Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 8. Философская культурология психоанализа




Культура как система фобийных проекций - запретов - символов в психоаналитической культурологии З.Фрейда. Принципы историзма, критицизма, амбивалентности в исследовании культуры. «Метапсихология» как универсальная методология контроля за репрессивностью культуры.

Критика К.Юнгом «пансексуализма» в фрейдистской трактовке культуры. Понятие архетипа «коллективного бессознательного» и его роль в культуротворчестве. «Индивидуация» как цель формирования личности в культуре.

Полемика Э.Фромма с Марксом и Фрейдом в понимании «природы человека». Психоанализ как путь выявления культурных типов человека, ориентированных на формирование авторитарного или демократического государства. Программа культурной политики с позиции этики любви и долга.

 

Раздел 9. Философия культуры Франкфуртской школы

Разработка «критической теории» по отношению к традиции «объективистской» философии культуры (Маркузе, Хоркхаймер, Адорно). Аналитика истории культуры через призму различения должного и сущего. Социальные проблемы современной культуры с «гуманистической позиции» аутсайдера.

В.Беньямин об упадке культуры вследствие ее массовизации и тиражирования. Проявление «индустрии культуры» как утрата ауры в художественном произведении, «этики и вкуса» в духовных и материальных формах культуры. Манипулирование потребностями человека в современной цивилизации, вытеснение естественных потребностей искусственными. Актуальность проекта «новой культуры».

Раздел 10. Постмодернистская парадигма в культуре ХХ века

Критика «активизма» и «субъективизма» модернистской культуры в философии П.Козловски, В.Вельша. Противопоставление технологическому детерминизму модерна антропологического детерминизма культуры постмодерна. Символизация, контекстуальность как принципы формирования культуры. Инновационное возвращение к традиции культуры и экуменизм. Расширение культурного контекста до нарративного контекста мифа. Ироническое отношение к традиции – «двойное кодирование» форм культуры. Задача нового союза науки и искусства. Современная техника как условие возможности индивидуального творчества.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Черты кризиса науки на рубеже Х1Х – ХХ веков.

2. Симптомы кризиса морали на рубеже столетий.

3. Отражение кризиса культуры в искусстве Германии и Австрии.

4. Кризис религиозного сознания и его проявление в повседневности.

5. Проблема выхода из кризиса культуры в трансцендентальном идеализме и в новой онтологии

6. Фундаментальные задачи культуротворчества в экзистенциализме

7. Своеобразие форм культуры с позиций феноменологии

8. Психоанализ в трактовке взаимообусловленности характера культуры и типа политической власти

9. Взаимосвязь материальной и духовной культуры в современной Германии и Австрии

10. Культура постмодерна как ответ на исторический вызов

Темы для самостоятельной работы студентов

1. Проблемы аксиологии в работе В.Виндельбанда «Философия культуры и трансцендентальный идеализм»

2. Проблемы методологии в работе Г.Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»

3. Проблема специфики культурных форм в работе Э.Кассирера «Философия символических форм». Введение и постановка проблемы.

4. Проблемы преодоления кризиса европейской культуры в работе Э.Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия»

5. Проблемы исторического формирования культуры в работе Г.Зиммеля «Конфликт современной культуры»

6. Проблема происхождения и места религии в истории культуры в работе.З.Фрейда «Будущее одной иллюзии»

7.Проблемы воздействия бессознательного в психике на образование форм культуры в работе К.Юнга «К феноменологии духа в сказке»

8. Проблема соотношения культуры и цивилизации в работе О.Шпенглера Закат Европы»

9. Проблемы коммуникации и ее роли в становлении культуры в работе К.Ясперса «Смысл и назначение истории»

10. Проблемы взаимосвязи культуры и политики в работе А.Вебера «К вопросу о социологии государства и культуры»

11. Проблема дифференциации форм культуры с позиции новой онтологии в работе Н.Гартмана «Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе»

12. Основные проблемы в становлении и эволюции постмодернистской культуры в работе П.Козловски «Культура постмодерна»

Темы контрольных работ

1.В чем основное различие трактовок содержания форм культуры Фрайбургской и Марбургской школами неокантианства?

2.В чем существо полемики между Хайдеггером и Ясперсом в понимании человека как творца культуры?

3.Что явилось предметом дискуссии между Фрейдом и Юнгом в понимании истоков культуры?

4. В чем принципиальное расхождение между Швейцером и Шпенглером в трактовке истории культуры?

5. Каковы основные черты различия культуры модернизма и постмодернизма?

Вопросы к зачету

1. Аксиологической концепция культуры во Фрайбургском неокантианстве (В.Виндельбанд, Г.Риккерт)

2. Марбургское неокантианство о роли языка в формировании фундаментальных форм культуры (Г.Коген, Э.Кассирер)

3. История как смена культурных циклов в философии жизни Г.Зиммеля и О.Шпенглера.

4. Социальный подход к философскому исследованию культуры М.Вебера и А.Вебера

5. Модусы бытия как объекты культурного освоения и философского исследования в феноменологии Н.Гартмана.

6. Миф как основа единства культурных форм в философии М.Хайдеггера. Искусство и миф.

7. Типы коммуникации, ее значимость для исторической трансформации культуры в экзистенциализме К.Ясперса.

8. Понимание как способ историчного бытия человека в герменевтике Г.Гадамера. Преемственность в культуре – «традиция как инаковость».

9. «Моралистическая» концепция культуры А.Швейцера как этика «благоговения перед жизнью». Проблема диалога культур.

10. Эволюция философской культурологии психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм)

11. «Критическая теория» в философии культуры Франкфуртской школы. (Маркузе, Адорно). Критика «индустрии культуры» В.Беньямином.

12. Символизация, контекстуальность, нарративность как принципы формирования культуры постмодерна в философии культуры П.Козловски.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, кино и видеофильмов.

В курсе может быть использован показ художественных и документальных фильмов, имеющих отношение к читаемому курсу.

Примерный перечень кинофильмов:

1. Триумф воли. Режиссер Л.Рифеншталь

2. Молох. Режиссер А.Сокуров

 

Активные методы обучения

Курс предусматривает возможность индивидуальной работы со студентами по изучению первоисточников (перечень первоисточников и вопросов к ним см. в разделе 3.3.1). В курсе предусмотрена возможность проведения семинаров и коллоквиумов по заданным темам (перечень вопросов см. в разделе 3.3.2). Также курс предусматривает возможность просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, посвященных представителям философии культуры (в рамках раздела 1; перечень этих материалов см. в разделе 4.1)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...