Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 7. Философия культуры в свете этики «благоговения перед жизнью»




Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

 

Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

1.На заседании кафедры декан философского факультета

эстетики и философии культуры ______________С.И.Дудник

Протокол от_______ №

Заведующий кафедрой

__________________Н.В.Голик

 

2.На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от ____ №

Председатель методической комиссии

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ГЕРМАНИИ ХХ В. (Для германистов)

Дневное отделение

Специальность 030401 – культурология

Специализация «Культурология»

Авторы:

Профессор, доктор филос. наук

Акиндинова Т.А._____________

 

 

Санкт-Петербург 2011

Организационно – методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: изучение истории философии культуры в Германии и Австрии в ХХ веке и ее теоретическое осмысление.

Учебный курс включает в себя 34 часа аудиторных занятий.

1.2. Задачи курса: дать студентам представление об основных направлениях философии культуры региона,понимание тенденций в эволюции культурологической мысли, знакомство с наиболее яркими ее представителями.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускников философского факультета:

Настоящий курс знакомит студентов с актуальными проблемами философии культуры региона в их историческом развитии на протяжении ХХ столетия, учит профессионально оценивать значение этой науки в контексте философской мысли Германии и Австрии.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины:

В результате изучения курса студенты должны свободно владеть информацией об основных проблемах и тенденциях в философии культуры региона, знать наиболее значительные работы в этой области и уметь их интерпретировать.

Объем дисциплины, виды учебной работы, форма контроля.

Всего аудиторных занятий   34 часа  
из них: - лекций   34 часа  
   
Самостоятельная работа студента 34 часа
Итого (трудоемкость дисциплины)   68 часа  

Курс читается в одном семестре на 3-м курсе.

Форма промежуточного контроля - аттестация по итогам работы на занятиях

Формы текущего контроля: зачет.

Содержание дисциплины.

3.1.Темы занятий и краткое содержание

Введение

Философия культуры Германии и Австрии накануне ХХ столетия. Исторический вызов и тенденции в поиске ответа на него. Структурная и историческая взаимосвязь философии культуры с другими разделами философского знания. Философия культуры региона в контексте мировой философской мысли, основные направления ее развития.

Раздел 1. Философия культуры в Марбургской и Фрайбургской школах неокантианства

Различие подходов к проблемам философии культуры в Марбургской и Фрайбургской школах в обусловленности расхождениями между ними в трактовке метода и системы кантовской философии.

Разработка аксиологической концепции культуры во Фрайбургском неокантианстве В.Виндельбандом и Г.Риккертом. Различие в методологии исследования природы и культуры. Наука, мораль и искусство как носители истины, добра и красоты. Гносеология, этика и эстетика как разделы аксиологии в философском исследовании культуры.

Преемственность и трансформация философии Канта в философской систематике Марбургской школы у Г.Когена. Системность философского знания в обусловленности системной связью форм культуры. Специфика научного, нравственного, художественного сознания и роль языка в их формировании. Философия как исследование символических форм культуры у Э Кассирера. Влияние Марбургской школы на философскую мысль ХХ столетия.

 

Раздел 2. Проблемы культуры в философии жизни.

Критика «рационализации» и «морализации» культуры в философии Ф.Ницше. Поиск выхода из кризиса культуры на путях разрыва с традицией христианства и «переоценки всех ценностей».

История как смена культурных циклов в концепции Г.Зиммеля. Историческое становление культурных форм, структура культуры, взаимосвязь духовной и материальной культуры. Беспрецедентность культурного кризиса начала ХХ века, его анализ Зиммелем.

История культуры как незавершаемый опыт решения проблемы человека. «Аполлоновская душа» античной культуры, «Фаустовская душа» христианской культуры Европы. «Взаимонепроницаемость» культурных циклов. Цивилизация как заключительная стадия развития культуры. «Закат Европы».

Раздел 3. Социологический аспект философия культуры

Социальный подход к философскому исследованию культуры М.Вебера. Проблемы методологии в философии культуры и метод «идеальных типов» исследования. «Идеальный тип» как субъект культуры, его исторические варианты. Полемика с К.Марксом о роли духовных ценностей в развитии общества. «Протестантизм как этика капитализма». А.Вебер о социологии культуры и государства.

Раздел 4. Философия культуры в феноменологии

Э.Гуссерль о кризисе современной европейской культуры и роли философии в ее преодолении. Понятие «жизненного мира» и его роль в становлении культурных форм.

Системность философского знания с позиций «новой онтологии» Н.Гартмана. Полемика с философией культуры неокантианства. Проблема духовного бытия в философии истории. Модусы бытия как объекты культурного освоения и философского исследования. Модальный анализ взаимосвязи форм культуры.

Раздел 5. Проблемы культуры в философии экзистенциализма

Критика М. Хайдеггером массового сознания как «забвения бытия». Поиск путей к возвращению целостности человеку и культуре. Миф как исток культуры и основа единства культурных форм. Искусство и мифология. Поэзия как открытие истины бытия в философии Хайдеггера.

Полемика К.Ясперса с Хайдеггером о роли мифа в современной культуре. Человек как творец и творение культуры. Типы коммуникации, ее значимость в исторической трансформации культуры. Экзистенциальная коммуникация как начало инновационного развития общества и гарант плодотворности его перспектив.

Раздел 6. Философия культуры с позиции герменевтики

Проблема методологии исследования культуры в философии В.Дильтея и обоснование метода понимания. История культуры как воплощение различных типов мировоззрения. Искусство как образец герменевтического вживания и его роль в понимании своеобразия исторической эпохи.

Критика «методологизма» в философии культуры Г.Гадамера. Понимание – не «акт субъективности», а способ историчного человеческого бытия. Онтологическая концепция игры как основания коммуникации и культуры. Преемственность в культуре – «традиция как инаковость». Интерпретация произведения искусства как пример расширения горизонта бытия.

Раздел 7. Философия культуры в свете этики «благоговения перед жизнью»

Анализ А.Швейцером причин кризиса европейской культуры ХХ века и возможностей ее возрождения. Разработка «моралистической» концепции культуры как этики «благоговения перед жизнью». Изучение культурного опыта Индии, Китая и обоснование необходимости диалога культур в движении к новому плодотворному культурному синтезу.

Универсальность культурных интересов Швейцера, взаимосвязь духовной и практической деятельности. Личность Швейцера как «аргумент» его философии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...