Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации дальнейшей работы




Исходя из результатов, полученных в ходе исследования, можно порекомендовать усиление работы учителя по следующим направлениям:

более качественный и внимательный подход к учащимся с учетом психофизиологических особенностей каждого ученика;

организация работы в классе с учетом лингвистических основ обучения первоклассников чтению и письму;

соблюдение педагогических условий при обучении первоклассников чтению и письму;

соблюдение методических условий использования моделей при обучении первоклассников чтению и письму;

усиление работы над звуковым составом слова при помощи схем-моделей;

дополнительная работа с учащимися, показавшими на момент исследования нулевой уровень рефлексии;

составление дополнительных заданий для учащихся, показавших слабую ориентацию на звуковую сторону слова;

подбор дополнительных заданий, направленных на развитие научно-теоретического мышления;

включение работы над звуковым составом слова с использованием схем-моделей как одного из обязательных компонентов урока;

регулярное диагностирование учащихся и выявление пробелов в усвоении знаний при обучении чтению и письму.

Исходя из результатов исследования можно сделать вывод о том, что регулярное диагностирование учащихся может помочь вовремя выявить и откорректировать пробелы в усвоении знаний.

Таким образом, для успешного усвоения первоклассниками навыков чтения и письма необходим учет учителем психологических и лингвистических основ обучения первоклассников чтению и письму, а также соблюдение педагогических и методических условий использования моделей при работе с первоклассниками.


 

Заключение

 

Анализ литературы по проблеме использования моделей при обучении первоклассников чтению и письму, а также результаты проведенных исследований показали, что данный вопрос остается одним из наиболее актуальных в современной системе начального образования.

В результате исследования была подтверждена гипотеза от том, что использование моделей будет способствовать эффективному обучению первоклассников, если учитель начальных классов диагностирует уровень обученности первоклассников чтению и письму и использует схемы-модели при выделении звуков из исходных слов перед ознакомлением с изучаемыми буквами, при обучении чтению на ориентировочной основе, при записи, печатании или складывании слов из букв разрезной азбуки, а также при проведении тренировочных упражнений в сравнении, группировке и обобщении изученного материала.

Анализ учебно-методического комплекса В.В. Виноградовой по проблеме исследования показал, что авторы данного комплекса уделяют большое внимание формированию представления учащихся о звуковой структуре слова и языка в целом, подтверждением чему служит комплекс разнообразных упражнений, включающий работу со схемами-моделями слов.

В ходе проведения эмпирической части исследования учащиеся показали в среднем хороший уровень ориентации в системе языковых единиц, однако у отдельных учащихся было выявлено серьезное отставание в усвоении знаний о звуковой структуре слова. Данная проблема могла быть вызвана недостаточно эффективной реализацией личностно-ориентированного подхода в обучении школьников и может быть решена путем дополнительной индивидуальной работы с учащимися.

 


Список литературы

 

1. Акименко, В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуков // Нач. школа. - 2010. - №8. - С. 35-39.

2. Баринова, Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова.. - М.: Просвещение, 2011. - 368 с.

.   Вахтеров В.П. Избр. Пед. Соч. - М., 2012. -258 с.

.   Выготский, Л. С. Собр. соч. - Т2. / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 2012. 283с.

.   Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2010.-86с.

.   Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск, 2012. - 123с.

.   Евдокимова А.О., Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 1. Начальная школа XXI века. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 160 с.

.   Евдокимова А.О., Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 2. Начальная школа XXI века. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 128 с.

.   Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. -М., 2010.

.   Иванов, С.И. Для чего и как мы изучаем родной язык// Нач. школа. - 2013. - №5. - С. 87-91.

.   Кирюшкин, В.А. Работа со схемами при обучении грамоте // Нач. школа. - 2010. - №7. - С. 47-58.

.   Козлова, Л.В. Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте // Нач. школа. - 2011. - №8. - С. 28-34.

.   Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения // Нач. школа. - 2012. - №11. - С. 76-80.

.   Корф Н.А. Русская начальная школа. - 4-е изд. - Спб., 2011. - 368 с.

.   Коцур, Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период обучения грамоте // Нач. школа. - 2012. - №7. - С. 11-12.

.   Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рост-Скрин, 2013. - 256с.

.   Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - 2-е изд. - М., 2011.

.   Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская - М,: Издательский центр "Академия", 2010. - 472 с.

.   Люблинская А.А. О готовности детей к обучению в первом классе школы//Известия АПН.М., 2013. - Вып.49. - 25-38.

.   Люблинская А.А. Основы методики начального обучения русскому языку. М., Просвещение, 2010. -198 с.

.   Мисаренко, Г.Г. Технические навыки чтения и технология их формирования в период первоначального обчения // Нач. школа плюс До и После. - 2010. - №8. - С. 88-92.

.   Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. -М., 2011. - 248 с.

.   Стручаева, Т.М. Обучение "письму-чтению": история и современная практика // Нач. школа. - 2011. - №5. - С. 83-86.

.   Формирование механизмов чтения и письма у детей. // Грани культуры. Вторая международная научная конференция: Тезисы докладов и выступлений. / Под ред. Е.Г. Соколова. - СПб, 2012. - С.315.

.   Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 2010. - 286 с.

.   Ушинский К.Д. Собр. соч. В 11 т. - Т. 8. - М., 2011. - 964 с.


Приложение А

 

Диагностика уровня ориентации на звуковую форму слова

Методика "Сравнение слов"

. Сравним слова карандаш и карандашик. Какое из этих слов короче? Почему?

. Сравни слова кот и кит. Какое из этих слов больше? Почему?

. Какое из двух слов длиннее: слово удав или слово червячок?

. Какое слово длиннее: слово минута пли слово час? Почему?

. Какое слово короче: слово хвост или слово хвостик? Почему?

. Какое слово больше: мышка или мишка?

. Какое слово короче: усики или усы?

При фронтальном обследовании экспериментатор предлагает детям: "Давайте будем сравнивать с вами слова. Я назову вам два слова, а вы должны ответить мне какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше. Ответ на первый вопрос - против цифры 1, на второй вопрос - против цифры 2 и т.д. Ответ нужно записывать так: если первое слово, которое я назову, больше второго слова, то вы рисуете две палочки, из которых первая длиннее, а вторая короче.

Вот так: Если наоборот, второе слово больше или длиннее, чем первое, то вы рисуете первую короткую и вторую длинную палочки". Убедившись, что детям понятен принцип записи ответа, экспериментатор задает вопросы 1-7.


 

Приложение Б

 

Методика "Мягкий знак фонетический и грамматический"

Каждый ребенок получает бланк, на котором напечатаны слова:

 

 

Процедура эксперимента (фронтальный вариант):

Инструкция носит характер беседы учителя (экспериментатора) с классом. В ходе беседы дети вспоминают все, что они знают о буквах Ш-Ж, Ч-Щ и Ь; осваивают два значка: "+", обозначающий "я знаю" и "?", обозначающий "я не знаю".

Примерный ход вводной беседы-инструкции таков:

§ Кто знает эту букву (написать на доске Ш)? Как ее зовут? Она гласная или согласная? Можно ее прочесть твердо? А мягко? Верно: буква Ш обозначает только твердый согласный звук (вывод фиксируется на доске с помощью значков звуковых схем). Мягко ее никто не произнесет. Мы все это знаем? Кто это знает, пусть покажет мне пальцами плюсик. Это значит: да, я знаю букву Ш. (далее та же работа проводится с буквами Ж, Ч, Щ; с двумя-тремя буквами латинского или греческого алфавита (θ, F, W, Z), про которые дети говорят: "Это новая буква. Мы ее не знаем". Тогда-то учитель и вводит знак "?" - "я не знаю").

§ Кто знает эту букву (написать на доске "Ь")? Покажите "+" или "?". Вы все знаете эту букву. А кто знает, зачем нужен "Ь" в слове ПЕТЬ (слово написать на доске)? Снова все показали "+". А для тех, кто показал "?", пусть Саша объяснит. А кто знает, нужен ли "Ь" в слове ПЕЛ? Вы все показали "+". А Незнайка показал "?" (учитель берет в руки куклу, дает ей карточку со знаком "?") Объясните Незнайке, чего он не знает.

§ Как вы думаете, про все русские слова вы уже можете сказать: "Я знаю, почему здесь пишется "Ь". Или почему "Ь" не пишется"? Около всех слов вы сможете поставить "+"? А сейчас подумайте над словами, написанными на листочках (обязательно прочесть слова вслух, если надо, разъяснить их значение). Все слова понятны? Теперь каждый про себя прочтите первое слово. У него на конце стоит "Ь". Каждый должен решить: "Я знаю, почему здесь стоит "Ь"? Знаю - ставлю плюс. Не знаю - ставлю вопрос".

Дети начинают работать самостоятельно, взрослый повторяет индивидуально последнюю часть инструкции тем детям, которые никак не могут приступить к делу. У тех детей, на чьих листах появляются знаки вопросов, взрослый обязательно спрашивает: "Почему ты поставил здесь знак вопроса? Чего ты не знаешь об этом мягком знаке?" Если ребенок пытается зачеркнуть знак вопроса, взрослый заверяет его, что он все сделал "очень хорошо и правильно", просто надо попытаться объяснить словами "чего ты еще не знаешь, чему я тебя дальше буду учить". Детский ответ дословно записать на обороте бланка.


 

Приложение В

 

Таблица 1.

Фамилия и имя ученика сторож, плащ, трубач молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь думает, ветер дождь, думать, осень Верно Неверно объяснение
Алина К.   Молодежь, рожь, растешь, думаешь Помощь, беречь, дочь   Дождь, думать 7 2 Ж, ш - всегда твердые; ч, щ - мягкие
Айдана О.     Помощь, беречь, дочь     3 0 щ, ч - и так всегда мягкие
Женя М. сторож, плащ, трубач молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь думает, ветер дождь, думать, осень 10 5 Запутался, где нужен ь, а где нет
Света В.           0 0 Так принято писать
Ксюша С.   молодежь, рожь, растешь, думаешь     дождь, думать, 4 2 Ж и ш мягкими не бывают, в слове осень [н’] - мягкий
Вова Ф. сторож, плащ, трубач молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь думает, ветер дождь, думать, осень 10 5 Не понимаю, зачем писать ь
Костя Н.   молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь   дождь, думать, 7 2 ж и ш - всегда твердые, ч и щ - всегда мягкие, н в слове осень - мягкий
Денис Ф. сторож, плащ, трубач молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь     10 0 Запутался, где писать ь, а где нет
Вика Д. сторож, плащ, трубач молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь     10 0 Почему в одном слове после ч и щ пишется ь, а в другом нет?
Варя К. сторож, плащ, трубач молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь     10 0 Почему в одном слове после ч и щ пишется ь, а в другом нет?
Даша Д.           0 0 -
Саша Ф.   молодежь, рожь       2 0 Ж мягким не бывает
Маша А.           0 0 -
Даша К.   рожь       1 0 Ж мягким не бывает
Толя В. сторож, плащ, трубач молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь     10 0 Почему в одном случае после ч и щ пишется ь, а в другом нет?
Саша П.           0 0 -
Кристина Э. сторож, плащ, трубач         3 0 Если в других словах ь пишется после ж, ш, щ, ч, то почему здесь нет?
Костя А.   молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь     7 0 ж и ш всегда твердые, щ и ч - и так всегда мягкие
Кирилл Н.   молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь     7 0 ж и ш всегда твердые, щ и ч - и так всегда мягкие
Саша К.   молодежь, рожь, растешь, думаешь помощь, беречь, дочь     7 0 ж и ш всегда твердые, щ и ч - и так всегда мягкие
Костя К.           0 0 -

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...