Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составляющие для определения проблемы




Теперь, когда вы узнали, как преодолевать такие препятствия как смущение, «так должно быть», уступки и противостояние, а также скрытые ожидания, которые могут возникнуть, когда вы будете пытаться определить проблему и сообщить о ней партнеру, определение проблемы станет для вас несложной задачей.

Как было сказано в начале этой главы, существует три элемента, о которых надо сообщить при определении проблемы:

1. Существование проблемы. Анкета проблемы поможет вам преодолеть смятение, которое у вас при этом может возникнуть, и даст возможность ясно понять, какую проблему на самом деле надо решать. Список признаков уступок и противостояния, а также анализ прав и обязанностей также дадут вам возможность убедиться, что есть право обратиться за помощью, если у вас возникла проблема, и укрепят вашу решимость решать эту проблему путем сотрудничества. Если вы будете выполнять эти упражнения всегда, когда испытываете смятение, вам будет легче определять существование проблемы, как Роуз из примера в начале главы.

2. Что у вас за проблема. Последний этап в Анкете проблемы предназначен для того, чтобы помочь вам прояснить, что именно у вас за проблема. И если вы до сих пор испытываете сомнения или смятение по поводу того, что вы «должны» чувствовать, перечитайте раздел о «так должно быть» и о даче разрешений, и используйте упражнение по выявлению скрытых ожиданий для того, чтобы освободиться от старых стереотипов и предположений, которые мешают вам ясно увидеть проблему.

3. Почему ваш партнер должен с вами сотрудничать. Чтобы ваша проблема стала понятна вашему партнеру, вам, возможно, потребуется объяснить ему (как сделала Роуз), что если эту проблему не решить, то вскоре у вашего партнера также появится проблема. Анкета прав и обязанностей, анкета признаков уступок и противостояния, дача разрешения, выявление скрытых ожиданий а, также знание того, почему равные партнеры получают большее удовлетворение от своих отношений, помогут вам обоим понять, какую пользу вы получите, решая проблему путем сотрудничества, даже если один из вас или вы оба до сего момента не подозревали о существовании этой проблемы.

После того как вы определили проблему и ясно сообщили о ней партнеру, вы готовы перейти к следующему этапу Древа переговоров: согласие вести переговоры.

Глава 3

СОГЛАСИЕ НА УЧАСТИЕ В ПЕРЕГОВОРАХ

После того как вы убедились в существовании проблемы и выяснили, что это за проблема, самое время предложить партнеру потрудиться вместе с вами над тем, чтобы выработать решение, устраивающее обоих, то есть достичь его согласия вести переговоры.

Если вы будете пытаться решить проблему без согласия со стороны партнера вести переговоры, ваше намерение будет партнеру неясно. Если, вспоминая проблемы из прошлого, вы обнаружите, что при их решении вы спорили, соперничали, принимали самовольное решение, чувствовали себя мучеником, вам казалось, что вами манипулируют или пользуются, пытались «сохранить мир», — это, возможно, потому, что вы приступали к решению проблемы, не получив ясного, понятного вам обоим соглашения по поводу того, что вы постараетесь найти решение вместе. Вашему партнеру может показаться, что вы жалуетесь, критикуете его, или просто у вас возникло желание пообщаться.

Вы избежите конфликтов и споров, если будете уверены, что партнер подготовлен к сотрудничеству с вами. Получить согласие на участие в переговорах от партнера — это значит получить устную договоренность о том, что каждый из вас приложит максимум усилий и внимания к тому, чтобы путем сотрудничества решить проблему, о которой вы сообщили, к вашему обоюдному удовлетворению. Если вы получите согласие на участие в переговорах от партнера, это значительно снизит риск возникновения соперничества и конфликтов и будет способствовать установлению духа сотрудничества между вами, так как устанавливает следующие важные критерии для решения проблемы:

1. Становится ясно, что вы решаете проблему, а не спорите, конфликтуете, сочувствуете или что-либо еще.

2. Очевидно ваше взаимное стремление вместе работать над решением проблемы.

3. Это такой способ общения, при котором вы оба участвуете в процессе переговоров.

4. Он помогает вам сосредоточиться на задаче решить проблему.

Возможно, вы сталкивались с тем, что когда вы говорили партнеру о проблеме, тот думал, что вы его обвиняете, хотите решить, кто прав, кто виноват, хотите что-то получить за его счет или просто жалуетесь. Если вы прежде не получите открытого согласия партнера вести переговоры, то, скорее всего, все завершится спором, поскольку ваше намерение решить проблему останется неясным. Например, Митчелл, 24 года, и Лу, 35 дет, спорят по поводу того, кто имеет больше власти в их отношениях.

 

Митчелл и Лу

Митчелл: — Лу, ты обращаешься со мной все время как с ребенком, и это стало для меня серьезной проблемой.

Лу: — Да ты ведешь себя как ребенок. Ты совершенно не умеешь выполнять домашнюю работу и обращаться с деньгами. Как ты хочешь, чтобы я к тебе относился?

Митчелл: — Конечно, есть такие вещи, которые у тебя получаются лучше, чем у меня, но это ведь не повод обращаться со мной как с ребенком! Я тоже умею кое-что, а ты все время обращаешься со мной так, как будто я неумеха и не заслуживаю уважения.

Лу: — На что ты жалуешься? Я плачу за квартиру и за все, когда мы куда-нибудь ходим. Ты что, хочешь платить за себя сама?

Митчелл: (с возмущением) — Может быть, и буду!

Лу: — Ха, вот будет событие!

Митчелл не думает о том, что собирается решить проблему, и Лу, таким образом, воспринимает ее жалобу как нападки, начинает защищаться, и они не могут выйти за рамки спора. Проблема Митчелл в том, что она чувствует покровительственное, унижающее е достоинство отношение, и эта проблема так и остается нерешенной (она не сообщила о ней конструктивным образом Лу). Хотя Лу чувствует, что он «победил», разочарование и озлобленность Митчелл создадут для него трудности при достижении близости, к которой он стремится.

Если бы Митчелл Определила проблему и спросила о согласии вести переговоры, Лу бы почувствовал, что к нему обращаются за советом, а не нападают, не стал бы принимать оборонительную позицию, а скорее бы выслушал Митчелл.

Однако спор может возникнуть и тогда, когда один партнер открыто предложит вести переговоры, а другой недостаточно ясно сообщит о своем согласии к ним присоседиться. В данном случае Митчелл открыто хочет предложить вести переговоры, а Лу продолжает обороняться:

Митчелл (установив проблему, взяв на себя свою долю ответственности, однако неуверенно): — Лу, мне все больше и больше не нравится, как ты со мной обращаешься. Возможно, мне надо изменить свое поведение, но я не знаю, что именно. Давай это обсудим и посмотрим, сможем ли мы решить эту проблему?

Лу: — Мне совсем не хочется об этом говорить (нет ясного согласия).

Митчелл (начиная сообщать о проблеме, не получив на то согласия): — Когда ты говоришь другим, что я не знаю того-то и того-то или не умею делать то-то и то-то, я чувствую себя неумелой, и мне это неприятно. Если бы ты был готов узнать, что я умею и могу, мне было бы намного лучше.

Лу (защищается, даже не пытаясь сотрудничать): — Ну, хорошо, почему же ты не утверждаешь в этом случае обратное? Почему ты не хочешь за себя постоять?

Митчелл (начиная спорить): — Не знаю. Мне кажется, это бесполезным.

Лу: — Ну вот, в этом вся ты! Ты снова сдалась! Когда же ты наконец станешь по-настоящему взросло!

Митчелл установила проблему и попросила о переговорах. Затем она стала обсуждать проблему так, как будто она получила согласие, хотя в действительности, Лу отказался вести переговоры. Благодаря этому Лу смог избежать переговоров и стал ее критиковать.

Чтобы провести успешные, конструктивные переговоры, вы оба должны принимать участие в решении проблемы. Без взаимного согласия вы, скорее всего, начнете спорить, вместо того чтобы совместно искать решение проблемы.

Из этой главы вы узнаете, как получить согласие на участие в переговорах от вашего партнера, как быть уверенным, что вы оба одинаково хотите решить проблему совместными усилиями, и что делать, если ваш партнер не согласен вести переговоры. Поскольку согласие партнера — это первый шаг к тому, чтобы решать проблемы путем сотрудничества, то этот шаг и самый сложный для преодоления, чем все прочие в переговорном процессе. Узнавая, как преодолевать преграды, вы научитесь, каким образом положить конец борьбе и соперничеству и сделать так, чтобы сотрудничество оказалось возможным. Благодаря этомy следующие шаги Древа переговоров будет пройти намного проще, и вы быстрее сможете стать по-настоящему сотрудничающими друг с другом партнерами. Вы заметите изменения в ответах Лу, после того как Митчелл, используя знания об определении проблемы, получила согласие Лу вести переговоры.

Митчелл (ясно определив проблему и взяв на себя свою долю ответственности): — Лу, у меня есть проблема, и я думаю, что ты сможешь помочь мне ее решить. Мне часто кажется, что ты несешь ответственность за наши отношения, а я играю роль твоего ребенка. Я знаю, что мы оба приложили руку к тому, чтобы у нас сложились такие отношения, и я хочу, чтобы ты помог мне решить эту проблему. Мы оба

многое теряем от того, что не можем быть самими собой и вести себя как партнеры. Мне кажется, ты получишь намного больше от наших отношений, если мы оба будем вести себя как взрослые, равные друг другу люди, и мне хочется, чтобы ты иногда позволял себе ребячиться и не бать таким серьезным.

Лу: — Мне тоже надоело постоянно нести за все ответственность и не иметь возможности расслабиться. Давай обсудим, как можно решить эту проблему. Митчелл: — Давай.

Теперь и Лу, и Митчелл оба понимают проблему и открыто согласились провести по ней переговоры, поэтому уверенность в том, что они оба будут принимать участие в ее решении, значительно возрастает, как и то, что они найдут решение, удовлетворяющее их обоих.

Вам нет необходимости по всей форме спрашивать согласие, как это сделала Митчелл, однако вы должны ясно понять, что ваш партнер согласен вести переговоры, как в примерах, приведенных ниже.

Фред: — Наоми, я чувствую себя несчастным из-за наших сексуальных отношений, и, похоже, для тебя скоро это тоже создаст проблемы. Давай сядем и подумаем, как мы можем выйти из этой ситуации.

Наоми: — Давай, я согласна.

Дон: — я хочу начать ездить на мотоцикле на работу по четвергам, и таким образом у меня появится время для занятий вечером.

Дейл: — Дон, мне кажется, что это опасно, и я буду о тебе беспокоиться. Давай обсудим это и постараемся найти наилучшее решение?

Дон: — O.K., я не хочу, чтобы ты волновался.

Когда у вас с вашим партнером были случаи удачного решения проблемы путем сотрудничества, то согласие вести переговоры можно получить быстро и легко. Однако если это для вас в новинку или у вас с партнером бывали случаи скандалов при решении проблем, вы воспитывались в семье, где было больше конфликтов, уступок или противостояния, чем переговоров, то нет ничего удивительного в том, что один из партнеров будет противиться вести переговоры. Вам может быть сложно получить согласие партнера в начале, поскольку старые привычки соперничества у вас или у вашего партнера могут пытаться брать верх над стремлением решать проблему конструктивно. Сотрудничество при решении проблемы — это новая концепция, и поскольку она для вас в новинку, вы можете чувствовать неуверенность, неловкость или беспокойство по поводу того, что вы что-то делаете не так.

Когда партнеры чувствуют неуверенность или беспомощность при решении конфликта, то это явно не способствует переговорному процессу. Или же вы можете дать согласие, но ему потом не следовать. Все эти проблемы решаемые, и эта глава покажет вам, как преодолеть подобные препятствия, чтобы получить согласие от вашего партнера вести переговоры.

 

Умение вести переговоры

Для большинства людей работать вместе над решением конфликта — совершенно новая концепция. Это требует не только изменить стиль мышления по поводу решения проблем, но также и ряд определенных навыков, о которых вы, возможно, не знаете.

Вот эти основные умения:

1. Верить в процесс решения проблем путем сотрудничества и не давать своим старым привычкам взять верх.

2. Общаться ясно, быть активным слушателем, внимательным собеседником, понятно выражать свое согласие, вместо того чтобы создавать конфликты, критикуя партнера или вставая в оборонительную позицию.

3. Ободрять друг друга, вместо того чтобы спорить друг с другом.

4. Настаивать по-доброму на своем, вместо того чтобы идти на уступки или злиться.

5. В тех случаях, если, — партнер не может или не хочет сотрудничать: находить собственное решение без помощи партнера, вместо того чтобы чувствовать себя беспомощным, неудовлетворенным или обозленным.

Получить согласие вести переговоры — это самый главный шаг в решении проблем путем сотрудничества, поскольку решение, удовлетворяющее обоих партнеров, не может быть найдено, если оба партнера в равной мере не вовлечены в процесс. Иногда получить согласие вести переговоры становится самым трудным шагом, поскольку это — точка отсчета, с которой начинаются переговоры, а большинство пар привыкли решать проблемы путем соперничества, а не сотрудничества. По причине этих трудностей, а также в добавление к упражнениям, призванным обучить вас этим навыкам, и руководством, которые вы можете использовать, работая вместе, мы создали Руководство по устранению трудностей (стр. 173), которое вы найдете в конце этой главы. Если вы не согласны вести переговоры, это руководство поможет вам определить причину этого и решить ее. Эти упражнения и руководство научат вас навыкам конструктивного общения, научат лучше понимать партнера, мягко настаивать на своем и преодолевать дух соперничества и противостояния.

 

Конструктивное общение

Одна из главных составляющих достижения от партнера согласия вести переговоры — это умение конструктивно общаться. Мы поставили этот навык на первое место, потому что он очень важен, и вы будете использовать его при выполнении остальных упражнений из этой главы. Конструктивное общение поможет вам преодолевать вашу неопытность и недоверие, поскольку вы сможете объяснить партнеру, почему решение проблем путем сотрудничества так полезно для вас обоих, не дав почувствовать ему, что его «грузят» или принуждают к чему-либо. Это так же поможет вам быть конструктивным, когда вы настаиваете на своем, преодолеваете опасения партнера или успокаиваете его, поскольку все это требует умения общаться. Действительно, навыки общения, полученные вами в этой главе, помогут вам решить множество сложностей, с которыми вы будете сталкиваться при решении проблем. Многие шаги Древа переговоров требуют умения общаться, говорить с партнером и его выслушивать. Вы уже успели узнать из этой главы, как важно, чтобы проблема, о которой вы говорите, была услышана.

Здесь вы узнаете методы общения, которые вам помогут.

* Старайтесь, чтобы ваше общение проходило скорее в духе сотрудничества, а не соперничества.

* Успокаивайте своего партнера, когда он испытывает страх, который мешает решению проблемы.

* Пусть ваш разговор будет сосредоточен на получении информации и решении проблемы, а не на самозащите.

Основы общения

Чтобы достичь соглашения, следует выражать свои мысли и чувства (например, не говорить, «ты меня пугаешь», а «я чувствую себя испуганным»), поскольку в данном случае партнеру будет легче понять ваши чувства и позаботиться о них. Критикуя партнера («ты меня не любишь»), вы провоцируете конфликт, поскольку он почувствует нападки с вашей стороны и начнет защищаться. Ниже приводятся примеры утверждений и вопросов, которые Митчелл и Лу используют, обсуждая ведение домашнего хозяйства. Прочтите два приведенных ниже диалога и почувствуйте их эмоциональный фон. Постарайтесь определить, почему один из них приведен под заголовком Общение, приводящее к конфликту, а другой — Общение, ведущее к согласию.

ОБЩЕНИЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К КОНФЛИКТУ

М: — Ты относишься ко мне со снисхождением, и мне это не нравится. Л: — Я просто шучу. Неужели тебя это задевает? М: — Почему ты такой вредный? Ты меня унижаешь, а когда я тебе говорю об этом, ты снова меня унижаешь! Л: — Послушай, когда я шучу, я делаю это не нарочно. Ты могла бы об этом догадаться. М: — А я думаю, нарочно. Мне кажется, ты хочешь наказать меня за то, что я все делаю плохо. Л: — Что за ерунда! М: — Забудь об этом. Я с тобой не буду больше разговаривать.

ОБЩЕНИЕ, ВЕДУЩЕЕ К СОГЛАСИЮ

М: — Когда ты шутишь над тем, что я делаю, мне становится обидно.

Л: — Тебе кажется, что я тебя унижаю, когда я над тобой подшучиваю?

М: — Да, мне обидно, когда ты надо мной подшучиваешь. Л: — Я не намеренно причиняю тебе боль этим, просто когда ты делаешь что-то необдуманно, мне кажется, что я тебя дразню.

М: — Тебе кажется, что ты меня поддразниваешь, а мне, что ты меня критикуешь. Возможно, мне плохо от того, что твои шутки я воспринимаю болезненно.

Л: — Ну надо же, я и не думал, что мои шутки причиняют тебе столько неприятностей. Теперь я постараюсь тебя этим больше не обижать, а сейчас давай вернемся назад и обсудим нашу проблему. М: — Спасибо. Я попытаюсь относиться к твоим шуткам не так серьезно. А сейчас да, давай вернемся к обсуждению нашей проблемы о том, как вести домашнее хозяйство.

Хотя на первый взгляд может показаться, что делать такие разумные и взвешенные высказывания в разгар конфликта сложно, на самом деле вы поймете, что это только на первый взгляд, притом что это не создает таких трудностей и не приносит столько вреда вашим отношениям, сколько непрекращающийся конфликт. Если вы внимательно посмотрите на высказывания, ведущие к конфликту, то обнаружите, что они представляют несколько позиций:

* Защита. Когда вы или ваш партнер чувствует нападки, то вы начинаете отрицать то, в чем вас обвиняют, а не слушать друг друга.

* Спор. Когда вы сосредоточены на том, как определить, кто прав, кто виноват, или отрицаете существование проблемы, вместо того чтобы сосредоточиться на решении этой проблемы совместными усилиями.

* Протест. Когда вы встречаете каждое высказывание партнера контраргументом, вместо того чтобы выслушать его и попытаться понять, или подвергаете критике мнение партнера, вместо того чтобы его выслушать.

* Критические суждения. Когда ваши ответы содержат критику партнера, а не ответы на его вопросы или предложения.

Все перечисленные выше позиции представляют собой враждебную реакцию, поскольку содержат отрицание и нападки, что заставляет партнера идти в контратаку. Таким образом, чем дольше такой разговор будет продолжаться, тем больше в нем будет спора, отрицания и нежелания сотрудничать.

И Митчелл, и Лу имеют больше шансов достичь согласия вести переговоры, делая высказывания, приведенные в правой колонке, каждое из которых содержит следующие четыре элемента:

* Они демонстрируют, что вы слушаете партнера, поскольку отражают то, что он сказал. Это успокаивает, обезоруживает партнера, и способствует тому, чтобы он дал такой же, продуманный ответ.

* Они дают информацию о вас самом, а не о вашем осуждении партнера.

* Они краткие и ясные, поэтому их легко понять.

* Они спокойные и обдуманные, а не драматичные, эмоциональные или раздраженные.

Поскольку высказывания, которые способствуют получению согласия, успокаивают и сообщают информацию, то вы, зная, как применять их в переговорах, сможете значительно сократить спорные моменты и продолжительность самих переговоров. Этот тип взаимодействия снижает вероятность возникновения конфликтов и способствует тому, чтобы вас слушали и слышали, поэтому позволяет каждому из вас узнать новое друг о друге и делает ваш разговор более приятным. Это означает, что в каждых последующих переговорах вам будет легче достигать согласия, поскольку после них у вас будет оставаться приятное чувство от самого процесса и друг от друга.

Вот какие навыки показаны в правой колонке:

* Как сделать так, чтобы ваш партнер с легкостью услышал то, что вы хотите ему сказать, как сделать, чтобы он понял ваши мысли и чувства (говорить о себе самом).

* Как слушать и отвечать на то, что говорит партнер, подтверждая его слова (активное слушание).

* Как убедиться в том, что партнер правильно вас понял (внимательность в разговоре).

Научившись этим трем навыкам, вы сможете избавиться от разочарования, капризов, желания поспорить, вести бессодержательные разговоры (то есть от всего, что ведет к конфликту) и начать вести спокойные и конструктивные дискуссии в духе сотрудничества (которые ведут к соглашению), что позволит достигнуть цели, к которой вы стремитесь. Два из этих навыков были популяризированы др. Томом Гордоном в его книге «Эффективная подготовка для родителей»: «сообщать о себе самом» и «быть активным слушателем». Если правильно использовать оба эти метода, то это поможет создать атмосферу сотрудничества, когда предмет обсуждения вызывает трудности.

«Сообщать о самом себе» (дословно «я»-сообщения)

Обратите внимание, насколько высказывания в правой колонке на стр. 118 легки для восприятия. Ваш партнер не почувствует угрозы в ваших словах, если вы скажете: «я чувствую боль», или даже «я чувствую злость» вместо «ты причиняешь мне боль» или «ты сводишь меня с ума». Когда вы признаете, что это ваши чувства, говоря «я», ваш партнер почувствует меньшую обиду и не так будет стремиться занять оборонительную позицию, чем если вы начнете свою речь со слова «ты» (что направлено на подчеркивание его ответственности за это), и он скорее вас поймет и разделит ваши чувства. Если вы сообщаете о самом себе, то не создаете атмосферу, в которой царят критика, нападки и стремление обороняться, в отличие от того, если говорите о партнере. «Ты»-сообщения содержат представления или суждения о другом человеке и обычно произносятся в критичной или даже обвинительной манере («ты неправильно это делаешь», «ты ужасно выглядишь», «ты так меня довел, что у меня появилось желание тебя ударить»). Конечно, позитивные «ты»-сообщения (например, «ты прекрасна», «ты замечательно выглядишь в этой шляпе», «ты сделал большое дело», «у тебя такая милая улыбка») обычно не создают проблем, поэтому в данном случае мы говорим только о негативных, критичных «ты» сообщениях. Негативные «ты»-сообщения редко приносят пользу переговорному процессу, поскольку они расстраивают партнера и часто заставляют становиться в оборонительную позицию, что мешает ему слушать вас и понимать ваши слова. Негативные «ты»-сообщения очень трудны для восприятия, поскольку, когда мы чувствуем, что нас критикуют или обвиняют, мы непроизвольно начинаем защищаться, сосредоточиваемся на контратаках и прекращаем слушать собеседника. «я»-утверждения воспринимаются легче: «Я чувствую, что мне приходится защищаться» проще услышать, чем «Ты на меня нападаешь», «Я не хочу убирать на кухне» легче, чем «Ты оставил на кухне ужасный беспорядок». «Я»-сообщения — наилучший способ добиться того, что вас поняли, поскольку вы Сообщаете информацию о себе таким образом, что не вызываете из—за этого спора. Используя «я»—сообщения, вы выражаете то, что вы чувствуете, вы думаете и вы слышите без перенесения своих чувств на партнера («Мне хотелось бы почаще с тобой гулять» вместо «Ты больше не хочешь со мной гулять»). «Я»-сообщения так же могут быть позитивными. («Я тебя люблю», «Я в восторге о того, как мы с тобой работаем вместе», «Я очень удовлетворен этим решением»). Сообщая информацию о себе, своих чувствах, своих идеях и своих реакциях таким образом, вы помогаете партнеру понять вас через ваши мысли и чувства. «Я»-сообщения также более ясные и более открытые: лучше сказать «Мне хотелось бы некоторое время побыть одному» вместо того, чтобы, обращаясь к партнеру, сказать (предложение в безличной форме): «Дорогой, так сложно найти время, чтобы побыть одному», или (опосредованно): «Может быть, ты сейчас оставишь меня одного?»

 

Упражнение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...