Методические рекомендации по организации дальнейшей работы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Исходя из результатов, полученных в ходе исследования, можно порекомендовать усиление работы учителя по следующим направлениям: более качественный и внимательный подход к учащимся с учетом психофизиологических особенностей каждого ученика; организация работы в классе с учетом лингвистических основ обучения первоклассников чтению и письму; соблюдение педагогических условий при обучении первоклассников чтению и письму; соблюдение методических условий использования моделей при обучении первоклассников чтению и письму; усиление работы над звуковым составом слова при помощи схем-моделей; дополнительная работа с учащимися, показавшими на момент исследования нулевой уровень рефлексии; составление дополнительных заданий для учащихся, показавших слабую ориентацию на звуковую сторону слова; подбор дополнительных заданий, направленных на развитие научно-теоретического мышления; включение работы над звуковым составом слова с использованием схем-моделей как одного из обязательных компонентов урока; регулярное диагностирование учащихся и выявление пробелов в усвоении знаний при обучении чтению и письму. Исходя из результатов исследования можно сделать вывод о том, что регулярное диагностирование учащихся может помочь вовремя выявить и откорректировать пробелы в усвоении знаний. Таким образом, для успешного усвоения первоклассниками навыков чтения и письма необходим учет учителем психологических и лингвистических основ обучения первоклассников чтению и письму, а также соблюдение педагогических и методических условий использования моделей при работе с первоклассниками.
Заключение
Анализ литературы по проблеме использования моделей при обучении первоклассников чтению и письму, а также результаты проведенных исследований показали, что данный вопрос остается одним из наиболее актуальных в современной системе начального образования. В результате исследования была подтверждена гипотеза от том, что использование моделей будет способствовать эффективному обучению первоклассников, если учитель начальных классов диагностирует уровень обученности первоклассников чтению и письму и использует схемы-модели при выделении звуков из исходных слов перед ознакомлением с изучаемыми буквами, при обучении чтению на ориентировочной основе, при записи, печатании или складывании слов из букв разрезной азбуки, а также при проведении тренировочных упражнений в сравнении, группировке и обобщении изученного материала. Анализ учебно-методического комплекса В.В. Виноградовой по проблеме исследования показал, что авторы данного комплекса уделяют большое внимание формированию представления учащихся о звуковой структуре слова и языка в целом, подтверждением чему служит комплекс разнообразных упражнений, включающий работу со схемами-моделями слов. В ходе проведения эмпирической части исследования учащиеся показали в среднем хороший уровень ориентации в системе языковых единиц, однако у отдельных учащихся было выявлено серьезное отставание в усвоении знаний о звуковой структуре слова. Данная проблема могла быть вызвана недостаточно эффективной реализацией личностно-ориентированного подхода в обучении школьников и может быть решена путем дополнительной индивидуальной работы с учащимися.
Список литературы
1. Акименко, В.М. Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звуков // Нач. школа. - 2010. - №8. - С. 35-39. 2. Баринова, Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова.. - М.: Просвещение, 2011. - 368 с.
. Вахтеров В.П. Избр. Пед. Соч. - М., 2012. -258 с. . Выготский, Л. С. Собр. соч. - Т2. / Л. С. Выготский.- М.: Просвещение, 2012. 283с. . Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2010.-86с. . Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск, 2012. - 123с. . Евдокимова А.О., Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 1. Начальная школа XXI века. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 160 с. . Евдокимова А.О., Журова Л.Е. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 2. Начальная школа XXI века. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 128 с. . Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. -М., 2010. . Иванов, С.И. Для чего и как мы изучаем родной язык// Нач. школа. - 2013. - №5. - С. 87-91. . Кирюшкин, В.А. Работа со схемами при обучении грамоте // Нач. школа. - 2010. - №7. - С. 47-58. . Козлова, Л.В. Обучение звуковому анализу как речевому действию в период обучения грамоте // Нач. школа. - 2011. - №8. - С. 28-34. . Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения // Нач. школа. - 2012. - №11. - С. 76-80. . Корф Н.А. Русская начальная школа. - 4-е изд. - Спб., 2011. - 368 с. . Коцур, Н.А. Использование фонетической ритмики при чтении слоговых рядов в период обучения грамоте // Нач. школа. - 2012. - №7. - С. 11-12. . Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рост-Скрин, 2013. - 256с. . Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - 2-е изд. - М., 2011. . Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская - М,: Издательский центр "Академия", 2010. - 472 с. . Люблинская А.А. О готовности детей к обучению в первом классе школы//Известия АПН.М., 2013. - Вып.49. - 25-38. . Люблинская А.А. Основы методики начального обучения русскому языку. М., Просвещение, 2010. -198 с. . Мисаренко, Г.Г. Технические навыки чтения и технология их формирования в период первоначального обчения // Нач. школа плюс До и После. - 2010. - №8. - С. 88-92. . Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. -М., 2011. - 248 с.
. Стручаева, Т.М. Обучение "письму-чтению": история и современная практика // Нач. школа. - 2011. - №5. - С. 83-86. . Формирование механизмов чтения и письма у детей. // Грани культуры. Вторая международная научная конференция: Тезисы докладов и выступлений. / Под ред. Е.Г. Соколова. - СПб, 2012. - С.315. . Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М., 2010. - 286 с. . Ушинский К.Д. Собр. соч. В 11 т. - Т. 8. - М., 2011. - 964 с. Приложение А
Диагностика уровня ориентации на звуковую форму слова Методика "Сравнение слов" . Сравним слова карандаш и карандашик. Какое из этих слов короче? Почему? . Сравни слова кот и кит. Какое из этих слов больше? Почему? . Какое из двух слов длиннее: слово удав или слово червячок? . Какое слово длиннее: слово минута пли слово час? Почему? . Какое слово короче: слово хвост или слово хвостик? Почему? . Какое слово больше: мышка или мишка? . Какое слово короче: усики или усы? При фронтальном обследовании экспериментатор предлагает детям: "Давайте будем сравнивать с вами слова. Я назову вам два слова, а вы должны ответить мне какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше. Ответ на первый вопрос - против цифры 1, на второй вопрос - против цифры 2 и т.д. Ответ нужно записывать так: если первое слово, которое я назову, больше второго слова, то вы рисуете две палочки, из которых первая длиннее, а вторая короче. Вот так: Если наоборот, второе слово больше или длиннее, чем первое, то вы рисуете первую короткую и вторую длинную палочки". Убедившись, что детям понятен принцип записи ответа, экспериментатор задает вопросы 1-7.
Приложение Б
Методика "Мягкий знак фонетический и грамматический" Каждый ребенок получает бланк, на котором напечатаны слова:
Процедура эксперимента (фронтальный вариант): Инструкция носит характер беседы учителя (экспериментатора) с классом. В ходе беседы дети вспоминают все, что они знают о буквах Ш-Ж, Ч-Щ и Ь; осваивают два значка: "+", обозначающий "я знаю" и "?", обозначающий "я не знаю".
Примерный ход вводной беседы-инструкции таков: § Кто знает эту букву (написать на доске Ш)? Как ее зовут? Она гласная или согласная? Можно ее прочесть твердо? А мягко? Верно: буква Ш обозначает только твердый согласный звук (вывод фиксируется на доске с помощью значков звуковых схем). Мягко ее никто не произнесет. Мы все это знаем? Кто это знает, пусть покажет мне пальцами плюсик. Это значит: да, я знаю букву Ш. (далее та же работа проводится с буквами Ж, Ч, Щ; с двумя-тремя буквами латинского или греческого алфавита (θ, F, W, Z), про которые дети говорят: "Это новая буква. Мы ее не знаем". Тогда-то учитель и вводит знак "?" - "я не знаю"). § Кто знает эту букву (написать на доске "Ь")? Покажите "+" или "?". Вы все знаете эту букву. А кто знает, зачем нужен "Ь" в слове ПЕТЬ (слово написать на доске)? Снова все показали "+". А для тех, кто показал "?", пусть Саша объяснит. А кто знает, нужен ли "Ь" в слове ПЕЛ? Вы все показали "+". А Незнайка показал "?" (учитель берет в руки куклу, дает ей карточку со знаком "?") Объясните Незнайке, чего он не знает. § Как вы думаете, про все русские слова вы уже можете сказать: "Я знаю, почему здесь пишется "Ь". Или почему "Ь" не пишется"? Около всех слов вы сможете поставить "+"? А сейчас подумайте над словами, написанными на листочках (обязательно прочесть слова вслух, если надо, разъяснить их значение). Все слова понятны? Теперь каждый про себя прочтите первое слово. У него на конце стоит "Ь". Каждый должен решить: "Я знаю, почему здесь стоит "Ь"? Знаю - ставлю плюс. Не знаю - ставлю вопрос". Дети начинают работать самостоятельно, взрослый повторяет индивидуально последнюю часть инструкции тем детям, которые никак не могут приступить к делу. У тех детей, на чьих листах появляются знаки вопросов, взрослый обязательно спрашивает: "Почему ты поставил здесь знак вопроса? Чего ты не знаешь об этом мягком знаке?" Если ребенок пытается зачеркнуть знак вопроса, взрослый заверяет его, что он все сделал "очень хорошо и правильно", просто надо попытаться объяснить словами "чего ты еще не знаешь, чему я тебя дальше буду учить". Детский ответ дословно записать на обороте бланка.
Приложение В
Таблица 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|