Раздел 8. Философская культурология психоанализа
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Культура как система фобийных проекций - запретов - символов в психоаналитической культурологии З.Фрейда. Принципы историзма, критицизма, амбивалентности в исследовании культуры. «Метапсихология» как универсальная методология контроля за репрессивностью культуры. Критика К.Юнгом «пансексуализма» в фрейдистской трактовке культуры. Понятие архетипа «коллективного бессознательного» и его роль в культуротворчестве. «Индивидуация» как цель формирования личности в культуре. Полемика Э.Фромма с Марксом и Фрейдом в понимании «природы человека». Психоанализ как путь выявления культурных типов человека, ориентированных на формирование авторитарного или демократического государства. Программа культурной политики с позиции этики любви и долга.
Раздел 9. Философия культуры Франкфуртской школы Разработка «критической теории» по отношению к традиции «объективистской» философии культуры (Маркузе, Хоркхаймер, Адорно). Аналитика истории культуры через призму различения должного и сущего. Социальные проблемы современной культуры с «гуманистической позиции» аутсайдера. В.Беньямин об упадке культуры вследствие ее массовизации и тиражирования. Проявление «индустрии культуры» как утрата ауры в художественном произведении, «этики и вкуса» в духовных и материальных формах культуры. Манипулирование потребностями человека в современной цивилизации, вытеснение естественных потребностей искусственными. Актуальность проекта «новой культуры». Раздел 10. Постмодернистская парадигма в культуре ХХ века Критика «активизма» и «субъективизма» модернистской культуры в философии П.Козловски, В.Вельша. Противопоставление технологическому детерминизму модерна антропологического детерминизма культуры постмодерна. Символизация, контекстуальность как принципы формирования культуры. Инновационное возвращение к традиции культуры и экуменизм. Расширение культурного контекста до нарративного контекста мифа. Ироническое отношение к традиции – «двойное кодирование» форм культуры. Задача нового союза науки и искусства. Современная техника как условие возможности индивидуального творчества.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Черты кризиса науки на рубеже Х1Х – ХХ веков. 2. Симптомы кризиса морали на рубеже столетий. 3. Отражение кризиса культуры в искусстве Германии и Австрии. 4. Кризис религиозного сознания и его проявление в повседневности. 5. Проблема выхода из кризиса культуры в трансцендентальном идеализме и в новой онтологии 6. Фундаментальные задачи культуротворчества в экзистенциализме 7. Своеобразие форм культуры с позиций феноменологии 8. Психоанализ в трактовке взаимообусловленности характера культуры и типа политической власти 9. Взаимосвязь материальной и духовной культуры в современной Германии и Австрии 10. Культура постмодерна как ответ на исторический вызов Темы для самостоятельной работы студентов 1. Проблемы аксиологии в работе В.Виндельбанда «Философия культуры и трансцендентальный идеализм» 2. Проблемы методологии в работе Г.Риккерта «Науки о природе и науки о культуре» 3. Проблема специфики культурных форм в работе Э.Кассирера «Философия символических форм». Введение и постановка проблемы. 4. Проблемы преодоления кризиса европейской культуры в работе Э.Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия» 5. Проблемы исторического формирования культуры в работе Г.Зиммеля «Конфликт современной культуры» 6. Проблема происхождения и места религии в истории культуры в работе.З.Фрейда «Будущее одной иллюзии»
7.Проблемы воздействия бессознательного в психике на образование форм культуры в работе К.Юнга «К феноменологии духа в сказке» 8. Проблема соотношения культуры и цивилизации в работе О.Шпенглера Закат Европы» 9. Проблемы коммуникации и ее роли в становлении культуры в работе К.Ясперса «Смысл и назначение истории» 10. Проблемы взаимосвязи культуры и политики в работе А.Вебера «К вопросу о социологии государства и культуры» 11. Проблема дифференциации форм культуры с позиции новой онтологии в работе Н.Гартмана «Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе» 12. Основные проблемы в становлении и эволюции постмодернистской культуры в работе П.Козловски «Культура постмодерна» Темы контрольных работ 1.В чем основное различие трактовок содержания форм культуры Фрайбургской и Марбургской школами неокантианства? 2.В чем существо полемики между Хайдеггером и Ясперсом в понимании человека как творца культуры? 3.Что явилось предметом дискуссии между Фрейдом и Юнгом в понимании истоков культуры? 4. В чем принципиальное расхождение между Швейцером и Шпенглером в трактовке истории культуры? 5. Каковы основные черты различия культуры модернизма и постмодернизма? Вопросы к зачету 1. Аксиологической концепция культуры во Фрайбургском неокантианстве (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) 2. Марбургское неокантианство о роли языка в формировании фундаментальных форм культуры (Г.Коген, Э.Кассирер) 3. История как смена культурных циклов в философии жизни Г.Зиммеля и О.Шпенглера. 4. Социальный подход к философскому исследованию культуры М.Вебера и А.Вебера 5. Модусы бытия как объекты культурного освоения и философского исследования в феноменологии Н.Гартмана. 6. Миф как основа единства культурных форм в философии М.Хайдеггера. Искусство и миф. 7. Типы коммуникации, ее значимость для исторической трансформации культуры в экзистенциализме К.Ясперса. 8. Понимание как способ историчного бытия человека в герменевтике Г.Гадамера. Преемственность в культуре – «традиция как инаковость». 9. «Моралистическая» концепция культуры А.Швейцера как этика «благоговения перед жизнью». Проблема диалога культур.
10. Эволюция философской культурологии психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм) 11. «Критическая теория» в философии культуры Франкфуртской школы. (Маркузе, Адорно). Критика «индустрии культуры» В.Беньямином. 12. Символизация, контекстуальность, нарративность как принципы формирования культуры постмодерна в философии культуры П.Козловски.
Учебно-методическое обеспечение курса Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов. В курсе может быть использован показ художественных и документальных фильмов, имеющих отношение к читаемому курсу. Примерный перечень кинофильмов: 1. Триумф воли. Режиссер Л.Рифеншталь 2. Молох. Режиссер А.Сокуров
Активные методы обучения Курс предусматривает возможность индивидуальной работы со студентами по изучению первоисточников (перечень первоисточников и вопросов к ним см. в разделе 3.3.1). В курсе предусмотрена возможность проведения семинаров и коллоквиумов по заданным темам (перечень вопросов см. в разделе 3.3.2). Также курс предусматривает возможность просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, посвященных представителям философии культуры (в рамках раздела 1; перечень этих материалов см. в разделе 4.1)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|