Методы сбора данных в исследованиях общественного мнения воинского коллектива.
Существует три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения однако, столь однообразна, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов. Но любые разновидности использования того или иного класса методов опираются на единое, общие правило. Особое положение в комплексе приемов сбора первичных данных занимают эксперементальные медодики и психологические тесты. Те и другие, предлагают одновременно, регистрацию фактов и четко ориентированные приемы их обработки. Под наблюдением в социологии понимают прямую регистрацию событий очевидцем. В отличие от обыденного, научное наблюдение отличается тем, что оно на основе ясной исследовательской цели и четко сформулированных задач, планируется по заранее обдуманной процедуре,все данные наблюдения фиксируется в протоколах и дневниках по определенной системе, информация полученная путем наблюдения должна подвергаться контролю на обоснованность и устойчивость. Классификация наблюдений производится по различным основаниям. По степени сформулированности, выделяют неконтролируемые (или не стандартные, безструктурные) и контролируемые (стандартные, структурные) наблюдения. В первом, исследователь пользуется лишь общим, принципиальным планом, во втором, регистрирует события по детально разработанной процедуре. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое наблюдение в первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события, как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Наконец одна из модификаций включенного наблюдения - так называемое стимулирующие в процессе которого исследователь создает некоторую эксперементальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта,в обычной ситуации непросматриваемые. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные(в экспериментальной ситуации). Процедура любого наблюдения складывается из ответов на вопросы: Что наблюдать?, Как наблюдать?, Как вести записи?
Исследования документальных источников тоже может дать информацию необходимую социологу в его исследовании. Причем документальной в социологии называют информацию фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фото или кинопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребляемого (обычно, документом мы называем лишь официальные материалы). Однако основным методом изучения общественного мнения в социологии остаются опросы и интервью. Опрос - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Говорят, что о намерениях человека лучше всего можно судить по поступкам, а не по словам, и вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по совокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов и побуждений,которыми он руководствуется. Опрос позволяет мыслено моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и других субъективных состояний отдельных лиц и общностей. Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажется почти универсальным методом. Будучи несомненно лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей,этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам информацию о событиях прошлого или настоящего,о продуктах деятельности, короче - о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому не увидеть, не прочитать не удастся. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам, добавив несколько других условий как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с репортером, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически. Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений. Особо выделяются интервью со специалистами - экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличается от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формалезированные (а также полустандартизированные) интервью. Свободные интервью - это длительные беседы (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулетивном плане исследования. Стандартизированное интервью предполагает, как и формалезованное наблюдение, так и детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. В зависимости от особенностей процедуры, интервью может быть интенсивным ("клиническим", т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и сфокусированными на выявлении относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта, на заданное воздействие. С его помощью изучают например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации. Причем текст информации предварительно обрабатывается контакт-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрашиваемых, какие на периферии, и что вовсе не осталось в памяти. Так называемые направленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту. Наконец по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в "фокус-группах". Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемыми либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации, плюс несколько пунктов связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.
Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируются сразу 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет. Во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям,воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы манипулировать искажение данных связанных с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время так как к концу опроса могут изменится внешние обстоятельства, а информация о его поведении может передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов. Таковы в общих чертах способы исследования общественного мнения воинского коллектива (да и не только его). Способы эти, а также количество полученного знания, его плюсы и минусы непосредственно связаны с самой сутью социологического подхода к исследованию общественного мнения, но было бы не верным забыть о том, что большинство современных исследований в области науки, это исследования на стыке двух и более наук. В нашем же случае мы можем заметить, что социология сама по себе наука пересекающаяся со многими отраслями гуманитарного и даже естественного знания(математика, кибернетика и т.д.). К тому же объекты ее исследований столь многомерные явления, для более полного понимания которых требуется сочетание подходов. Это и послужило причиной моего интереса к социально-психологическому аспекту рассмотрения воинского коллектива, представление его как весьма специфичной общности основными особенностями которой является то, что это формальные группы, с жесткой иерархической структурой, и жесткой регламентацией поведения, часть пребывающая в экстримальных условиях существования, что придает социально-психологическому подходу ряд новых возможностей по сравнению с социологическим. Но к сожалению, это выходит за рамки темы данной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучение общественного мнения воинского коллектива крайне сложная задача стоящая перед нашей военной социологией. Связано это какя2 я0со сменой общей, парадично господствующей в теоретической социальной мысли, а также со специфическими проблемами военной социологии, связанными с реформированием армии и идущими в связи с этим социальными процессами, как в самих вооруженных силах, так и вне их. Ряд из этих процессов, к примеру, рост преступности вызывает обоснованную тревогу. Перед отечественной социологией стоит ряд непростых проблем, предстоит большая, как теоретическая так и конкретная работа по проведению прикладных исследований. Базой для этой работы в каждой воинской части является достоверное знание социальных процессов происходящих в ней. Глубокое выяснение и организация работы по управлению этими социальными процессами - первостепенные задачи командиров, штабов, органов по воспитательной работе с личным составом, армейской и флотской общественности, а также специализированных военных социологических организаций.
Список использованной литературы. 1. Элизабет Ноэль "Массовые опросы." М-1993г. 2. Ян Щепальский "Элементарные понятия социологии." 3. "Современная Западная социология." М-1969г. 4. "Основы прикладной социологии." М-1995г. 5. Г.М. Андреева "Социальная психология." М-1996г. 6. Нейл Смелзер "Социология." М-1995г. 7. В.А. Ядов "Социологическое исследование: методология, программы, методы." М-1995г. 8. Фролов "Социология." М-1995г. 9. Донцов А.И. "Психология коллектива." М-1984г. 10. Ковалев В.Н. "Социологический воинский колектив." М-1987г. 11. Видичев А.Р. "Защита отечества - человеческий фактор." М-1973 12. А.Н. Енсуков "История социологии." Минск-1993г. 13. Раймон Арон "Этапы развития социологической мысли." М-1993г. 14. В.С. Барулин "Социальная философия."IIт. М-1993г. 15. А.А. Какошин "Армия и политика." М-1995г. 16. А.Л. Свенцинкий "Социальная психология управления."ЛГУ-1995г. 17. Грушин "Общественное мнемие..."
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|