Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературно – музыкальная композиция




 «Деревня моя – сердцу милый уголок».

Родные березки и шепот листвы,

О если б вы знали, как дороги вы!

Как дороги эти леса и поля,

 ведь все это ты – Зауралья земля.

Родные просторы, родные края.

Дорожки и тропки, ивняк у реки.

И голос, которым поют родники.

И скромных ромашек задумчивый взгляд,

И темных сосенок сомкнувшийся ряд.

Все это, что каждому в сердце влилось-

Родиной нашей веками звалось.

 

Растяни гармонь трехрядку,

Пробегись ка по ладам,

Ярославские ребята,

От души сыграют вам!

(Н.С.Ярославцев и «Тальяночка» исполняют наигрыши).

Если деревне гармони играют и за собою ведут хоровод,

Если весною свадьбы гуляют, значит, твоя деревенька живет.

Если стучат топоры спозаранку быт новоселью, смекает народ.

Если вечерки шумят на поляне, значит, твоя деревенька живет!

(Н.С.Ярославцев и «Тальяночка» исполняют остальные наигрыши)

когда невмочь в потоках ясной лунности,

в стане девичьих, сумасшедших грез,

мой белый яр – ступенька ранней юности

встает в осеннем пламени берез.

И белой глиной сарафан измазанный,

Вокруг коленок – флагом на ветру…

Туда – пути дорожки мне заказаны,

В мою страну, что детством я зову.

Где хохолок ключа и блестки гипса в глине,

Где коврик незабудок на пути,

Где брезжит осень в зыбкой паутине,

и все еще лишь предстоит пройти.

Там мой трамплин, и двадцать метров лёта,

Где полетишь, лишь только разбегись.

Ах, Белый Яр, моя ступенька взлета,

В страну большую, что зовется жизнь.

(хор девочек исполняет песню «Белоярка,родная»).

Барневка, Барневка, родная, крутые ее берега

Куда ты спешишь, озорная, любимая наша река.

Откуда брала свои силы, тяжелые льдины несла,

Мосты и плотины сносила, ломая вокруг тополя?

Мы рыбу ловили платками, смеялись, кричали до слез,

кто смелый хватали руками, скользящую рыбу за хвост.

И мы босоногие дети, росли умножая года,

И нет нам дороже на свете Барневки в крутых берегах!

(исполняется песня «Город мой»)

теперь мы поем, веселимся, веселою жизнью живем,

но было тяжелое время, о нем сейчас песню споем.

О том как шагали солдаты прочь от родимых ворот,

Громили врага и знали, дома любимая ждет.

(М.Домрачева «Все ждала вернется»)

Ах, Ольховочка - Ольховка,

Вкруг деревни – родники,

Как люблю я вас, ольховцы,

Дорогие земляки.

 

Хоть вы люди все простые,

Нет надежнее других.

И в гулянье удалые,

Ты пойди найди таких.

 

Как стоите друг за друга,

Будь то в радость иль в беду,

Нет сплоченнее в округе,

нет, дружнее не найду.

И в любой избе ольховской

Вас приветят и поймут.

Как почетнейшего гостя

В красный угол проведут.

 

Здесь в беде всегда помогут,

Добрый вам дадут совет,

и спросить за промах могут,

и заставят дать ответ.

 

Ах, ольховцы, вы ольховцы.

К вам не высказать любви,

С вами горе мне полгоря,

Вам поклон мой до земли.

(М.Домрачева «Я люблю свою землю»)

Приезжайте в гости к нам,

Всем сердечно рады,

Люди – наше золото!

Радушие – награда!

Здесь богата земля, величавы поля,

Красота и покой окружают тебя.

Ширь лесов и полей любим мы все сильней,

Приезжайте сюда, будем рады всегда.

Место для церкви было выбрано традиционное. Самое высокое в деревне, что бы на всю округу было видно и слышно воскресные перезвоны. Церковь была заложена в 1783 году. С каждого двора было собрано для раствора по 300 яиц и по два жбана кваса. Существовала такая традиция: для крепости раствора добавляли в глину квас и яйца. Благодаря этому строения были прочны и стояли века. Церковь возводили несколько лет. Местные умельцы приложили руку к строительству. Во время сооружения церкви были построены дома церковнослужителей и барак для монашек, служивших при церкви. При церкви так же была церковно – приходская школа. В ней детей обучали грамоте и чтению святого писания.Все эти постройки можно разглядеть на плане села Белоярка.

Церковь Святого Георгия Победоносца считалась в тот период одной из богатейших на всю округу. Престольным праздником считали Праздник Воскресения Господня – Пасху.

В этот день в Белоярку съезжалось очень много людей. Всем хотелось отстоять всяношную службу, помолиться за воскресшего Христа. На площади перед церковью устраивались массовые гуляния, ярмарки. Село в то время считалось одним из крупных. Люди селились по обоим берегам Барневки. Строили добротные дома. Но все изменилось с приходом к власти Советов. По указу правительства церкви закрывались, церковнослужителей отправляли в тюрьмы.

Не обошла эта беда и Белоярку. В конце 20 – х годов церковь закрыли. Всех тех, кто служил при церкви,забрали в спецотдел г. Шадринска. А в деревню прислали грузовик, чтобы вывезти колокола и иконы. Уполномоченные снимали самые большие иконы и грузили в машину. Посмотреть на это чудовищное действо пришли все люди из окрестных деревень. Мужики стояли молча, насупив брови. Бабы тихо выли в платки. Ребятишки, ничего не понимая, прятались за мамкины подолы. Когда все иконы были сняты, дело дошло и до колоколов. Маленькие сняли без особого труда. А вот как нести большой колокол? Лестница на звонницу узкая и крутая, не развернешься.

Уполномоченные выбрали из толпы мужика покрепче- кузнеца. Колокол сняли с места и опустили на плечи кузнеца.

Он бережно, не спеша,спускался с крутой лестницы, боясь ударить мученика. Сгибаясь от тяжелой ноши, он едва добрался до борта машины. Солдатам осталось погрузить колокол в машину. Они не смогли удержать его, и колокол упал на землю. Ахнул и по всей округи раздался последний стон пасхального колокола. Немая тишина на площади перед церковью сменилась криком и плачем людей. Женщины рыдали, мужики смахивали скупую слезу, дети, поддавшись общему настроению ревели во всю мочь. От чего они так переживали? Наверное от боязни, что не кому будет защитить их перед Богом за грехи людские.

Колокола увезли на переплавку, оставшиеся иконы растащили и попрятали жители. До сих пор у некоторых бабушек остались иконы из церкви Святого Георгия.А судьба церкви – плачевна. В ней был спирт завод, зернохранилище, хранилище для сельхозтехники. А когда власти задумали строительство дома культуры, то церковь и вовсе решено было снести. Не поддавалась бульдозерам, не ломались ее неприступные стены. Неразбившиеся от ударов куски столкнули под берег, где их можно найти и сейчас. И самое интересное, что фундамент дома культуры, построенного на месте церкви, имеет форму православного креста.

Прости земля, за черствость нашу,

За то, что мало любим мы,

За то, что лес, реку и пашню

Не чтим, как надо бы.

Прости,земля моя родная,

За боль, что причинили мы.

Прости детей своих, я знаю

Расплатимся уж скоро мы.

Знаем мы, что здесь свободно небом дышится,

Здесь раздолье для души,

Голосок кукушки слышится

В неразгаданной глуши.

И воды отведав пригоршни

Сил наполнится душа

И поймем, дурные люди мы,

Как, земля моя, ты хороша.

Исполняется песня «Гляжу в озера синие.».

 

 


Заключение.

 

В нашей работе мы хотели изучить теоретические аспекты методики обучения детей изображению архитектурных сооружений и составить методические рекомендации по ознакомлению с архитектурой родного села.

Работа строилась по следующим задачам:

1.Изучить педагогическую и психологическую, методическую литературу по теме.

2.Раскрыть педагогические возможности обучения школьников рисованию архитектурных сооружений.

3.Изучить психологические аспекты темы.

4.Составить методические рекомендации по обучению школьников рисованию архитектурных сооружений родного села и ознакомлению с их историей.

Изучив все аспекты работ отечественных педагогов и психологов мы выяснили что: важными аспектами обучения детей рисованию архитектурных сооружений является:

4. Учет особенностей таких психических процессов как:память, внимание, ощущение, восприятие, мышление, речь, воображение, эмоционально – волевые процессы.

5. С точки зрения Кузина В.С именно в деятельности раскрываются и формируются умения и навыки, а также художественные способности.

Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию архитектурных сооружений.

И то, что отечественные педагоги – эстеты отвели достаточно времени для обучения детей рисованию архитектурных сооружений, и это обучение имеет широкие педагогические возможности. Оно способствует развитию у детей таких качеств и свойств личности как: сопереживание, формирование у школьников нравственно эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве,эмоциональной чуткости, «зоркости» души.

Также изучив методику обучения рисованию архитектурных сооружений младших школьников мы выяснили что, архитектура имеет определенные педагогические возможности, а следовательно эстетическое и патриотическое воспитание лучше осуществлять при обучении младших школьников рисованию архитектурных сооружений родного села.

При планировании работы по предмету учитель должен помнить, что подготовка учителя к уроку – это тщательное планирование работы по теме.

Для этого нужно учитывать:

· Психолого - педагогические знания основ обучения детей младшего возраста рисованию,

· Методику проведения уроков изо деятельности;

· Знание программы по предмету.

 Только в этом случае можно спланировать урок, который позволит достигнуть цели,как эстетической, так и учебной, патриотической.

Результатом этой работы стали методические рекомендации по проведению уроков изобразительной деятельности по обучению младших школьников рисованию архитектурных сооружений родного села. Воспитание ученика ставит перед учителем глобальные задачи, которые возможно решить лишь применив для этого все возможные способы. Эстетическое и нравственное воспитание идут рука об руку в процессе уроков рисования. Какую бы не затронули тему из программных задач обучения рисованию в начальной школе, можно выделить не одну воспитательную задачу. Вот и рисование архитектуры родного села несет в себе массу задач не только обучающего, но и воспитательного характера.

Тема данной методической разработки поможет учителю продолжить патриотическое, эстетическое воспитание учеников. Родное село, дома односельчан, наследия минувших поколений рассматриваются в непосредственном окружении.Каждый урок из этой темы имеет смысл связать с местной, национальной культурой. Нельзя стать патриотом своей страны, полюбить свой народ, не полюбив свою малую родину, ее культуру. А архитектура родной земли - неотъемлемая часть того, что мы называем малой родиной. 

Ребенок должен постоянно обучаться воспринимать любое искусство без отрыва от жизненных, духовных, нравственно- эстетических ценностей.

Практические задачи состоят в том, что бы научить детей исполнять рисунок архитектурного сооружения, учитывая перспективу, декор зданий, особенности сооружений прошлого века. Так же совершенствовать умения штриховки, светотени, умение пользоваться акварелью, гуашью.

Итогом занятий должно стать не только представление деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного села, знание его исторических корней, понимание важности сохранения памятников архитектуры, истории, материальной культуры.Приобщившись к культуре предков ребенок ощутит гордость за оставленное ими историческое наследие, ощутит себя их наследником. Быть может, захочет сделать свое село лучше. это и будет фундаментом патриотизма наших воспитанников, чего так не хватает современной молодежи.

 

Литература

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. 

Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973. 

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/

Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,

1968.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-

Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией

В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная

литература, 1998.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и     

экспериментального психологического исследования. – Москва:

Педагогика,1989.

11. Ковалев А.Г. Психология личности. – 3-е издание – Москва:

Просвещение, 1970.

12. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:

Столетие, 1994.

13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и

методика руководства изобразительной деятельностью детей. – Москва:

Просвещение, 1981.

15. Костерин Н.П. Учебное рисование. – Москва: Просвещение, 1984.

16. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –

Москва: Просвещение, 1977.

17. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – 2-е издание. – Москва: Просвещение,

  1981.

18. Кузин В.С. Психология. – 2-е издание. – Москва: Высшая школа, 1982.

19. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальных классах. – Москва: Просвещение, 1984.

20. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3

классах. – Москва: Просвещение, 1979.

21. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника.-

Москва: Просвещение, 1977.

22. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва: Просвещение, 1983.

23. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:

Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. – 2-е издание,

  доработанное. – Москва: Просвещение, 1985.

24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения

социального опыта. – Москва: Педагогика,1981.

25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 – 4

классы. – Москва: Просвещение, 1991.

26. Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной

школы. – Москва: Просвещение, 1986.

27. Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 – 4 классов

  начальной школы. – Москва: Просвещение, 1987.

28. Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной

школы. – Москва: Просвещение,1988.

29. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство. 1 – 9 классы./ Научный руководитель В.С.Кузин. – Москва:

просвещение, 1994.

30. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство и художественный труд. 1 – 9 классы./ Научный руководитель

    Б.М.Неменский. – Москва: Просвещение, 1994.

31. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного

  и декоративно-прикладного искусства. 1 – 4 классы./ Научный

  руководитель Т.Я.Шпикалова. – Москва: Просвещение, 1992.

32. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись.

  Композиция. 1 – 11 класс (для классов с углубленным изучением

  предметов художественно-эстетического цикл). – Москва: Просвещение,

  1995.

33. Программа интегрированного курса «Искусство» / Руководитель

  Н.М.Сокольникова. – Москва: Рекорд, 1997.

34. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное

искусство 1 – 9 классы». – Москва: Просвещение, 1994.

35. Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы»

(часть 2) 1 – 4 классы. – Москва: Просвещение, 2001.

36. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. –

  Москва: Просвещение, 1982.

37. Рисунок / Под редакцией А.М.Серова. Москва: Просвещение, 1975.

38. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. –

  Москва: Просвещение, 1980.

39. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа

  рисунка. – Москва: Просвещение, 1981.

40. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и

  советская школы рисунка. – Москва: Просвещение, 1982.

41. Ростовцев В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в 

  школе. – 3-е издание, дополненное и переработанное. – Москва: Агар,

  1998. 

42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. – Москва: Академия, 1999.

43. Соловьева Б.А Искусство рисунка. – Ленинград: Искусство, 1989.

44. Сластенин В.А. Педагогика. – Москва: Школьная Пресса, 2002.

45. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя

изобразительного искусства: Пособие для учителей. – Москва:

Просвещение, 1981. 

46. Унковский А.А. Рисунки – наброски. – Москва: Просвещение, 1982.

47. Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва: Высшая школа, 1990.

48. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 2-е

издание, переработанное и дополненное. – Москва: Просвещение, 1988.

49. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. – Москва:

Искусство, 1969.

50. Шпикалова Т.Я Народное искусство на уроках декоративного рисования:

Пособие для учителей. – 2-е издание – Москва: Просвещение, 1979.

51. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. – Москва:

Просвещение, 1981.    

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. – Москва:

Просвещение, 1984.

53. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 3 классе. – Москва:

Просвещение, 1985.

54. Энциклопедический словарь юного художника. – Москва: Педагогика,

1983.

55. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва:

Просвещение,1985.             

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...