Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментально-практическая работа




Методики проведения эксперимента

 

Общение в современном обществе зависимо от изменения мотивации структуры интересов современных подростков, поэтому изучение особенностей общения подростков актуально. Особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Базой нашего исследования стал коллектив двух отрядов подростков в возрасте от 11 до 13 лет, отдыхающих в детском лагере п. Шиванда летом 2011 года. Всего 24 подростка: 13 мальчиков и 11 девочек.

Цель эксперимента - выявление уровня конструктивного общения подростков в коллективе.

Использованы следующие методики:

.   Психологическая атмосфера в группе.

.   Внешнегрупповая референтометрия.

Психологическая атмосфера в группе.

Методические указания:

Психологическая атмосфера в группе выявляется с помощью методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по 9-ти бальной шкале слева направо по схеме.

Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Враждебность

Согласие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие

Удовлетворенность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неудовлетворенность

Увлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие

Продуктивность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Непродуктивность

Теплота 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность

Сотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность

Занимательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Скука

Успешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность

Можно рассчитать средний показатель для группы по 10 параметрам. Рассчитать показатель для каждого члена группы. Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе.

Внешнегрупповая референтометрия.

Методические указания:

Определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях и прогноза их психического развития.

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Школьникам нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.

После осуществленного школьниками выбора их просят отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц.

Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.

После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу для данного школьника.

Смотри приложение №1.


Анализ и интерпретация полученных данных

 

. Психологическая атмосфера в группе

 

Таблица 1

Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сумма
1 Андрей Б. 5 5 5 6 7 4 8 5 7 5 57
2 Боря А. 4 3 5 7 5 4 3 4 6 4 45
3 Саша К. 6 3 6 7 4 2 7 6 7 5 53
4 Слава К. 3 4 5 1 1 3 2 3 5 3 30
5 Илья Ч. 5 7 8 9 6 5 8 9 6 9 72
6 Вадим Н. 7 6 5 5 4 4 5 3 4 5 48
7 Олег Б. 6 3 7 5 4 2 3 3 6 6 45
8 Евгения Л 6 5 6 7 5 6 6 6 7 7 61
9 Алена Г. 4 4 4 5 4 4 6 7 4 4 46
10 Оля Т. 6 5 5 6 5 6 7 6 7 6 59
11 Зифа С. 3 3 5 8 4 1 4 2 7 4 41
12 Рома Д. 6 4 5 4 5 6 8 5 7 6 56
13 Юля Ш. 4 3 5 8 5 1 4 2 7 5 44
14 Таня И. 5 6 5 4 6 6 5 4 5 6 52
15 Алина Д. 7 8 6 8 8 7 8 6 7 9 80
16 Катя Ж. 7 5 6 9 6 6 5 8 6 9 67
17 Полина Е. 8 8 8 7 7 8 8 9 8 8 77
18 Миша Л. 6 8 7 8 5 6 7 5 7 6 65
19 Саша Л. 5 5 5 8 5 5 5 3 1 5 47
20 Илья Б. 4 5 5 5 5 4 5 5 7 6 51
21 Таня М. 9 6 8 5 1 9 5 8 4 7 62
22 Аня Ш. 7 6 6 5 5 4 6 5 8 8 60
23 Вадим Н. 6 4 5 4 5 6 8 5 7 6 56
24 Артем В. 6 6 6 8 8 8 7 5 9 9 72
  сумма 135 122 138 149 120 117 140 124 149 148  
  среднее 5,63 5,08 5,75 6,21 5,00 4,88 5,83 5,17 6,21 6,17  

 

Выводы:

1. Дружелюбное отношение отмечает 58,3% (14 чел.).

2. Согласие в коллективе отметили 9 чел. - 38,5%, несогласие - 15 чел. - 62,5%.

.   Удовлетворены взаимоотношениями в отряде - 45,8% (11 чел.), неудовлетворены - 54,2% (13 человек).

.   Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание - это отмечают 50%.

.   Продуктивность творческой работы в отряде указали - 71% (17 чел.).

.   Теплоту и понимание в коллективе отмечают - 54,2% (13 чел.).

.   Отношения строятся на сотрудничестве, по мнению, 13 человек (54,2%).

.   В отношениях внутри коллектива существует взаимная поддержка - это отмечает 15 чел. (62,5%).

.   Членам коллектива нравиться быть вместе - отмечают 14 чел. (58,3%).

.   Успешность выделили лишь 8 чел. (33,3%).

. Внешнегрупповая референтометрия

 

Таблица 2

Фамилия, имя

Оценка в баллах

    Родители Компания, приятели Друзья Друг (подруга) Брат (сестра) Знакомый (знакомая)
1 Андрей Б. 15     10    
2 Боря А. 20     16    
3 Саша К. 12   18   12  
4 Слава К. 24   24 32 15  
5 Илья Ч.   25 25 42    
6 Вадим Н. 12   20 25    
7 Олег Б. 20   5      
8 Евгения Л. 16   15 38    
9 Алена Г. 25   16 16 35  
10 Оля Т. 20   15 15    
11 Зифа С. 32   10      
12 Рома Д.     32 30   24
13 Юля Ш. 22   12 26 12  
14 Таня И. 34   10     12
15 Алина Д. 20 44       36
16 Катя Ж. 20     40 24  
17 Полина Е. 24   18 28    
18 Миша Л. 15       10  
19 Саша Л. 24     10 15  
20 Илья Б.     30 16    
21 Таня М. 28     18   12
22 Аня Ш.   15 20 27   10
23 Вадим Н. 10   26 30   26
24 Артем В. 25   28      

 

Выводы:

Исследование показало, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники.

Предпочтение компании отдал 1 чел. - 4,2%.

Друзьям: 4 чел. - 16,7%.

Предпочтение другу или подруге: 37,5% (9 чел.).

У 9 испытуемых (37,5%) преобладает выбор родителей.

Итак, значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек).

 

Таким образом, проведенное исследование показало, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники. Значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек).

Дружелюбное отношение к сверстникам в коллективе отмечает 58,3%, а несогласие в коллективе - 62,5%, неудовлетворены взаимоотношениями в отряде - 54,2%; успешность отряда выделили лишь - 33,3%.

психологический общение подросток сверстник


Заключение

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мною задачи:

-        проанализировать литературу по теме исследования;

-        рассмотреть психологические подходы к проблеме общения;

-        выделить специфические особенности общения подростков со сверстниками;

-        провести экспериментально-практическую работу.

Первая глава курсовой посвящена рассмотрению психологических подходов к проблеме общения.

Российские и зарубежные психологи выдвигают различные психологические подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий. Авторы едины в одном - общение в подростковом необходимо, оно может воздействовать на характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, изменять их и перестраивать. В процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. В процессе общения вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.

Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со сверстниками.

Общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться: устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими; знакомиться с новыми, интересными людьми; быть принятым и признанным в социальных группах; устанавливать гетеросексуальные контакты; принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом; осваивать поведение, характерное для своего пола.

Экспериментально-практическая работа показала, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники. Значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек).

Дружелюбное отношение к сверстникам в коллективе отмечает 58,3%, а несогласие в коллективе - 62,5%, неудовлетворены взаимоотношениями в отряде - 54,2%.

На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций, а также для выявления у подростков проблем в общении со сверстниками. Педагогам необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы в классе царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов. Задача взрослых понять изменения детей, создать условия для благоприятного развития детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.

 


Библиография

 

1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2006. - 264 с.

2. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: в 2-х ч.:учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД. Ф. 01-Психология/ Б.С. Волков. - М.: Владос. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 344 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России, 2009. - 512 с.

5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-пресс, 2005. - 264 с.

6. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - Спб.: Питер, 2006. - 240 с.

7. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. /М. Кле. - М.: Педагогика, 2007. - 172 с.

8. Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Психология обучения. - 2007 - №9. - с. 64-72

9. Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодежи, 2005.

10.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. Заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2009. - 464 с.

11.Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2010. - 300 с.

12.Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2006.

13.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога психолога образования: учеб. пособие. - М.: ТУ Сфера, 2007.

14.Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ Б.Д. Парыгин. - Спб.: СпбГУП, 2006. - 615 с.

15.Поливанова, К.Н. Психология возвратных кризисов: учеб. пособие для студ. вузов/ К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2010. - 184 с.

16.Практическая психология образования/ под. Ред. И.В. Дубровиной. - М.: 2008.

17.Психология подростка: учеб. / под ред. А.А. Реана. - СПб. Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.

18.Психология развития/ Сост. и общ. ред. СпбГУ. - Спб.: Питер, 2007. - 512 с.

19.Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2009. - 335 с.

20.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко. - Ростов на/ Д.: Феникс, 2008. - 672 с.

21.Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии экзаменационный экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Март, 2007. - 253 с.

22.Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2005. - 159 с.

23.Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Психология»/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2009. - 144 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...