Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности общения подростков со сверстниками




психологический общение подросток сверстник

Общение со сверстниками в подростковом возрасте - важный фактор психического развития в подростковом возрасте, необходимое условие для становления личности человека, в том числе и в социальном плане.[13, с. 72]

Исследователями выделяется динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет), мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет), стремление к автономии и поиски собственной личности (14-15 лет). [13, с. 375]

Количество времени, проводимое в обществе сверстников, возрастает прямо пропорционально созданию отрицательной атмосферы в семье. Родители не могут заменить общения со сверстниками. Оно является для подростков значимым каналом информации. Именно в подростковой среде юноши и девушки получают основную часть информации о взаимоотношениях полов.

Общение - главная потребность подростков. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В ходе совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чувство благополучия и устойчивости. Сумел он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. [17, с. 266]

Общение со сверстниками, как интимно-личностное, так и групповое, становится необходимостью. В связи с этим подросток стремиться:

.   Устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими.

.   Знакомиться с новыми, интересными людьми.

.   Быть принятым и признанным в социальных группах.

.   Устанавливать гетеросексуальные контакты.

.   Принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом.

.   Осваивать поведение, характерное для своего пола.

Особенно ощутимой у подростков становиться потребность в друзьях.В подростковом возрасте близкие друзья, как правило, ровесники и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной среде. Они похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения, например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой может стать девочка неумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому не достает. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Они делятся не только своими секретами и планами, но также чувствами, помогая друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения становиться гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков можно объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в дворовую компанию и группу, сложившуюся на занятиях в спортсекции.

Социальная поддержка напрямую связана с благополучием человека в жизни и служит своего рода буфером, смягчающим последствия стрессов. Есть все основания полагать, что отношения со сверстниками в юношеские годы часто становятся причиной сильных душевных переживаний. Подростки равняются на своих товарищей, отношение которых влияет на самооценку. Особенно старательно мальчики и девочки подстраиваются под ровесников в раннем подростковом возрасте. Последствиями того, что подростка не замечают или отвергают сверстники, могут стать правонарушения, наркомания и депрессия. В раннем подростковом возрасте опасность подвергается стрессу может быть особенно высокой. [8, с. 67]

Дружеские отношения так необходимы подросткам, потому что они не уверены в себе и очень переживают из-за этого. Они еще не сложились как личности. Друзья и приятели, с одной стороны, придают подростку сил, с другой - помогают определить границы собственного «Я». С помощью друзей молодые люди приобретают необходимые личные и социальные навыки, что помогает им стать частью мира взрослых. У них вырабатывается эмоциональная привязанность к сверстникам, с которыми могут поделиться своими тревогами и сокровенными чувствами.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному, это могут быть демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье. Среди мотивов нарушения подростками правил общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.

Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной активности, т.е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства - качества товарища и друга, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Чтобы снискать не просто популярность, а подлинное уважение и признание у подростков, необходимо, прежде всего, быть хорошим товарищем. В связи с этим в начале подросткового периода нередко происходят изменения в группе ранее популярных ребят. Во-первых, исчезают прежние авторитеты и появляются новые, а во-вторых, часто наблюдается несовпадение актива класса с группой наиболее уважаемых и авторитетных подростков, так как у многих учителей существует тенденция создавать актив из хорошо успевающих и дисциплинированных учащихся без учета их товарищеских качеств. Вторая, не менее важная причина осложнения взаимоотношений в классе - сохранение у учителя так называемого авторитарного стиля руководства и воспитание у актива таких же способов общения с одноклассниками, что абсолютно неприемлемо для подростков, потому что к отношению взрослых и товарищей предъявляется одно и то же основное требование - уважение личности и человеческого достоинства. [8, с. 70]

Это требование является стержнем «кодекса товарищества» подростков. Высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве.

Общение со сверстниками является практикой по овладению новыми способами социального взаимодействия в коллективе, которые основаны на нормах морали взрослых.

Заинтересованность подростка в уважении и признание сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований.

В подростковом возрасте интенсивно развивается очень важная для общения особенность - умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо для благополучия в отношениях. Первопричиной неблагополучия в отношениях нередко бывает завышенная самооценка подростка, которая делает его невосприимчивым к критике и требованиям товарищей. Именно поэтому он становится для них неприемлемым. Отсутствие или ограниченность таких контактов заставляют подростков переживать мучительное чувство одиночества. Молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, они ощущают неуверенность в собственных силах. [8, с. 68]

Проблемы в общенииу подростков, по мнению В.М. Минаевой, возникают по ряду причин:

u трудности в выборе адекватного поведения с окружающими;

u заниженная самооценка;

u болезненная реакция на критику;

u страх быть отвергнутым;

u повышенная робость и застенчивость;

u частое пребывание в состоянии подавленности и тревоги;

u недоверие к окружающим.

Застенчивость - самая распространенная коммуникативная трудность подростков. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Понятие стратегического взаимодействия введено в науку американским социологом Э. Гоффманом для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений.

Д. Элкинд отметил в общении подростков ряд особенностей:

. Будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию» (и как следствие этого - застенчивость).

. Преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. [17, с. 274]

Психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети, излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. [10, с. 299]

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близкого друга порождают тяжелые переживания. Самая неприятная для подростка ситуация - это искреннее осуждение коллектива, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. Неумение, невозможность добиться признания чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.

Тот факт, что в основе снижения успеваемости, изменения поведения и т.п. лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, как правило, не осознается ни родителями, ни самим подростком; либо же нарушение общения со сверстниками видится в ряду всех других нарушений и также не расценивается как их источник и причина. Значимость для подростка сферы его общения со сверстниками недооценивается взрослыми, особенно учителями.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг другу.

Так, важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками». [12, с. 366]

Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

Подростковое невербальное общение может вызывать протест смотрящих на это взрослых, но сами подростки подчас с готовностью проходят через эту возрастную инициацию вольными жестами и позами. Они могут быть агрессивные, снимающие дистанцию, подчас откровенно циничные.

Так, подростки легко дразнят друг друга высовыванием языка, показыванием кулака, постукиванием пальцем по уху, подкручиванием пальцем у виска, демонстрацией «фиги», позы «мачо», зада, жеста «фак» и др.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом используемых в общении поз и жестов. Они подхватывают эти телесные формы экспрессии и интенсивно используют их независимо от пола. [12, с. 369]

Конечно же, многое в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда, в которой живет подросток, и его внутренняя позиция по отношению к сленгу и ненормативным жестам вообще. Чувствительность к пошлости одних подростков и нечувствительность других ставят их в отношения конфронтации или безмолвного отчуждения друг от друга. Начинается и в этой сфере разделение на «своих» и «чужих».

Как считает В.В. Химик, подростковый возраст сопровождается воздействием двух тенденции: центробежной («протестное речевое поведение») и центростремительной (сплачивание в группировки). [9, с. 30]

В соответствии с первой тенденцией, ребенок воспринимает языковые нормы как часть системы стандартов взрослого мира, следовать которым он обязан. Принуждение и давление в данной сфере постепенно приводят к естественному сопротивлению, протесту, что проявляется в возникновении новых языковых предпочтений, создании «альтернативной» лексики. В жаргоне подросток подчеркивает свою жизнь, в которую не могут вторгаться взрослые. Выражает протест против давления, стремиться спровоцировать и эпатировать взрослых.

Вторая тенденция проявляется в запуске механизмов конформного поведения, побуждающих осваивать «язык» уличных сообществ. Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера восприятия внутригрупповой коммуникации для внешнего слушателя. Выражение непонимания со стороны не включенного в группу взрослого или подростка выступает для группы знаком правильного выбора стратегии речевого поведения, укрепляет чувство групповой общности.

В подростковом возрасте дети стараются все делать быстро и соответственно стремятся к краткости в речи. Жаргон удовлетворяет эту потребность. Известно, что подростки испытывают сложность в выражении своих чувств и эмоций, проявляют застенчивость. Нарочитая грубость и ироничность жаргона часто используется ребенком для разрешения данной проблемы.

Для подростково-молодежного жаргона характерна устойчивая тенденция к игре, юмору, насмешке (по барабану, лохотрон); иноязычные прототипы (фэйсом об тэйбл); каламбуры, фонетические уподобления (чао-какао, инсульт-привет). Особенно привлекательной для подростков выступает жаргон уголовного мира (блат, блатная музыка). Ребята, осваивающие определенный род деятельности (компьютерщики, музыканты), осваивают так называемые социально-профессиональные жаргоны (хакер, юзер, винт, клава), характерен также эстрадно-музыкальный сленг (фанера, рокер, раскрученный, попса). [9, с. 31]

Однако появление в лексиконе ребенка жаргонных слов и выражений имеет и иные основания для тревоги. Это может свидетельствовать о наличия в ближайшем окружении ребенка людей с уголовным прошлым, подростков из неблагополучных семей. В таком случае есть вероятность негативного влияния на поведение в целом. Жаргон часто негативно влияет на межличностные отношения в подростковой группе, унижает и оскорбляет личность, порождает конфликты.

Очевидно, что стремление искоренить жаргон полностью путем запретов и наказаний бесперспективно, более того, по принципу реактивного сопротивления, это может привести к противоположным результатам. Прямо противоположный подход - вседозволенность - также не может быть рекомендован, так как ведет к общему снижению культуры и воспитанности подростков и распространению в подростковой среде асоциальных ценностей. [9, с. 35]

Взрослым необходимо учитывать высокую словотворческую активность подростков, использовать принцип сублимации, т.е. направления данной активности на изучение иностранных языков, литературное творчество и др. Родителям и педагогам необходим контроль за собственными реакциями на жаргонные высказывания подростков. Негодование или растерянность стимулирует интенсивность употребления жаргона в дальнейшем. Целесообразно, сохраняя спокойствие и невозмутимость, продемонстрировать свое знание использованных слов, при необходимости объяснить их подлинное значение, указать на подражательный характер жаргонных слов. Специальное вмешательство (запрет на высказывания дома, в школе и т.п.) необходимо только, когда используется нецензурные выражения. [9, с. 36]

Таким образом, общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться:

.   Устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими.

.   Знакомиться с новыми, интересными людьми.

.   Быть принятым и признанным в социальных группах.

.   Устанавливать гетеросексуальные контакты.

.   Принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом.

.   Осваивать поведение, характерное для своего пола.

Важнейшим элементом в общении подростков можно считать жаргон или сленг, т.е. «слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками». Подражая сверстникам, подросток усваивает жаргонные слова, не задумываясь над их значением и смыслом. Создание своего собственного «языка» определяется задачами обеспечения обособленности, закрытости от окружающих, создания барьера для внешнего слушателя. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...