Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика организации и подгатовки КШУ

Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются:

1. мероприятия, проводимые в порядке подготовки учения;

2. ответственные за подготовку учения;

3. ответственные за исполнение;

4.сроки готовности и контроль.

Подготовка командно-штабного учения включает в себя:

- определение или уточнение исходных данных;

- разработку документов учения;

- подготовку к учению руководителя, его заместителей, штаба руководства и посреднического аппарата;

- подготовку обучаемых и привлекаемых подразделений.

Исходными данными командно-штабного учения являются:

- тема, учебные и воспитательные цели;

- этапы и учебные вопросы учения;

- состав обучаемых сотрудников и привлекаемых подразделений;

- сроки и продолжительность проведения учения;

- район (место проведения учений);

- нормы расхода моторесурсов, учебных боеприпасов и имитационных средств (если учения проводятся на местности).

Тема, цели, состав обучаемых и привлекаемые подразделения определяются руководителем учения.

Тема учения определяется, прежде всего, исходя из задач, стоящих перед органом или учреждением, с учетом оперативной обстановки, складывающейся в зоне его ответственности, регионе, а также в связи с появлением новых нормативных актов, изменением форм и методов работы ОВД. Вышестоящий оперативный начальник может уточнить или изменить тему учения.

Тема учения должна формулироваться кратко, но в то же время отражать весь цикл планируемых задач, например: «Подготовка крупномасштабной профилактической операции по борьбе с преступностью. Управление силами и средствами органов внутренних дел и взаимодействующих сил иных федеральных органов исполнительной власти». Конкретизация темы осуществляется поставленными учебными и исследовательскими целями, этапами, учебными вопросами, отражающими качественные его показатели; содержание, характер и масштаб решаемых задач; особенности обстановки, местности и другие условия, по возможности - вопросы взаимодействия при решении совместных задач с органами управления других министерств и ведомств. В этом случае замысел учения должен быть согласован и с взаимодействующими органами.

Тематика и сроки проведения совместных КШУ согласовываются со старшими оперативными начальниками в целях привлечения на них соответствующих должностных лиц взаимодействующих органов.

Учебные цели определяются с учетом содержания темы учения, уровня подготовки привлекаемых руководителей (сотрудников), органов управления, задач профессиональной подготовки. При определении учебных целей необходимо исходить из предназначения учения: если оно проверочное, то первый пункт должен обычно начинаться словами «проверить», опытное или исследовательское – «исследовать» и т.д.

Формулируя цель учения, необходимо ответить на вопрос, для чего оно проводится, что ожидают руководители от его проведения. Иными словами, чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также каким образом выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в той или иной обстановке. Однако, разработчикам следует помнить, что чрезмерная детализация общей цели приводит к усложнению учения, к потере их целенаправленности.

Важным элементом в разрабатываемом учении является определение круга сотрудников, т.е. состава обучаемых, привлекаемых к учению, степень подготовленности которых надо оценить, либо предстоит научить тем или иным действиям в соответствии с замыслом учения.

Этапы и учебные вопросы конкретизируют содержание темы учения. Планирование и проведение учения по этапам осуществляется для достижения четкой последовательности отработки темы, а также для более целеустремленной работы самого руководителя и штаба руководства. Каждый этап должен включать взаимосвязанные учебные вопросы, охватывающие по времени и пространству законченный период организации и выполнения полученной задачи.

Одновременно с определением этапов и учебных вопросов учения с учетом их всесторонней отработки производитсярасчет учебного времени. При расчете обязательно учитывается реальная потребность времени на выполнение намеченной работы руководителями отделов, служб, штабом в целом, в том числе на оформление документов, а также на организацию и управление для отработки этапов учения.

Время проведения учения устанавливается в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность командно-штабных ученийзависит от его масштаба. Например, КШУ с низовыми звеньями органов внутренних дел проводится от одних до полутора суток, в республике и области – от двух до трех суток, в регионе от трех до пяти суток и более.

При определении продолжительности учения следует исходить из положения целесообразности и не изнурять сотрудников длительным пребыванием в служебной обстановке. Иногда длительное учение приносит не только пользу, но и определенный вред.

Практика показывает, что распределение времени на учении может быть следующим: не менее 80% на отработку учебных вопросов по обучению подразделений (групп), привлекаемых на учение; до 20% – на организационные вопросы и проведение разборов.

Район проведения КШУ на местности выбирается исходя из содержания темы, этапов и учебных вопросов, условий местности, особенностей региона, возможностей для размещения пунктов управления и их последовательного перемещения. Размеры района зависят от масштаба и замысла учения. Характер местности должен позволять поучительно отрабатывать все поставленные учебные вопросы.

При выборе места проведения учения (если оно планируется с практической отработкой отдельных тактических эпизодов) должны учитываться не только сложившаяся оперативная обстановка (например, наиболее характерная для региона в целом), но и реальное положение дел в органе внутренних дел. При умелой организации отработки поставленных задач личному составу легче будет понять, какие именно ошибки имели место в реальной ситуации, как их можно было избежать, а также иные альтернативные варианты действий в той или иной обстановке.

Определив исходные данные - основы замысла (их еще иногда называют концепцией учения), начальник органа внутренних дел поручает разработку замысла проведения учения одному из своих заместителей, как правило, начальнику штаба, который и назначается начальником штаба руководства учением. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях ответственность за разработку и проведение учения лежит на руководителе органа внутренних дел.

Начальник штаба руководства учением, уяснив замысел руководителя на подготовку и проведение учения, готовит предложения по составу руководства учением, штаба руководства и посреднического аппарата и приступает к разработке замысла.

- В состав руководства учением обычно входят руководитель учения, его заместители и помощники, в зависимости от масштаба учения и его тематики. Так, при подготовке учения с городским отделом у руководителя учения может быть лишь один заместитель, а при проведении учения с органами внутренних дел региона – несколько. Штаб руководства – это временно создаваемый орган управления, предназначенный для качественной подготовки и эффективного проведения учения.

Штаб руководства на учении выступает в двух ролях: в качестве вышестоящего штаба и в качестве органа управления учением. Он должен быть минимальным по составу и комплектоваться наиболее подготовленными сотрудниками. При создании штаба необходимо руководствоваться принципом – в его состав должны входить только те должностные лица, без которых руководителю невозможно провести учение.

При подготовке к командно-штабному учению разрабатываются организационные, учебно-методические, оперативно-служебные документы, документы по обеспечению и справочные документы.

К организационным документам относятся:

- календарный план подготовки КШУ;

- организационные указания по подготовке и проведению учения (с приложениями);

- схема организации руководства учением;

- состав органов управления и подразделений ОВД, привлекаемых на КШУ;

- план рекогносцировки района проведения КШУ;

- план вывода органов управления, сил и средств в район проведения КШУ и возвращения в пункты постоянной дислокации (ППД);

- план перемещения штаба руководства;

К учебно-методическим документам относятся:

- замысел проведения КШУ на карте (основной документ);

- пояснительная записка к замыслу (текстуально);

- план-календарь проведения учения;

- задание обучаемым (оперативное, оперативно-тактическое, тактическое) с картой исходной обстановки и другими приложениями;

- материалы оперативных скачков с картами обстановки на время скачка;

- план наращивания обстановки по этапам учения с приложением комплекта вводных;

- план розыгрыша действий ОВД (в зависимости от замысла);

- план подготовки руководства учением и посреднического аппарата;

- личный план работы руководителя;

- частные планы работ заместителей руководителя (помощников) руководителя и старших посредников при ОВД;

- план обозначения действий противоборствующей стороны (при необходимости);

- план имитации.

При подготовке опытных и исследовательских ученийдополнительно разрабатываются:

- план организации и проведения исследования (опыта);

- задание на проведение исследования (опыта);

- карточка эксперимента (опыта).

К оперативно-служебным документам относятся:

- оперативные директивы (приказы, распоряжения) старших начальников;

- распоряжения по различным службам, видам всестороннего обеспечения;

- табель срочных донесений.

Другие оперативно-служебные документы разрабатываются по решению руководителя.

Документы по обеспечению учения представляют собой:

- план связи руководства учением;

- план оперативной маскировки (легендирование, меры по сохранению служебной и государственной тайны, по скрытому управлению и др.);

- план создания реальных радиоэлектронных помех;

- план применения систем и средств автоматизации;

- планы по видам всестороннего обеспечения на период подготовки и проведения специальных операций (разведка, охранение, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая (РХБ) защита, химическое обеспечение, тыловое обеспечение, техническое обеспечение, медицинское обеспечение);

- смету планируемого расхода денежных средств.

Другие документы разрабатываются по решению руководителя учения.

При подготовке учения готовятся следующие справочные документы:

- списки руководящего состава обучаемых органов управления;

- списки должностных лиц руководителей региона и крупных административных центров, руководящего состава взаимодействующих органов (сил и средств);

- схема размещения руководства и посреднического аппарата;

- тактико-технические характеристики (ТТХ) техники и вооружения, привлекаемого на КШУ и т.д.;

- справки и схемы по специальным операциям, проведенным ОВД в годы войны, локальных вооруженных конфликтов, применительно к вопросам, отрабатываемым на КШУ;

- справка об общественно-политической обстановке в регионе;

- прогноз погоды на период проведения КШУ.

Другие справочные документы также разрабатываются по решению руководителя учения.

Необходимо подчеркнуть, что два документа – организационные указания и задание обучаемым направляются обучаемым заблаговременно до начала учения. В отдельных случаях – когда готовится проверочное учение – эти документы могут и не направляться заранее, а с началом учения обучаемым вручается только оперативное задание с картой исходной обстановки и дается необходимое время (не менее двух - четырех часов) для его изучения.

Организационные указания оформляются в виде директивы Министра внутренних дел Российской Федерации, приказов, указаний, распоряжений министров, начальников УВД субъектов РФ и направляются обучаемым и в органы управления привлекаемых взаимодействующих органов, как правило, за месяц, но не менее чем за 20 дней. Вместе с организационными указаниями может направляться выписка из календарного плана подготовки учения (раздел «Подготовка обучаемых органов управления и сотрудников подразделений, привлекаемых к учению».

Задание обучаемым с картой исходной обстановки на начало учения оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам по учению и направляются обучаемым от имени руководства учением, как правило, за 10-15 дней, с таким расчетом, чтобы обучаемые имели возможность глубоко его изучить и провести необходимые мероприятия по подготовке к учению.

Рассмотрим более подробно подготовку некоторых из выше представленных документов.

Замысел проведения командно-штабного учения разрабатывается на карте. В нем обычно отражаются:

- исходные данные (тема, учебные и воспитательные цели и время проведения, органы управления и подразделения, привлекаемые на учение);

- нормы расхода моторесурсов и имитационных средств;

- исходная обстановка к началу учения (дислокация, исходное положение органов и подразделений внутренних дел, противоборствующей стороны), их задачи и характер (замысел) их действий;

- районы розыгрыша действий сторон;

- этапы учения, их содержание и продолжительность.

Кроме того, штаб руководства отрабатывает карту розыгрыша действий, на которой для каждого этапа показываются:

- возможное положение (рубежи) органов и подразделений внутренних дел, их соседей и взаимодействующих органов и сил к определенному времени;

- данные о воздушной, радиоэлектронной, радиационной и химической обстановке;

- порядок наращивания обстановки (какие данные, в какое время и каким способом доводятся до обучаемых руководителей и штабов).

При необходимости на карте разрабатываются вводные для оперативных скачков с таблицами, отражающими результаты действий, предшествующих каждому оперативному скачку. К карте розыгрыша боевых действий может разрабатываться текстуальный план наращивания обстановки.

Пояснительная записка к замыслу учения оформляется текстуально, в ней указывается:

- боевой и численный состав ОВД, привлекаемых на учение;

- общий характер действий сторон;

- основные показатели учения;

- расчет (соотношение) сил и средств по этапам учения;

- состав руководства и посреднического аппарата;

- мероприятия, проводимые руководством, и действия обучаемых при отработке учебных вопросов в ходе каждого этапа;

- время и место проведения разбора учения;

- порядок занятия исходного района и возвращения в пункт постоянной дислокации.

Завершающим элементом подготовки к учению является проверка готовности технических средств управления, оперативно-служебной документации и помещений. Эту работу осуществляет организационная группа штаба руководства с помощью сотрудников обучаемого штаба. При проверке готовности технических средств управления (радио- и проводной связи, электронно-вычислительной техники, средств кино- и телевидения) основное внимание обращается на исправность этих средств, установленных как в штабе руководства учением, так и в помещениях обучаемых органов управления.

Проверка штабной документации (распорядка дня, заявок на использование технических средств управления, кинофотодокументов, видеозаписей, служебной документации и др.) предусматривает установление ее полной наличности и комплектности. По результатам проверки начальник штаба руководства докладывает руководителю учения об общей готовности к началу учения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...