Методика организации и подгатовки КШУ
Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются: 1. мероприятия, проводимые в порядке подготовки учения; 2. ответственные за подготовку учения; 3. ответственные за исполнение; 4.сроки готовности и контроль. Подготовка командно-штабного учения включает в себя: - определение или уточнение исходных данных; - разработку документов учения; - подготовку к учению руководителя, его заместителей, штаба руководства и посреднического аппарата; - подготовку обучаемых и привлекаемых подразделений. Исходными данными командно-штабного учения являются: - тема, учебные и воспитательные цели; - этапы и учебные вопросы учения; - состав обучаемых сотрудников и привлекаемых подразделений; - сроки и продолжительность проведения учения; - район (место проведения учений); - нормы расхода моторесурсов, учебных боеприпасов и имитационных средств (если учения проводятся на местности). Тема, цели, состав обучаемых и привлекаемые подразделения определяются руководителем учения. Тема учения определяется, прежде всего, исходя из задач, стоящих перед органом или учреждением, с учетом оперативной обстановки, складывающейся в зоне его ответственности, регионе, а также в связи с появлением новых нормативных актов, изменением форм и методов работы ОВД. Вышестоящий оперативный начальник может уточнить или изменить тему учения. Тема учения должна формулироваться кратко, но в то же время отражать весь цикл планируемых задач, например: «Подготовка крупномасштабной профилактической операции по борьбе с преступностью. Управление силами и средствами органов внутренних дел и взаимодействующих сил иных федеральных органов исполнительной власти». Конкретизация темы осуществляется поставленными учебными и исследовательскими целями, этапами, учебными вопросами, отражающими качественные его показатели; содержание, характер и масштаб решаемых задач; особенности обстановки, местности и другие условия, по возможности - вопросы взаимодействия при решении совместных задач с органами управления других министерств и ведомств. В этом случае замысел учения должен быть согласован и с взаимодействующими органами.
Тематика и сроки проведения совместных КШУ согласовываются со старшими оперативными начальниками в целях привлечения на них соответствующих должностных лиц взаимодействующих органов. Учебные цели определяются с учетом содержания темы учения, уровня подготовки привлекаемых руководителей (сотрудников), органов управления, задач профессиональной подготовки. При определении учебных целей необходимо исходить из предназначения учения: если оно проверочное, то первый пункт должен обычно начинаться словами «проверить», опытное или исследовательское – «исследовать» и т.д. Формулируя цель учения, необходимо ответить на вопрос, для чего оно проводится, что ожидают руководители от его проведения. Иными словами, чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также каким образом выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в той или иной обстановке. Однако, разработчикам следует помнить, что чрезмерная детализация общей цели приводит к усложнению учения, к потере их целенаправленности. Важным элементом в разрабатываемом учении является определение круга сотрудников, т.е. состава обучаемых, привлекаемых к учению, степень подготовленности которых надо оценить, либо предстоит научить тем или иным действиям в соответствии с замыслом учения.
Этапы и учебные вопросы конкретизируют содержание темы учения. Планирование и проведение учения по этапам осуществляется для достижения четкой последовательности отработки темы, а также для более целеустремленной работы самого руководителя и штаба руководства. Каждый этап должен включать взаимосвязанные учебные вопросы, охватывающие по времени и пространству законченный период организации и выполнения полученной задачи. Одновременно с определением этапов и учебных вопросов учения с учетом их всесторонней отработки производитсярасчет учебного времени. При расчете обязательно учитывается реальная потребность времени на выполнение намеченной работы руководителями отделов, служб, штабом в целом, в том числе на оформление документов, а также на организацию и управление для отработки этапов учения. Время проведения учения устанавливается в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность командно-штабных ученийзависит от его масштаба. Например, КШУ с низовыми звеньями органов внутренних дел проводится от одних до полутора суток, в республике и области – от двух до трех суток, в регионе – от трех до пяти суток и более. При определении продолжительности учения следует исходить из положения целесообразности и не изнурять сотрудников длительным пребыванием в служебной обстановке. Иногда длительное учение приносит не только пользу, но и определенный вред. Практика показывает, что распределение времени на учении может быть следующим: не менее 80% на отработку учебных вопросов по обучению подразделений (групп), привлекаемых на учение; до 20% – на организационные вопросы и проведение разборов. Район проведения КШУ на местности выбирается исходя из содержания темы, этапов и учебных вопросов, условий местности, особенностей региона, возможностей для размещения пунктов управления и их последовательного перемещения. Размеры района зависят от масштаба и замысла учения. Характер местности должен позволять поучительно отрабатывать все поставленные учебные вопросы. При выборе места проведения учения (если оно планируется с практической отработкой отдельных тактических эпизодов) должны учитываться не только сложившаяся оперативная обстановка (например, наиболее характерная для региона в целом), но и реальное положение дел в органе внутренних дел. При умелой организации отработки поставленных задач личному составу легче будет понять, какие именно ошибки имели место в реальной ситуации, как их можно было избежать, а также иные альтернативные варианты действий в той или иной обстановке.
Определив исходные данные - основы замысла (их еще иногда называют концепцией учения), начальник органа внутренних дел поручает разработку замысла проведения учения одному из своих заместителей, как правило, начальнику штаба, который и назначается начальником штаба руководства учением. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях ответственность за разработку и проведение учения лежит на руководителе органа внутренних дел. Начальник штаба руководства учением, уяснив замысел руководителя на подготовку и проведение учения, готовит предложения по составу руководства учением, штаба руководства и посреднического аппарата и приступает к разработке замысла. - В состав руководства учением обычно входят руководитель учения, его заместители и помощники, в зависимости от масштаба учения и его тематики. Так, при подготовке учения с городским отделом у руководителя учения может быть лишь один заместитель, а при проведении учения с органами внутренних дел региона – несколько. Штаб руководства – это временно создаваемый орган управления, предназначенный для качественной подготовки и эффективного проведения учения. Штаб руководства на учении выступает в двух ролях: в качестве вышестоящего штаба и в качестве органа управления учением. Он должен быть минимальным по составу и комплектоваться наиболее подготовленными сотрудниками. При создании штаба необходимо руководствоваться принципом – в его состав должны входить только те должностные лица, без которых руководителю невозможно провести учение.
При подготовке к командно-штабному учению разрабатываются организационные, учебно-методические, оперативно-служебные документы, документы по обеспечению и справочные документы. К организационным документам относятся: - календарный план подготовки КШУ; - организационные указания по подготовке и проведению учения (с приложениями); - схема организации руководства учением; - состав органов управления и подразделений ОВД, привлекаемых на КШУ; - план рекогносцировки района проведения КШУ; - план вывода органов управления, сил и средств в район проведения КШУ и возвращения в пункты постоянной дислокации (ППД); - план перемещения штаба руководства; К учебно-методическим документам относятся: - замысел проведения КШУ на карте (основной документ); - пояснительная записка к замыслу (текстуально); - план-календарь проведения учения; - задание обучаемым (оперативное, оперативно-тактическое, тактическое) с картой исходной обстановки и другими приложениями; - материалы оперативных скачков с картами обстановки на время скачка; - план наращивания обстановки по этапам учения с приложением комплекта вводных; - план розыгрыша действий ОВД (в зависимости от замысла); - план подготовки руководства учением и посреднического аппарата; - личный план работы руководителя; - частные планы работ заместителей руководителя (помощников) руководителя и старших посредников при ОВД; - план обозначения действий противоборствующей стороны (при необходимости); - план имитации. При подготовке опытных и исследовательских ученийдополнительно разрабатываются: - план организации и проведения исследования (опыта); - задание на проведение исследования (опыта); - карточка эксперимента (опыта). К оперативно-служебным документам относятся: - оперативные директивы (приказы, распоряжения) старших начальников; - распоряжения по различным службам, видам всестороннего обеспечения; - табель срочных донесений. Другие оперативно-служебные документы разрабатываются по решению руководителя. Документы по обеспечению учения представляют собой: - план связи руководства учением; - план оперативной маскировки (легендирование, меры по сохранению служебной и государственной тайны, по скрытому управлению и др.); - план создания реальных радиоэлектронных помех; - план применения систем и средств автоматизации; - планы по видам всестороннего обеспечения на период подготовки и проведения специальных операций (разведка, охранение, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая (РХБ) защита, химическое обеспечение, тыловое обеспечение, техническое обеспечение, медицинское обеспечение);
- смету планируемого расхода денежных средств. Другие документы разрабатываются по решению руководителя учения. При подготовке учения готовятся следующие справочные документы: - списки руководящего состава обучаемых органов управления; - списки должностных лиц руководителей региона и крупных административных центров, руководящего состава взаимодействующих органов (сил и средств); - схема размещения руководства и посреднического аппарата; - тактико-технические характеристики (ТТХ) техники и вооружения, привлекаемого на КШУ и т.д.; - справки и схемы по специальным операциям, проведенным ОВД в годы войны, локальных вооруженных конфликтов, применительно к вопросам, отрабатываемым на КШУ; - справка об общественно-политической обстановке в регионе; - прогноз погоды на период проведения КШУ. Другие справочные документы также разрабатываются по решению руководителя учения. Необходимо подчеркнуть, что два документа – организационные указания и задание обучаемым направляются обучаемым заблаговременно до начала учения. В отдельных случаях – когда готовится проверочное учение – эти документы могут и не направляться заранее, а с началом учения обучаемым вручается только оперативное задание с картой исходной обстановки и дается необходимое время (не менее двух - четырех часов) для его изучения. Организационные указания оформляются в виде директивы Министра внутренних дел Российской Федерации, приказов, указаний, распоряжений министров, начальников УВД субъектов РФ и направляются обучаемым и в органы управления привлекаемых взаимодействующих органов, как правило, за месяц, но не менее чем за 20 дней. Вместе с организационными указаниями может направляться выписка из календарного плана подготовки учения (раздел «Подготовка обучаемых органов управления и сотрудников подразделений, привлекаемых к учению». Задание обучаемым с картой исходной обстановки на начало учения оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам по учению и направляются обучаемым от имени руководства учением, как правило, за 10-15 дней, с таким расчетом, чтобы обучаемые имели возможность глубоко его изучить и провести необходимые мероприятия по подготовке к учению. Рассмотрим более подробно подготовку некоторых из выше представленных документов. Замысел проведения командно-штабного учения разрабатывается на карте. В нем обычно отражаются: - исходные данные (тема, учебные и воспитательные цели и время проведения, органы управления и подразделения, привлекаемые на учение); - нормы расхода моторесурсов и имитационных средств; - исходная обстановка к началу учения (дислокация, исходное положение органов и подразделений внутренних дел, противоборствующей стороны), их задачи и характер (замысел) их действий; - районы розыгрыша действий сторон; - этапы учения, их содержание и продолжительность. Кроме того, штаб руководства отрабатывает карту розыгрыша действий, на которой для каждого этапа показываются: - возможное положение (рубежи) органов и подразделений внутренних дел, их соседей и взаимодействующих органов и сил к определенному времени; - данные о воздушной, радиоэлектронной, радиационной и химической обстановке; - порядок наращивания обстановки (какие данные, в какое время и каким способом доводятся до обучаемых руководителей и штабов). При необходимости на карте разрабатываются вводные для оперативных скачков с таблицами, отражающими результаты действий, предшествующих каждому оперативному скачку. К карте розыгрыша боевых действий может разрабатываться текстуальный план наращивания обстановки. Пояснительная записка к замыслу учения оформляется текстуально, в ней указывается: - боевой и численный состав ОВД, привлекаемых на учение; - общий характер действий сторон; - основные показатели учения; - расчет (соотношение) сил и средств по этапам учения; - состав руководства и посреднического аппарата; - мероприятия, проводимые руководством, и действия обучаемых при отработке учебных вопросов в ходе каждого этапа; - время и место проведения разбора учения; - порядок занятия исходного района и возвращения в пункт постоянной дислокации. Завершающим элементом подготовки к учению является проверка готовности технических средств управления, оперативно-служебной документации и помещений. Эту работу осуществляет организационная группа штаба руководства с помощью сотрудников обучаемого штаба. При проверке готовности технических средств управления (радио- и проводной связи, электронно-вычислительной техники, средств кино- и телевидения) основное внимание обращается на исправность этих средств, установленных как в штабе руководства учением, так и в помещениях обучаемых органов управления. Проверка штабной документации (распорядка дня, заявок на использование технических средств управления, кинофотодокументов, видеозаписей, служебной документации и др.) предусматривает установление ее полной наличности и комплектности. По результатам проверки начальник штаба руководства докладывает руководителю учения об общей готовности к началу учения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|