Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема : «Экскурсия по родному селу»




Выпускная квалификационная работа

     2006г.

 

              


Содержание

Введение

 §1.Психологические аспекты обучения детей рисованию

архитектуры родного края.

§2. Рисование архитектурных сооружений

родного края, как составная часть изодеятельности младших школьников

§3.Архитектура – как вид искусства.

§4. Подготовка учителя к обучению младших школьников.

 рисованию архитектуры родного села

§5.Методические рекомендации по обучению

младших школьников рисованию архитектуры родного края.

Заключение

Библиографический список.

 

 

 

 


Введение

Министерство образования Р.Ф. в число важнейших задач включает совершенствование методов эстетического и нравственного воспитания, укрепления связи обучения с жизнью. При этом особое внимание оно отводит развитию творческих способностей в различных видах деятельности. Решение этих задач следует начинать в начальной школе. Воспитание ученика ставит перед учителем глобальные задачи, которые возможно решить лишь применив для этого все возможные методы. Эстетическое и нравственное воспитание идут рука об руку в процессе уроков рисования. Какую бы не затронули тему из программных задач обучения рисованию в начальной школе, можно выделить не одну воспитательную задачу. Вот изучение архитектуры родного села несет в себе массу задач не только обучающего, но и воспитывающего характера. Ребенок должен постоянно обучаться воспринимать любое искусство без отрыва от жизненных, духовных, нравственно- эстетических ценностей.

Практические задачи состоят в том, что бы научить детей исполнять рисунок архитектурного сооружения, учитывая перспективу, декор зданий, особенности сооружений прошлого века. Так же совершенствовать умения штриховки, светотени, умение пользоваться акварелью, гуашью.

Итогом занятий должно стать не только представление деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного села, знание его исторических корней, понимание важности сохранения памятников архитектуры, истории, материальной культуры.Приобщившись к культуре предков ребенок ощутит гордость за оставленное ими историческое богатство, ощутит себя их наследником.

 Одним из путей решения является ознакомление детей с архитектурой родного села,в процессе освоения которого каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать свое воображение. Таким образом следует помнить, что успешное усвоение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от триединой цели обучения, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками доступными конкретному возрасту. И на этой основе раскрыть богатство, разнообразие окружающего мира, воспитывать в них душевную красоту, развивать нравственно – эстетические, гражданские качества. 

В настоящее время отмечается возросший интерес обучения к национальным традициям истории, культуры родного народа, поэтому мы считаем,что эта проблема достаточно актуальна.

Тема  нашего исследования «Обучение младших школьников рисованию архитектурных сооружений родного села» на местных памятниках архитектуры.

Цель изучить теоретические аспекты методики обучения детей изображению архитектурных сооружений и составить методические рекомендации по ознакомлению с архитектурой родного села.

Задачи

1.Изучить педагогическую и психологическую, методическую литературу по теме.

2.Раскрыть педагогические возможности обучения школьников рисованию архитектурных сооружений.

3.Изучить психологические аспекты темы.

4.Составить методические рекомендации по обучению школьников рисованию архитектурных сооружений родного села и ознакомлению с их историей.

 

 

§ 1.Психолого – педагогические основы обучения младших школьников рисованию архитектурных сооружений

 

Изобразительная деятельность очень сложный процесс, в ходе которого формируется множество психических процессов, огромное количество графических навыков.

На уроках ИЗО, особенно на уроках рисования с натуры, школьник накапливает зрительные образы, познает форму, строение, пространственное положение, цвет объектов действительности. Целью данного параграфа является выявление психологических аспектов обучения младших школьников рисованию архитектурных сооружений родного села

Отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Отражение явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие.

Ощущение и восприятие – это наглядные образы предметов. отражение действительности по средствам органов чувств называется чувственным отражением.

Глубокое и всестороннее познание действительности возможно только при участии мышления. Для того, что бы познание изучаемых объектов было полным, дети могут потрогать их руками, ощутить прикосновением материал из которого предмет построен, в результате чего у них более полно формируется представление о предмете.

Зрительно воспринимая в процессе работы над рисунком пропорции, перспективное сокращение, цвет предметов, учащийся анализирует, сравнивает, обобщает воспринимаемые свойства предметов. Таким образом рисование архитектурных сооружений, как и весь цикл уроков ИЗО в школе стимулирует развитие мышления, таких его сторон как анализ и синтез.

В рисовании любой процесс изображения построен на постоянном сочетании анализа и синтеза, изображая любой объект действительности ребенок постоянно анализирует пропорции, перспективное сокращение, цвет предметов. Рассмотрение архитектурного сооружения требует тщательного анализа всех частей построения объекта..

Особое внимание в процессе рисования архитектурных сооружений нужно уделить контуру- границе объемной формы с внешней средой, причем контур всегда обусловлен перспективным сокращением объемной формы. Дети должны усвоить, что линия контура является одним из основных изобразительных средств в рисовании. От того, на сколько правильным будет изображен контур предмета, зависит правильность передачи формы предмета, пропорции и его пространственное положение.

Важное место в изобразительной деятельности младшего школьника занимает сравнение, которое представляет собой мыслительное установление сходства и различия предметов и явлений окружающего мира. Мысленно сравнивая рисунок и архитектурное сооружение родного села, изображаемое ребенком, он контролирует процесс работы, устанавливая соответствие или расхождение изображаемого с натурой, устраняет неточности и ошибки.

Широко применяется в рисовании Обобщение – мысленное объединение сходных по каким то признакам, качествам предметов и явлений действительности.

Обобщение в изобразительном искусстве предполагает целостное восприятие объектов и явлений действительности. Так, например восприятие отдельных частей строения неотделимо от полного восприятия вида всего архитектурного сооружения.

Это позволяет использовать на уроках схемы построения рисунка, призванных как можно точнее передать пространственное отношение, конструктивные закономерности изображения архитектурных сооружений.

Одно из важнейших условий успешного развития умения рисовать является наблюдательность - умение видеть натуру и улавливать в ней главное, существенное: пропорции, перспективное сокращение, цвет предметов.

Так же для успешного выполнения рисунка архитектурного сооружения важен такой психический процесс как внимание, которое обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий.

Большую роль в занятии изобразительным искусством играет развитие зрительной памяти.

Рисование по памяти понимается как процесс воспроизведения на бумаге объекта в том пространственном положении, в котором он находится в реальной действительности, сохраняясь в памяти ребенка. Рассмотрев объект рисования на картине или на экскурсии, ребенок приступает к работе, воспроизводя его, опираясь только на зрительную память.

На уроке рисования учитель не только влияет на развитие психических процессов, но используя все методы и приемы старается развить интерес и способности к рисованию.

Сохранение устойчивого интереса детей к изобразительной деятельности обуславливает быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков, содействует расширению кругозора учащихся, причем роль интереса приводит к возникновению новых.

Одна из центральных проблем формирование способностей к рисованию.

Под влиянием воспитания и обучения развитие способностей происходит значительно быстрее и эффективнее. Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в школе – основа, на которой развиваются умственные способности учащегося. Учителю следует всесторонне изучить и проанализировать привычки, характер, интересы, бытовые условия школьников. Выясненная во время причина плохого усвоения материала, слабого формирования навыков поможет учителю воздержаться от необоснованных решений. В противном случае возможны огромные ошибки. Опыт работы лучших учителей свидетельствует о том, что выявлять и развивать способности нужно у всех детей, что нет неталантливых детей, каждый ребенок к чему - ни будь способен. Важную роль в открытии этих способностей играет учитель.

Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. К ведущим свойствам художественных способностей относятся:

1.С войства художественного воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного явления в действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции.

2.Свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ.

3  Эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому объекту или явлению.

4 Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов. (6,с. 66)

К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

1 Свойство зрительного аппарата воспринимать и отражать структуру поверхности воспринимаемых объектов.

2 Сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое и четкое усвоение новых технических приемов в рисунке и живописи.(6, с. 71)

В.С. Кузин выделяет так же показатели художественных способностей:

1 Повышенная склонность – это особенность личности, проявляющаяся в предпочтительном выборе занятий какой либо конкретной деятельностью.

2 Существенным признаком, свидетельствующим о наличии способностей к изодеятельности, служит быстрота успешного усвоения социальных знаний, умений и навыков.

3 Наличие выразительной композиции.

4 Умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.

5 Умение образно мыслить, легкость воображения каких либо сцен, событий, отдельных людей.

6 Яркое выражение эмоций, чувств как в процессе непосредственного изображения, так и в самом произведении.(18,с. 79)

Под влиянием воспитания и обучения развитие способностей происходит значительно быстрее и эффективнее. Постоянное усвоение разнообразных знаний, наличие проблемных ситуаций, необходимость постоянного сравнения, обобщения, анализа и синтеза изучаемого материала в процессе обучения в школе – основа, на которой развиваются умственные способности учащегося. Учителю следует всесторонне изучить и проанализировать привычки, характер, интересы, бытовые условия школьников. Выясненная во время причина плохого усвоения материала, слабого формирования навыков поможет учителю воздержаться от необоснованных решений. В противном случае возможны огромные ошибки. Например, выдающийся художник

В. А. Серов так и не окончил гимназию, так как преподаватели считали его неспособным к наукам и возмущались рисунками, которыми заполнял юный художник все тетради.(22, с. 25)

Опыт работы лучших учителей свидетельствует о том, что выявлять и развивать способности нужно у всех детей, что нет неталантливых детей, каждый ребенок к чему - ни будь способен. Важную роль в открытии этих способностей играет учитель.

Таким образом рассмотренные выше психолого - педагогические особенности обучения рисованию архитектурных сооружений позволят разработать урок Изо соответственно развитию детей, но благодаря огромному спектру форм, методов и приемов проведения занятий, уроки ИЗО станут не только полезными для развития, но и интересными для учащихся.

 

Показатели художественных способностей (18, с.102)
                                                                                              Таблица 1.

 

                         
           


    1       2                3  4             5              6          7  8

 

 

 

Вывод: итак материалы данного параграфа свидетельствуют о том, что важными аспектами обучения детей рисованию архитектурных сооружений является:

1. Учет особенностей таких психических процессов как:память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, речь, воображение, эмоционально – волевые процессы.

2. С точки зрения Кузина В.С именно в деятельности раскрываются и формируются умения и навыки, а также художественные способности.

Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию архитектурных сооружений.

 

§ 2. Рисование архитектурных сооружений как составная часть изодеятельности младших школьников

В данном параграфе мы попытаемся проанализировать программы по изобразительному искусству ведущих педагогов- эстетов: Неменского Б.М., Кузина В.С, Шпикаловой Т.Я., где обозначены темы уроков, посвященные рисованию архитектурных сооружений, и отведенное им время по каждому классу.

Обучение детей рисованию архитектуры является одной из задач поставленных в программах по изобразительному искусству.

Так, в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, рассчитанной на 4 года обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю. перечень тем уроков включает в себя 83занятия. Из них 29 тем составляет первый класс. Общая тема 1 класса «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.» 1 четверть: «Мы знакомимся с волшебными красками», «Какого цвета осенняя листва.», «собираем осенние листья», «Как живут деревья», «Какой бывает дождь», «Изображение фантастических деревьев «, «Осень – пора плодородия», «Украшение нашего класса изображением осенних плодов и растений», «Рисуем наш город(село)».

1 четверть: «Первый снег», «Зимние забавы», «Узоры на стекле», «Мы танцуем вокруг елки», «Мы готовим новогодний сюрприз».

2 Четверть:»Мы в цирке(театре)», «Зимой в нашем дворе», «Ожившие образы старины», Рисуем для наших мам, бабушек, учителей, сестер», «Мир нашего аквариума», «Нарисуем наш школьный праздник», «Мы рисуем своих друзей», «Мы ждем весну», «Птицы прилетели».

3 Четверть: «Какого цвета небо; Деревья проснулись. Рисуем разные национальные костюмы, Мы изображаем весенние цветы; Наша мечта о лете; Что мы любим делать летом».

Общая тема 2 класса: «Ты и искусство». В этом классе рассматривают 19 занятий.

1 четверть:» Гуашь, три основных цвета. Гуашь, добавление черной и белой красок. Пастель или цветные мелки. Уголь или тушь, палочка».

2 четверть: «Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность».

3 четверть: «Изображение природы в разных состояниях. Изображение животных в разных выразительных движениях. Образ человека и его характер (женский образ). Образ человека и его характер (мужской образ). Выражение намерений и целей через украшения».

4 четверть: «Цвет как средство выражения. теплые и холодные цвета. Глухие и звонкие цвета. Пятно, как средство выражения, ритм пятен. Линия как средство выражения, характер линий. Ритм линий. Цвет, ритм, композиция – средства выразительности».

3 класс составляет 20 тем, общая тема этого класса – «Искусство вокруг нас».

Темы 1 четверти: «Твои игрушки. Твоя посуда. Мамин платок. Обои, шторы, в твоем доме. Твои книжки (иллюстрация). Поздравительная открытка, декоративная закладка.»

2 четверть: «Памятники архитектуры – наследие предков», «Витрины на улицах», «Парки, скверы, бульвары.»

3 четверть:»Образ театрального героя, Театральный занавес, Афиша, Художник и цирк».

Темы 4 четверти: «Музеи искусства, В Музеях хранятся натюрморты. В музеях хранятся пейзажи. В музеях хранятся портреты. В музеях хранятся скульптуры. музеи народно – прикладного искусства».

4класс включает в себя 15 тем, общая тема этого класса «Каждый народ – художник».

Темы первой четверти: «Воспевание труда в искусстве. Образ древних русских городов. Образ русского человека (женский образ). Образ русского человека (мужской образ). Народные праздники.

Вторая четверть: «Природа и селение разных народов. Образ человека в культуре разных народов. Труд в искусстве разных народов».

Третья четверть: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры средневековой Европы».

Четвертая четверть: «Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе. Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость».

Таким образом, в данной программе отводится немалое место рисованию архитектурных сооружений:

1 класс – 3 темы «Рисуем наш город», «Ожившие образы старины», «Зимой в нашем дворе».

3класс – 4 темы «Памятники архитектуры – наследие предков», «Витрины на улицах», «Парки, скверы, бульвары.», «Музеи искусства».

4класс – 3 темы «Образ древних русских городов», «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры Японии. Образ художественной культуры средневековой Европы».

Следовательно, в программе Б.М.Неменского отводится немалое время для обучения детей рисованию архитектурных сооружений.

Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство» для начальных классов делится на два раздела: рисунок и живопись.

В.С.Кузин предлагает курс рисунка рассчитать на период с 1 – 4 класс по 2 часа в неделю. Перечень тем уроков составляет 32. в 1 классе 4 темы: «Моя любимая игрушка. Летний отдых. На нашей улице. Праздничные шары.»

Второй класс включает в себя 7 тем: «Мое любимое животное. мы собираем грибы. Мой любимый герой мультфильма. Какие фрукты я люблю. Природа осенью. Зимняя сказка на улице. Весенний день».

В третьем классе учащиеся выполняют рисунки на 10 тем: «Осенняя улица, Мы рисуем природу. Я – юный художник. Порыв ветра. моя любимая сказка. Мои друзья – животные. Зимние забавы. Весенний прилет птиц. Весна в деревне. Городской праздник.»

В четвертом классе предоставлено 11 тем рисунков: «Мы путешественники. Наш хор. На другой планете. Мой любимый город. Прогулка в космосе. В зоопарке. Поселок в горах. В тайге.  На морских просторах. Русская масленица. Летние развлечения.»

Из этого видно, что темы предназначенные для рисования архитектурных сооружений, распределяются так:

1 класс – 1 тема «На нашей улице».

2 класс – 2 темы «Зимняя сказка на улице», «Весенний день».

3 класс – 3 темы «Осенняя улица», «Весна в деревне», «Городской праздник».

5класс – 2 темы «Мой любимый город», «Поселок в горах».

В курсе «живопись» перечень тем уроков составляет 39. в 1 классе предлагается 9 тем: «Мы рисуем время года: осень, лето, зима, весна. Мои любимые игрушки. Игрушки танцуют. Весенний день на улице. Моя семья. Моя любимая мама. В зоопарке. Дождливый день. Пусть всегда будет солнце.»

Во втором классе представлено 11 тем: «На просторах родного края. Прогулка в парке. Алый закат. В дремучем лесу. Мы собираем грибы. Портрет моих родителей. Зимние сугробы. В сказочном лесу. Одуванчики в поле. Земляничная поляна. Вечерний закат над городом».

10 тем составляют 3 класс: «Праздник в городе. Какой я хочу построить дом. Я собираюсь в путешествие. Путешествие по Африке. Москва – столица России. Мои любимые луга. Зимний вечер в деревне. Сказочное утро. Я рисую сказку. Огни рождественской елки.»

Четвертый класс составляют 9 тем: «Моя любимая улица. Золото осенней природы. На морских просторах. Город будущего. Я в сказочном царстве. Мы в зоопарке. Весенние ручьи. Герои басен Крылова. Приключения Иванушки – дурочка.»

Из этого видно,что уроки, посвященные рисованию архитектурных сооружений распределяются так:

1 класс – 1 тема «Весенний день на улице». 2 класс – 1 тема «Вечерний закат над городом». 3 класс – 3 темы «Праздник в городе», «Какой я хочу построить дом», «Зимний вечер в деревне». 4 класс – 2 темы «Город будущего», «Моя любимая улица».

Таким образом, в программе В.С.Кузина рисованию архитектурных сооружений отводится 14 тем.

Вывод:Итак, отечественные педагоги – эстеты отвели достаточно времени для обучения детей рисованию архитектурных сооружений, и это обучение имеет широкие педагогические возможности. Оно способствует развитию у детей таких качеств и свойств личности как: сопереживание, формирование у школьников нравственно эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве,эмоциональной чуткости, «зоркости» души.

 

 

§.3 Архитектура как вид искусства

 

рхитектура является искусством, с которым мы общаемся чаще всего, и все же к ней мы подходим менее всего как к искусству. Мы живем и работаем в архитектурных сооружениях и поэтому не воспринимаем как вид искусства.

И тем не менее архитектура это:

1. зодчество- процесс строительства

2. здания – сооружения предназначенные для жизни и деятельности человека.(2.с.98)

Архитектура - это искусство проектировать и строить здание и другие сооружения, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, в соответствии с назначением современной техники, возможностями и эстетическими воззрениями общества. (19, с. 89)

Архитектура имеет свои виды:

1. Культовые сооружения.

2. Общественные здания

3. Производственно – промышленные сооружения.

4. Монументально декоративные сооружения.

5. мемориально – треумфальная.

6. Дорожная архитектура

В архитектуре разделяются стили: классический, романский, готический, модерн.

Так же архитектура делится на городскую и сельскую.(19, с.91)

Город это крупный населенный пункт, жители которого заняты в промышленности и торговле, а так же в сферах культуры, науки, бытового обслуживания. Архитектурные сооружения преимущественно высотные, более одного этажа. Также присутствуют почти все виды архитектуры.

Село небольшое поселения с малым количеством жителей занятых преимущественно сельским хозяйством. Архитектурные сооружения одноэтажные, в большинстве своем построены из дерева вокруг усадеб надворные постройки. И только в некоторых селах присутствуют культовые и общественные архитектурные сооружения. До нашего времени сохранились традиции деревенского зодчества: Культовые сооружения на Руси имели две функции: религиозную и функцию защиты от врагов только в храме можно было укрыться от кочевников. От этого храмы и церкви строились массивными, толстыми стенами. На стенах из белого камня нанесены рельефы изображающие сцены из библии. Все это призвано было показать силу и мощь русской церкви. Что впрочем было достигнуто и культовой архитектурой других стран. Лишь одна деталь отличала русские храмы- это купола – луковки покрытые сусальным золотом.

Такое великолепное сооружение, представавшее перед взором верующих, заставляло задуматься о величии Бога и о ничтожности раба Его.

Жилище же сельского жителя отличалось скромностью и практичностью. В России климат очень суровый и основная цель жилища защита от холода зимой и от жары летом. Поэтому стены в русской избе достаточно толстые и являются капитальными. Дом деревянный.. Сруб из округлых мощных бревен- клет (жилое помещение) установлен на каменный фундамент- подклет (невысокое помещение для хозяйственных нужд). Пять окон - красные (нарядные) наличной стороны дома украшены резьбой, угловые доски (закрывающие стыки сруба), резьбой украшены так же лобовая доска (место соединения бревенчатой стены и обрешетки крыши) карниз. Каждому строению придает индивидуальность резные ставни, украшения ворот. Что придает незабываемый колорит русской деревне.(19,с.94)

Архитектура, какой бы она не была, создает для нас определенный образ, образованный ее простотой или сложностью, строгой спокойной гармонией или, наоборот, напряжением, динамикой форм или их неподвижностью.

Архитектура, как искусство создает для нас не только материальную среду для жизни, но и духовную атмосферу. И может быть именно потому, что мы постоянно связаны с ней, она вкрадчиво входит в нашу жизнь.

Архитектура – искусство, возвышенное по своему духу, она может давать идеальные поэтичные образы эпохи, и чем лучше сооружение, тем больше способно оно выразить дух своего времени, так же она имеет определенные педагогические возможности, а следовательно эстетическое и патриотическое воспитание лучше осуществлять при обучении младших школьников рисованию архитектурных сооружений родного села.

 

 

  § 4. Подготовка учителя к обучению детей младшего возраста средствами рисованию архитектурных сооружений родного села

В данном параграфе мы рассматриваем особенности подготовки учителя к урокам по обучению младших школьников рисованию архитектуры родного села.

Подготовка учителя к уроку – это тщательное планирование работы по теме.

Для этого нужно учитывать:

· Психолого - педагогические знания основ обучения детей младшего возраста рисованию, (см гл 1)

· Методику проведения уроков изо деятельности;

· Знание программы по предмету.

 

Применительно к обучению форма, это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения: методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция в реальной учебной жизни представляет собой способ взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

Классно – урочная система включает в себя ряд форм организации учебного процесса. К ним относятся: лекции, семинары, экскурсии, занятия в мастерских, внеклассная работа в кружках, студиях, конкурсы, выставки, олимпиады. В рамках этой деятельности может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная и фронтальная работа с учащимися.

Одной из основных форм организации учебной деятельности является – урок.

Потребность в классификации уроков возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:

 1.Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного и

сообщение нового материала,

2.Уроки устных и практических упражнений, на которых

осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков.

3.Уроки письменных упражнений,

4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного

периода обучения и в конце года(44, с. 89)

Основные типы уроков изобразительного искусства с точки зрения Кузина В.С.:

1.Урок сообщения нового материала,

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний.

4.Урок смешанного типа.

 

Каждый урок несёт в себе определённые цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая ( основной смысл которой состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и их использовании на практике ), развивающая ( характер которой предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы ) и воспитывающая. (важнейшим аспектом которой является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих

ее успешность).(44, с 94)

Основными элементами урока являются:

1.Организационный момент. Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется систематически проверять готовность к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.

2.Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.

3.Объяснение последовательности работы.

4.Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.

5.Организация выставки. После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.

6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме. (44, с.96)

Необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет выпущена ни одна из частей урока.                                                                                                   

Особое место среди форм эстетического воспитания занимают экскурсии. На экскурсиях к сооружениям архитектуры становится возможным последовательное накопление информации, эмоциональных переживаний вида и истории архитектуры родного села.

Архитектурная тематика экскурсий направлена на решение следующих задач:

1. Формирование представления об архитектуре родного села

2. Ознакомление с историей данного сооружения,судьбой его хозяев

3. Определение культурной и исторической ценности, выявления художественной выразительности сооружения на фоне современного села.

В селе не так уж и много сооружений, которым можно присвоить статус архитектурных памятников и тем важнее для детей знать их историю, испытывать гордость за свой родной край. Поэтому следует, как можно тщательнее подготовить экскурсию, руководствуясь следующими правилами:

1. Во время экскурсии детьми должно усваиваться не более трех архитектурных сооружений.

2. Экскурсия должна быть тщательно продумана и подготовлена:маршрут, вопросы, рассказ учителя.

3. Планировать экскурсии лучше последними уроками или во внеурочное время.

4. Желательно использовать практическую деятельность детей по окончанию освоения архитектурных сооружений.

Ознакомление и изучение архитектуры родного села младшими школьниками связано с практической деятельностью в нашем случае это рисование изученных сооружений.

Для более эффективного изучения дети не только рассматривают внешний вид сооружения, но и его подетальную разработку. Учатся подбирать цвет, освещенность на рисунке (19,с.104)

Настроить на рисование, на изучение деталей сооружения должна беседа учителя, которую должно спланировать с особой тщательностью.

Подготовка педагога к беседе предполагает:

1. Поиск литературы.

2. Обработка полученной информации – адаптация к возрасту школьников и теме беседы.

3. Составление конспекта беседы.

4. Подбор наглядности, отвечающий всем эстетическим требованиям

5. Планирование видов деятельности во время беседы, соответственно особенностям младших школьников

Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства приведет к формированию устойчивого интереса к уроку.

В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку. Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:

1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»(29,с1)

2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...