Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Местное самоуправление - самостоятельная форма публичной власти в Российской Федерации




План

 

Введение

Местное самоуправление - самостоятельная форма публичной власти в Российской Федерации

Компетенция исполнительных органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере на примере Динского сельского поселения

Список использованной литературы

 


Введение

 

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что местное самоуправление - это самостоятельная под свою ответственность деятельность, осуществляемая населением непосредственно (т.е. путем референдума, собрания, схода, выборов) или через выборные либо иные органы (должностных лиц) в рамках закона по решению вопросов местного значения исходя из своих интересов. Определенная законодателем сущность местного самоуправления выделяет субъект местного самоуправления. Им является население, которое может осуществлять свою деятельность как непосредственно, так и через представляющие его органы и должностные лица. Под населением понимается совокупность людей, постоянно или временно проживающих на определенной территории. Одним из предметов контрольной работы является местное самоуправление как институт публичной власти, его организация и функционирование.

Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Следовательно, органы местного самоуправления наделяются определенной компетенцией и полномочиями для выполнения своих функций на территории муниципального образования. В данной контрольной работе рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере на примере Динского сельского поселения.


Местное самоуправление - самостоятельная форма публичной власти в Российской Федерации

 

Для более полного понимания данного вопроса необходимо уяснить, что означают такие понятия, как самоуправление и публичная власть.

Самоуправление, в широком смысле, внутренняя самоорганизация, внутрисистемное и самодостаточное управление в рамках социальной политической, трудовой или иной общности людей, органа, организации, необходимые для функционирования соответствующего объекта управленческого (самоуправленческого) воздействия, являющегося одновременно субъектом управления.

В узком смысле под самоуправлением понимают решение административных, хозяйственных, кадровых и иных вопросов государственными органами, общественными и другими организациями, опирающиеся на демократические принципы выборности и сменяемости руководства на основе выборов, его подотчетности членам коллектива, обеспечение возможности ротации руководства в рамках коллектива и по его инициативе.

Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющими структурами при сохранении взаимодействия со сменными и иерархическими иными структурами.

Муниципальная Власть - разновидность публичной власти, связанная с реализацией функций местного самоуправления. Муниципальная власть - негосударственная, публичная власть (власть над обществом). Легальное понятие "публичная власть" введено постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1988 г. по делу о проверку конституционности ст.80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и Закона от 31 октября 1994 г. "Об органах исполнительной власти в Республике Коми". В постановлении отмечается, что понятие "органы власти" само по себе не свидетельствует об их государственной природе, что публичная власть может быть и муниципальной. Следовательно, в РФ существует две разновидности публичной власти - государственная и муниципальная. Являясь разновидностью публичной власти, Муниципальная власть действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления, основана на праве, и закрепляется Конституцией Российской Федерации.

Конституция РФ, принятая на всероссийском референдуме 12 декабря 1993года, закрепляет статус Российской Федерации как государства демократического, федеративного, правового с республиканской формой правления. Действующая Конституция РФ устанавливает выражение демократизма государства в обеспечении в нем народовластия. Источником власти в Российской Федерации провозглашается ее многонациональный народ. Предусматривается также механизм осуществления власти народом. В п.2 ст.3 Конституции РФ указывается, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Народовластие в системе местного самоуправления - это осуществление населением муниципального образования полновластия в рамках действующего законодательства при решении вопросов местного значения, а также права на участие жителей в управлении своим муниципальным образованием через выборные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц.

Муниципальная власть, когда ее источником и выразителем выступает само население муниципального образования, является подлинно народным правлением, осуществляемым не только в интересах населения, но и, при активном непосредственном участии самого населения.

Непосредственная демократия при осуществлении местного самоуправления - это осуществление публичной власти непосредственно населением муниципального образования, принятие им общеобязательных решений по вопросам местного значения, участие в работе органов муниципального образования при решении вопросов местного значения.

В зависимости от формы волеизъявления народа, а на местном уровне - населения муниципального образования, различают институты непосредственной и представительной демократии.

Конституция РФ в статье 130 определяет основные институты непосредственной демократии, к ним относит: местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан.

. Указание в Конституции на формы прямого волеизъявления населения предполагает расширение их применения, разнообразие их видов, а также более широкое их использование, означающее в первую очередь создание условий для свободного выявления мнения населения.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года к формам прямого волеизъявления граждан отнесены: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан и территориальное общественное самоуправление.

Федеральный закон от 6.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расширил перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. По новому законодательству к ним относятся:

местный референдум, то есть голосование, проводимое на территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения с принятием окончательного решения (статья 22);

опрос граждан, проводимый на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти (статья 31);

муниципальные выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (статья 23);

голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (пункт 1 статьи 24);

голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, проводимое в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования;

сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек (статья 25);

территориальное общественное самоуправление, то есть самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (статья 27);

собрание (конференция, собрание делегатов) граждан, проводимое для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления (статьи 29-30);

индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления (статья 32);

правотворческая инициатива граждан, то есть внесение в органы местного самоуправления инициативной группой граждан, обладающих избирательным правом, проектов правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами (статья 26);

публичные слушания, то есть обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования (статья 28).

Функциями непосредственной демократии являются:

императивная ─ окончательное решение определенных вопросов;

консультативная ─ выявление, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти;

регулятивная ─ участие населения муниципального образования в системе социального управления, сконструированного на принципах представительного правления и народного суверенитета.

Принятие решений в формах прямого волеизъявления (местный референдум, сход и т.п.) может быть довольно устойчивой и систематически применяемой для небольших сельских поселений. В крупных поселениях, особенно в городах, а также в муниципальных образованиях, объединяющих несколько поселений, прямое участие населения в оперативном управлении муниципальным хозяйством практически невозможно. Поэтому, оставляя за непосредственными формами прямого волеизъявления населения право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения, необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, тоесть через осуществление представительной демократии.

"Представительная демократия при осуществлении местного самоуправления ─ это осуществление власти населением муниципального образования через депутатов представительных органов и деятельность выборных органов и должностных лиц муниципального образования.

В муниципальном образовании прямое, непосредственное представительство местного сообщества выражается через выборные органы местного самоуправления и через выборных должностных лиц местного самоуправления. К ним относятся, прежде всего депутаты представительных органов местного самоуправления и сами представительные органы, а также главы муниципальных образований, избранные гражданами, иные выборные должностные лица, избранные населением. "

Выборными органами местного самоуправления в городах, районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы) представителей. Собрание представителей муниципального образования (дума, муниципальный комитет и т.п.) обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование, численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Примером опосредованного представительства являются главы муниципальных образований, главы администраций муниципальных образований, избранные либо назначенные представительными органами; органы местной администрации, сформированные главами муниципальных образований, главами администраций муниципальных образований; муниципальные избирательные комиссии, члены с решающим голосом которых назначены представительными органами.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Народ, обладая всей полнотой власти, при формировании представительных органов и иных выборных должностных лиц, поручая им ежедневное осуществление властных функций в законом установленных рамках, не отчуждает ее от себя. Наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

Таким образом, в местном самоуправлении органически сочетаются формы непосредственной и представительной демократии, что является одним из основных принципов местного самоуправления.

Народовластие в системе местного самоуправления определяется и гарантируется не только объемом прав и свобод человека и гражданина, реальными возможностями населения участвовать в политике, в формировании органов местной власти и управления, в выработке, принятии и реализации ими решений, но и в значительной степени общественным сознанием граждан, их политической и правовой культурой, их готовностью к участию в общественной деятельности.

Непосредственное участие населения в работе местного самоуправления основывается на принципах законности, добровольности, гарантированности государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...