Экспериментально-практическая работа
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Методики проведения эксперимента
Общение в современном обществе зависимо от изменения мотивации структуры интересов современных подростков, поэтому изучение особенностей общения подростков актуально. Особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Базой нашего исследования стал коллектив двух отрядов подростков в возрасте от 11 до 13 лет, отдыхающих в детском лагере п. Шиванда летом 2011 года. Всего 24 подростка: 13 мальчиков и 11 девочек. Цель эксперимента - выявление уровня конструктивного общения подростков в коллективе. Использованы следующие методики: . Психологическая атмосфера в группе. . Внешнегрупповая референтометрия. Психологическая атмосфера в группе. Методические указания: Психологическая атмосфера в группе выявляется с помощью методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по 9-ти бальной шкале слева направо по схеме. Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Враждебность Согласие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Несогласие Удовлетворенность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неудовлетворенность Увлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие Продуктивность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Непродуктивность Теплота 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность Сотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества Взаимная поддержка 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность Занимательность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Скука Успешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность Можно рассчитать средний показатель для группы по 10 параметрам. Рассчитать показатель для каждого члена группы. Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе.
Внешнегрупповая референтометрия. Методические указания: Определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях и прогноза их психического развития. В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б). Школьникам нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо. После осуществленного школьниками выбора их просят отложить список 1-Б и по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу для данного школьника. Смотри приложение №1. Анализ и интерпретация полученных данных
. Психологическая атмосфера в группе
Таблица 1
Выводы: 1. Дружелюбное отношение отмечает 58,3% (14 чел.). 2. Согласие в коллективе отметили 9 чел. - 38,5%, несогласие - 15 чел. - 62,5%. . Удовлетворены взаимоотношениями в отряде - 45,8% (11 чел.), неудовлетворены - 54,2% (13 человек). . Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание - это отмечают 50%. . Продуктивность творческой работы в отряде указали - 71% (17 чел.). . Теплоту и понимание в коллективе отмечают - 54,2% (13 чел.). . Отношения строятся на сотрудничестве, по мнению, 13 человек (54,2%). . В отношениях внутри коллектива существует взаимная поддержка - это отмечает 15 чел. (62,5%). . Членам коллектива нравиться быть вместе - отмечают 14 чел. (58,3%). . Успешность выделили лишь 8 чел. (33,3%). . Внешнегрупповая референтометрия
Таблица 2
Выводы: Исследование показало, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники. Предпочтение компании отдал 1 чел. - 4,2%. Друзьям: 4 чел. - 16,7%. Предпочтение другу или подруге: 37,5% (9 чел.). У 9 испытуемых (37,5%) преобладает выбор родителей. Итак, значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек).
Таким образом, проведенное исследование показало, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники. Значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек). Дружелюбное отношение к сверстникам в коллективе отмечает 58,3%, а несогласие в коллективе - 62,5%, неудовлетворены взаимоотношениями в отряде - 54,2%; успешность отряда выделили лишь - 33,3%. психологический общение подросток сверстник Заключение На основании изложенного материала можно сделать вывод, что я раскрыла все поставленные передо мною задачи: - проанализировать литературу по теме исследования; - рассмотреть психологические подходы к проблеме общения; - выделить специфические особенности общения подростков со сверстниками; - провести экспериментально-практическую работу. Первая глава курсовой посвящена рассмотрению психологических подходов к проблеме общения. Российские и зарубежные психологи выдвигают различные психологические подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий. Авторы едины в одном - общение в подростковом необходимо, оно может воздействовать на характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека, изменять их и перестраивать. В процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. В процессе общения вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.
Следующая глава посвящена изучению особенностей общения подростков со сверстниками. Общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. В связи с этим подросток стремиться: устанавливать теплые, содержательные отношения с окружающими; знакомиться с новыми, интересными людьми; быть принятым и признанным в социальных группах; устанавливать гетеросексуальные контакты; принимать и практиковать модели отношений с противоположным полом; осваивать поведение, характерное для своего пола. Экспериментально-практическая работа показала, что референтной группой для данных подростков является в большинстве случаев их сверстники. Значимость общения со сверстниками отмечают 58,3% (14 человек). Дружелюбное отношение к сверстникам в коллективе отмечает 58,3%, а несогласие в коллективе - 62,5%, неудовлетворены взаимоотношениями в отряде - 54,2%. На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы разрешения конфликтных ситуаций, а также для выявления у подростков проблем в общении со сверстниками. Педагогам необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы в классе царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов. Задача взрослых понять изменения детей, создать условия для благоприятного развития детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относится к нему как взрослому человеку.
Библиография
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2006. - 264 с. 2. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: в 2-х ч.:учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД. Ф. 01-Психология/ Б.С. Волков. - М.: Владос. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 344 с. 3. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2008. - 368 с. 4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России, 2009. - 512 с.
5. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-пресс, 2005. - 264 с. 6. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - Спб.: Питер, 2006. - 240 с. 7. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. /М. Кле. - М.: Педагогика, 2007. - 172 с. 8. Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Психология обучения. - 2007 - №9. - с. 64-72 9. Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодежи, 2005. 10.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. Заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2009. - 464 с. 11.Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2010. - 300 с. 12.Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2006. 13.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога психолога образования: учеб. пособие. - М.: ТУ Сфера, 2007. 14.Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ Б.Д. Парыгин. - Спб.: СпбГУП, 2006. - 615 с. 15.Поливанова, К.Н. Психология возвратных кризисов: учеб. пособие для студ. вузов/ К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2010. - 184 с. 16.Практическая психология образования/ под. Ред. И.В. Дубровиной. - М.: 2008. 17.Психология подростка: учеб. / под ред. А.А. Реана. - СПб. Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с. 18.Психология развития/ Сост. и общ. ред. СпбГУ. - Спб.: Питер, 2007. - 512 с. 19.Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2009. - 335 с. 20.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко. - Ростов на/ Д.: Феникс, 2008. - 672 с. 21.Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии экзаменационный экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Март, 2007. - 253 с. 22.Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2005. - 159 с. 23.Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов по спец. «Психология»/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2009. - 144 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|