Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение новеллы у Боккаччо.




Новелла существовала уже на заре развития литературы, однако образец, канон новеллы воздвиг именно Джованни Боккаччо в эпоху Возрождения. В Средневековье отдельный человек был прежде всего частью определенной общности людей – сословия, рыцарем, монахом, крестьянином. У него не было личностной воли и своего мироощущения в современном смысле. В эпоху Возрождения, когда начинается освобождение личностного начала в человеке, именно этот сложный процесс явился причиной рождения нового жанра – новеллы. В новелле впервые отражается личная, частная жизнь людей. Ранее в литературе доминировали общественные роли людей даже, если речь шла о любви, семейных отношениях, дружбе, духовных исканиях, герой произведения был прежде всего представителем определенной общности людей, воспринимал и оценивал и все окружающее и свое поведение с точки зрения этой общности.

Новелла (от итал. novella - новость) – повествовательный прозаический жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму. Новеллу определяют обычно как рассказ с динамичным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой. В широком понимании синонимом новеллы является рассказ. Однако, несмотря на близость к рассказу, в новелле отмечается особенное содержание. Для новеллы Боккаччо характерен прозаический, нейтральный стиль, и в то же время типично острое, напряженное действие, драматизм сюжета. Действие новеллы развертывается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренность будней. Художественное своеобразие новеллы заключается в противоречивом сочетании картины прозаического, повседневного бытия и острых, необыкновенных, иногда даже фантастических событий и ситуаций. Недаром Гете определял новеллу как «одно необычайное происшествие».

В качестве образца новеллистического сюжета можно привести девятую новеллу пятого дня. В этой новелле бедный влюбленный рыцарь подает на стол единственное свое состояние – охотничьего сокола, чтобы угостить им даму сердца, пришедшую к нему с просьбой подарить ей этого сокола для больного сына. Резкий поворот сюжета раскрывает личность рыцаря и его чувства.

В Декамероне сосуществует огромное множество событий, образов, мотивов, ситуаций. Все множество Боккаччо дифференцирует по темам таким образом:

1) Фортуна: о том, как после множества злоключений людям в конце концов сверх всякого ожидания улыбалось счастье.

2) Любовь: несчастная и счастливая после многих злоключений.

3) Находчивость и хитроумие, которые могут предопределить исход дела.

4) Гендерные: взаимоотношения или штуки, которые вытворяются во имя земной любви мужчинами и женщинами.

5) Благородство и рыцарские поступки, проявляемые в любви или в иных делах.

Напрашивается сравнение с Данте: 10 кругов ада - от самых низких земных грехов до самых светлых чувств, веры, надежды и любви.

 

Литературовед С.Мокульский разделяет новеллы «Декамерона» на четыре основные группы:

1. Простые в сюжетном отношении, коротенькие рассказы, повествующие о каком-нибудь остроумном изречении, коротком и быстром ответе, помогающем герою выйти из затруднения. Такие новеллы, напоминащие французские фаблио, заполняют I и VI дни «Декамерона».

2. Новеллы об удивительных добродетелях и глубоких движениях души. Такие новеллы характерны для X дня. Новеллы этой группы часто посвящены прославлению рыцарских добродетелей. Примером являются новеллы о Федериго дель Альбериги, заколовшем для угощения любимой дамы своего единственного сокола, о покорности Гризельды, подавившей в себе все чувства во имя любви к супругу.

3. Новеллы, повествующие об удивительных превратностях судьбы, бросащей людей от одних условий жизни к другим, прямо противоположным. К этим превратностям «фортуны» Боккаччо и его герои относятся с оптимизмом, характерным для людей эпохи Возрождения. Такие новеллы больше всего встречаются во II и V днях. Среди случайностей, разрешающих запутанную фабулу, важную роль играет неожиданное нахождение утерянных родственников – мотив, ставший затем популярным в комедиях XVI – XVII вв. В некоторых новеллах Боккаччо дает невероятное нагромождение превратностей судьбы, постигающих герое, например новелла о Ландольфо Руффоло (день II, нов. 4).

4. Новеллы, рассказывающие о проделках веселых гуляк, шутников, любителей острого словца, пользующихся случаем позабавиться на чужой счет. Таковы флорентийские живописцы Бруно, Буффальмакко и Нелло, проделки которых над простаками Симоне и Каландрино заполняют целых пять новелл восьмого и девятого дней.

 

Боккаччо использует различные литературные приемы; – прием, когда привычный смысл заменяется прямо противоположным, прием путаницы двойников, затем развитый Шекспиром, подмена героев, например, в десятой новелле восьмого дня, Софрония принимает влюбленного в нее юношу Тита за своего мужа Гисиппа.

 

В построении новеллы по Боккаччо ощутимы следующие закономерности:

· Сюжет обычно гипертрофирован, нереалистично лихо закручен и отличается от обычной жизни приблизительно как небоскреб от одноэтажного дома.

· В каждой новелле есть центр, точка сборки, на которой держится вся новелла. В новелле о несчастной любви Изабетты, возлюбленной которой убили ее братья, таким центром является горшок с базиликом, куда она спрятала его голову.

 

Выводы.

Декамерон – грандиозное художественное сооружение Джованни Боккаччо, в котором ему удалось достичь композиционного единства из весьма рассыпчатого материала новелл. Рассказчики в Декамероне служат не только золотым обрамлением для собрания новелл, воплощая в себе земной рай отношений между людьми и утопического общественного устройства, но и нравственным камертоном для читателей. Их взгляд на мир целен, оптимистичен, жизнерадостен. Они чествуют новые ценности – ценности любви, храбрости, благородства, дружбы, и в центре – человека как такового вне церковных и сословных предрассудков. Новая система ценностей Ренессанса нашла для себя удачное выражение в новеллах. Ведь в большинстве новелл «Декамерона» герои сами борятся за свое счастье и круто поворачивают сюжет, так что решающее слово остается за ними, а не за судьбой и божественным вмешательством.

 

Список литературы:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...