Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа теоретика прикладного социологического исследования в области изучения общественного мнения воинского коллектива: методология, методы, методики.

Прежде всего мы должны оговориться, что социологию не интересуют непосредственные ответы людей, на те или иные вопросы, в этом смысле ее не интересует их личное мнение. Социологию интересует анализ социальной реальности, построение сложных систем вопросов, где чередуются вопросы обращенные к сознанию и обычные вопросы, а также их последующая интерпретация, сопровождающаяся статистической обработкой данных, позволяющая нам оттачивать свой понятийный аппарат и лучше понимать суть процессов происходящих в обществе,а также их отражения в сознании людей.

Всякое исследование начинается с программы. Программа исследования - это изложение его теоретико - методологических предпосылок общей концепции в соответствии с основными целями предстоящей работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций их проверки. Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точке зрения можно выделить два типа исследований:

- теоретико-прикладные исследования, цель которых содействие решению социальных проблем, путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации к объяснению, более глубокому и всестороннему, чем раньше.

- прикладные социологические исследования,направленные на практическое решение достаточно ясно очерченых социальных проблем, с тем чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследование, иногда называется социально-инженерным.

Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, реализуются здесь в конкретном приложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а непосредственным их результатом должна быть разработка социального проекта, системы мероприятий, уже внедрения в практику.

Тщательно разработанные программы - гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:

1. Методологический раздел:

- формулировки проблемы, определение объекта и предмета

исследования;

- определение цели и постановка задач исследования;

- уточнение и интерпретация основных понятий;

- предварительный системный анализ объекта исследований;

- развертывание рабочих гипотез.

2. Процедурный раздел:

- принципиальный (стратегический) план исследования;

- обоснование системы выборки единиц наблюдения;

- набросок основных процедур сбора и анализ исходных дан-

ных.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемные ситуации - это "противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и не знанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования - это социальные дезорганизации, противоречия или конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов. С одной стороны подобные состояния угрожают стабильному функционированию общественной организации, но одновременно являются главным фактором социальных изменений, развития, выражают действительную сущность социальных субъектов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае это недостаточная осведомленность о реальной ситуации, в следствии чего невозможно использовать, уже имеющееся знания, для регулирования социальных процессов. В других случаях это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически не конкретизирована, и следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальные проблемы могут и вовсе не осознаваться, как общественные потребности так, как провоцирующие их противоречие не достигли того уровня, на котором становятся очевидными. На,конец, будучи осознаны, они не обязательно становятся предметом анализа и целенаправленных действий_ так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу "социального заказа" уже социологических исследований по выявлению и способам решения социальных проблем. Социальные проблемы существенно роднятся по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторого коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, этно-национальных общностей, больших социальных групп и общественных институтов. Наконец, на высшем уровне, социальная проблема затрагивает социальные интересы и потребности всего общества в целом, становиться социальной и даже глобальной.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может стать социальный процесс или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными словами объектом может быть все, что явно, или не явно, содержит социальные противоречия и порождает проблемную ситуацию.

Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Помимо объекта,выделяется также и предмет изучения, или те, наиболее значительные, с практической или теоретической точки зрения свойства стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Остальные стороны или особенности объектов остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную проблему, постольку предмет - это те свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуются как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка в нем такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез. И так, формулировка проблемы и отсюда - выделение объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательную и практически-прикладную задачи, формулирует вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой систематической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Иначе, логика управляет действиями исследователя,если он ставит перед собой непосредственно практическую цель. Он начинает работу над программой исходя из специфики данного социального объекта (т.е. с того, чем завершается предварительный теоретический анализ в предыдущем случае) и уяснения практических задач подлежащих решению. Только после этого он обращается к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли "типовое" решение возникших задач, т.е. специальная теория относящееся к предмету? Если "типового" решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме теоретико-прикладного исследования. Если же такое решение имеется, гипотезы прикладного исследования строятся как различные варианты "прочтения" типовых решений применительно к конкретным условиям. Очень важно иметь в виду, что любое исследование ориентированное на решение теоретических задач, можно продолжить как прикладное. На первом этапе мы получаем некоторые типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия. Поэтому, совершенно справедливо говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Но из хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно сделать теоретические выводы. Необходимо с самого начала фактические данные описывать в соответствующих терминах, соотнесенных с теоретическими посылками. Не так просто (а часто не возможно) перегруппировать собранные данные по иному отличному от исходного принципу. И именно поэтому исследователь накапливает эмпирический материал, исходя из четкой целевой установки. И так, определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных а также дополнительных задач. Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами главных вопросов исследования.

Обоснованность научных и практических педположений (гипотез) проверяется путем сопоставления общих предпосылок с менее общими, и в конечном счете на основе непосредственного соотнесения с описанием элементарных фактов. Чтобы проделать этот сложный путь необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отрицают. Поиск эмпирических значений, понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков - операционным определением.

Следующим этапом социологического исследования является выдвижение рабочих гипотез.

Гипотеза - главный методологической инструмент организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутреней логике. В социологическом исследование гипотезы - обоснованные предубеждения о структуре социальных объектов, характере связей между изученными социальными явлениями и о возможных подходах к решению социальных проблем. Исходные посылки социологических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснений этих событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук. Если значения, которыми мы располагаем не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения, гипотезы. Рассуждая подобным образом мы пытаемся создать более или менее непротиворечивые концепции для объяснения интересующих нас явлений. Если мы располагаем специальной социологической теорией в данной предметной области (военная социология, социология труда), выдвижение гипотез значительно облегчается. Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвиннутого объяснения. В таком случае, подтверждение данной гипотезы дает дополнительные основания для принятия в соответствии с ней посылки. Проверка следующей посылки, гипотезы предложит новые подтверждения в пользу общей и т.д. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижение новых гипотез.

Следующим шагом является формирование выборки. В подавляющем большинстве случаев, социолог использует тот, или иной способ выделения из большой совокупности явлений и объектов изучения некоторой их части, в надежде, что на этой выборочной совокупности могут быть выявлены свойства объекта исследования в целом. Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Чем конкретнее сформулирована цель гипотизы,тем правильнее будет решен вопрос о выборке. Основное требование предъявляемое в социологии к выборке- это ее репрезентативность. Требование репрезентативности выборки означает, что по выделенным параметрам (критериям), состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в" генеральной совокупности". Между тем, строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам, обеспечить невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезентитацию только по главному направлению анализа данных. Таким образом, мы рассмотрели основные методологические вопросы социологического исследования и переходим освещению конкретных методов сбора данных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...