в результате сопоставления различных вариантов проектных решений. Однако рамки курсового проекта не позволяют это сделать. Поэтому в данном случае эта задача ограничивается расчетом стоимости строительства проектируемой станции обслуживания и расчетом эксплуатационных затрат, зная которые, можно спрогнозировать срок окупаемости капитальных вложений и стоимость нормочаса. Расчет капитальный вложений и эксплуатационных затрат производится укрупнено на стадии предпроектной подготовки проектного решения СТО на основе удельных показателей, полученных в результате анализа реальных проектов и функционирования действующих предприятий автосервиса. В курсовом проекте эти расчеты выполняются на основе разработанной планировки помещений СТО. Как известно, затраты инвестора при организации СТО делятся на две основные группы – единовременные и текущие (эксплуатационные). В состав единовременных затрат входят затраты на строительство зданий, сооружений, прокладку инженерных коммуникаций, технологическое оборудование и др. Стоимость 1 м2 площади помещений с учетом затрат на коммуникации может быть принята от 800…12000 рублей для зданий, выполненных из быстровозводимых конструкций, и 17000…22000 рублей для зданий из железобетона. Затраты на приобретение и монтаж технологического оборудования могут быть приняты в пределах 220000…460000 руб. на 1 рабочий пост (меньшие значения для оборудования отечественного производства). В эти суммы включены затраты на оснащение производственных участков и затраты на монтаж оборудования.
Основные статьи текущих затрат и их удельные значения приведены в табл. 11.
Таблица 11 – Удельные текущие затраты
Для нашего примера результаты расчета единовременных и текущих затрат приведены в табл. 12, 13.
Таблица 12 – Расчет единовременных затрат (по разработанной планировке площадь помещений – 1433 м2, число рабочих постов 13)
Таблица 13 – Расчет текущих затрат за год
Одним из важнейших показателей проекта является срок окупаемости единовременных вложений. Чем он меньше, тем эффективнее используются инвестиции в организацию предприятия. В настоящее время срок окупаемости до 3…4-х лет является вполне приемлемым. Для расчета срока окупаемости предварительно необходимо определить доходы и прибыль станции технического обслуживания. Доход СТО за год (в руб.)
Д = Т · Н, [21]
где Т – годовой объем работ, нормо-ч (для курсового проекта годовой объем работ в чел.-ч приравниваем к нормо-ч); Н – стоимость нормо-часа, руб. Стоимость нормо-часа зависит от ряда факторов (конъюнктуры спроса на услуги, расположения станции, ее оснащенности, качества услуг, привлекательности для клиентов и т.д.). Необходимо иметь ввиду, что необоснованное увеличение или уменьшение стоимости нормо-часа может отрицательно отразиться на эффективности работы СТО. В курсовом проекте стоимость нормо-часа устанавливается исходя из сложившихся в настоящее время расчетных величин: для отечественных автомобилей – 250…500 руб., для автомобилей иностранного производства – 500…1000 руб. Для нашего примера стоимость нормо-часа примем Н = 350 руб. При этом доход станции за год составит
Д = 48633 · 350 = 17021550 руб.
Прибыль за год (в руб.)
П = Д – Р, [22]
где Р – текущие затраты за год в руб. Для нашего примера
П = 17021550 – 10989449 = 6032101 руб.
Рентабельность предприятия от выполнения работ
R = · 100%, [23]
R = · 100% = 54,9%
В прибыль СТО может также выходить прибыль от: продажи автомобилей, продажи запчастей, автопринадлежностей и т.п. Прибыль станции от продажи автомобилей (в руб.)
ППА = NП · Δ, [24]
где Δ – прибыль от продажи одного автомобиля (для отечественных автомобилей 5000…7000 руб. и 12000…18000 руб. для автомобилей иностранного производства) Для нашего примера
ППА = 700 · 7000 = 4900000 руб. Прибыль от продажи запасных частей и автопринадлежностей в курсовом проекте может быть принята в пределах 60…90% прибыли от выполнения работ
ПЗЧ = П · (0,6…0,9), при этом большие значения принимаются для автомобилей иностранного производства. Для нашего примера
ПЗЧ = 6032101 · 0,6 = 3619261 руб.
Прибыль рассматриваемой станции с учетом прибыли от продажи автомобилей и запасных частей составит
ПСТО = 6032101 + 4900000 + 3619261 = 14551362 руб.
Чистая прибыль без налогов (в руб.)
ЧП = ПСТО - · ПСТО, [25]
где НП – действующая ставка налога на прибыль, % Для нашего примера
ЧП = 14551362 - · 14551362 = 11059035 руб.
Эффективность проекта оценивается следующим образом. [12] Определение реальной ценности и срока окупаемости проекта производится с учетом дисконтирования, т.е. приведения экономических показателей разных лет к сопоставимому во времени виду с помощью коэффициентов дисконтирования, основанных на формуле сложных процентов. Предварительно рассчитаем чистый дисконтируемый доход
ЧДД = (ЧП + А) · КД, [26]
где А – величина амортизации зданий, сооружений и оборудования, руб.; КД – коэффициент дисконтирования, который принимается для: первого года работы – 0,77; второго – 0,59; третьего – 0,46 и четвертого года работы – 0,35. Реальная ценность проекта (в руб.) рассчитывается по годам
1-й РЦПр1 = ЧДД1 – ЕДЗ 2-й РЦПр2 = РЦПр1 + ЧДД2 3-й РЦПр3 = РЦПр2 + ЧДД3 4-й РЦПр4 = РЦПр3 + ЧДД4 где ЕДЗ – величина единовременных затрат, руб. Для нашего примера (первый год эксплуатации)
ЧДД = (11059035 + 644850) · 0,77 = 9011992 руб.
РЦПр1 = 9011992 – 19010000 = - 9998008 руб.
Результаты расчета для последующих лет даны в табл. 14.
Таблица 14 – Показатели работы станции при единовременном вводе мощностей
Как видно из табл. 14, при единовременном вводе мощностей и неизменных величинах дохода и текущих затрат по годам проект окупит себя на третий год после ввода в эксплуатацию. Значение срока окупаемости в 3 года является привлекательным для инвестора в то время как его увеличение свидетельствует о несоответствии размера инвестиционных вложений ожидаемым экономическим результатам. В этом случае необходимо провести корректировку принятых ранее технологических решений и вновь определить экономическую эффективность проекта.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|