Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение и использование компьютерных моделей на занятиях по информатике




 

Самое главное и сложное в компьютерном моделировании - это построение или выбор той или иной модели.

При построении компьютерной модели используют системный подход, который заключается в следующем. Рассмотрим объект - солнечную систему. Систему можно разбить на элементы - Солнце и планеты. Введем отношения между элементами, например, удаленность планет от Солнца. Теперь можно рассматривать независимо отношения между Солнцем и каждой из планет, затем обобщить эти отношения и составить общую картину солнечной системы (принципы декомпозиции и синтеза).

Некоторые характеристики моделей являются неизменными, не меняют своих значений, а некоторые изменяются по определенным законам. Если состояние системы меняется со временем, то модели называют динамическими, в противном случае - статическими.

Построение компьютерной модели. Моделирование

При построении моделей используют два принципа: дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему).

При первом подходе рассматривается частный случай общеизвестной фундаментальной модели. Здесь при заданных предположениях известная модель приспосабливается к условиям моделируемого объекта. Например, можно построить модель свободно падающего тела на основе известного закона Ньютона ma = mg-Fсопр и в качестве допустимого приближения принять модель равноускоренного движения для малого промежутка времени.

Второй способ предполагает выдвижение гипотез, декомпозицию сложного объекта, анализ, затем синтез. Здесь широко используется подобие, аналогичное моделирование, умозаключение с целью формирования каких-либо закономерностей в виде предположений о поведении системы. Например, подобным способом происходит моделирование строения атома. Вспомним модели Томсона, Резерфорда, Бора.

Технология построения модели при дедуктивном способе:

Теоретический этап:

а) оценки;

б) аналогии;

в) подобие.

Знания, информация об объекте (исходные данные об объекте).

Постановка задачи для целей моделирования.

Выбор модели (математические формулировки, компьютерный дизайн).

 

 

Технология построения модели при индуктивном способе:

Эмпирический этап:

а) умозаключение;

б) интуиция;

в) предположения;

г) гипотеза.

Постановка задачи для моделирования.

Оценки. Количественное и качественное описание

Построение модели.

 


Этапы решения задачи с помощью компьютера (построение модели - формализация модели - построение компьютерной модели - проведение компьютерного эксперимента - интерпретация результата).

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

·   описательная информационная модель

·   формализованная модель

·   компьютерная модель

·   компьютерный эксперимент

Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели

этап - описательная информационная модель: такая модель выделяет существенные (с точки зрения целей проводимого исследования) параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает

этап - Описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.

этап - компьютерная модель

Описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка.

В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.

Пути построения компьютерной модели

Построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;

Построение компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и пр.)

этап - компьютерный эксперимент

Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, её нужно запустить на выполнение и получить результаты.

Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график.

этап - анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели

В случае различия результатов, полученных при исследовании информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.

Провести корректировку модели.

Метод имитационного моделирования (метод Монте-Карло)

Теоретическая основа метода была известна давно. Однако до появления ЭВМ этот метод не мог найти сколько-нибудь широкого применения, ибо моделировать случайные величины вручную - очень трудоемкая работа.

Само название «Монте-Карло» происходит от города Монте-Карло в княжестве Монако, знаменитого своим игорным домом. Дело в том, что одним из механических приборов для получения случайных величин является рулетка. Для вычисления площади круга единичного радиуса проведем эксперимент.

Рассмотрим практическую задачу.

В качестве примера построения компьютерной модели рассмотрим тему «Определение параметров светофорного регулирования при пропуске транспорта через узкий участок дороги с использованием светофора».

На рис. 1 представлена расчетная схема

 


 

Исходные данные

Интенсивность встречных потоков - N1=420 ед/ч, N2=570 ед/ч;

Длина узкого участка - Lk=300 м;

Расчетные скорости - V1=9,72 м/с, V2=13,88 м/с;

Расчетная длина автомобиля - La=2,5 м;

Коэффициент сцепления ц = 0,6;

Время реакции водителей и срабатывания тормозного привода - tp=0,6с;

Интервал безопасности между автомобилями - l0=2 м;

Ускорение свободного падения - g = 9,8 м/с2.

Изменяющийся параметр

 

Интенсивность потока, N1

  Конечное значение Шаг изменения
425 575 25

 

Расчетные формулы

 

1. , м, остановочный путь для потоков N1, N2

.   , м, динамический габарит в i-том направлении

.   , с, временной интервал между автомобилями по i-тому направлению

.   , с, суммарное время горения сигнала за 1 час, необходимое для пропуска заданной интенсивности Ni

.   , с, длительность переходного интервала в i-й фазе

.   , с, суммарное время переходных интервалов в соответствующей фазе за 1 час

.   , число циклов за 1 час; (выделена целая часть числа)

 

Расчетная таблица

 

Диаграмма зависимости числа светофорных циклов от изменяющегося параметра

 

Максимальное расчетное часовое значение числа светофорных циклов достигается при интенсивности потока Т1=425 ед/ч

 


Заключение

 

В данной курсовой работе проведено изучение вопроса об обучении построению и использованию компьютерных моделей в базовом курсе информатики.

В ходе выполнения курсовой работы раскрыты следующие вопросы:

−  проведен анализ понятий, связанных с математическим моделированием;

−  рассмотрены различные классификации математических моделей;

−  раскрыт вопрос о компьютерном математическом моделировании;

−  рассмотрен вопрос о моделировании в курсе «Информатика и ИКТ»;

−  изучен вопрос о построении и использовании компьютерных моделей на занятиях по информатике.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному можно ответить на вопрос: для чего нужны модели? Модели нужны для того, чтобы:

−        понять, как устроен объект (его структура, свойства, законы развития, взаимодействия с окружающим миром).

−        научиться управлять объектом (процессом) и определять наилучшие стратегии

−        прогнозировать последствия воздействия на объект.

Модель позволяет получить новые знания об объекте, но, в подавляющем большинстве случаев, в той или иной степени она не полна.

Модель, сформулированная на языке математики с использованием математических методов называется математической моделью.

Исходным пунктом ее построения обычно является некоторая задача, например экономическая. Широко распространены, как дескриптивные, так и оптимизационные математические, характеризующие различные экономические процессы и явления, например:

−        распределение ресурсов

−        рациональный раскрой

−        транспортные перевозки

−        укрупнение предприятий

−        сетевое планирование.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:

−  имитационное моделирование не заменяет методы оптимизации, а удобно дополняет их;

−  компьютерная модель исполняет роль вспомогательного средства для решения задач;

−  компьютерная модель исполняет роль средства конструирования компьютерных обучающих и моделирующих сред;

−  исполняет роль средства моделирования для получения новых знаний.

Практическая значимость работы состоит в том, что она позволила мне глубже изучить и усвоить вопрос об обучении построению и использованию компьютерных моделей в базовом курсе информатики.

Полученные знания можно использовать в педагогической практике и, таким образом, давать более глубокие и полные знания ученикам.

В качестве рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы считаю перспективным разработать программный продукт и использовать его для обучения учеников построению и использованию компьютерных моделей в базовом курсе информатики в школе.

 


Список использованной литературы

 

1. Анищенко, В.С. Динамические системы / В.С. Анищенко // Соросовский образовательный журнал. - 2007. - №11. - М. - С. 77-84

2. Васильков, Ю.В. Компьютерные технологии моделирования: учеб. пособие / Ю.В. Васильков - М.: Финансы и статистика, 2010. - 256 с.

.   Введение в математическое моделирование: учебное пособие / под ред. П.В. Трусова; рецензенты: А.Р. Абдулаев, В.П. Матвиенко; Министерство образования РФ. - М.: Логос, 2004. - 440 с.

.   Данилов, Ю.А. Лекции по нелинейной динамике. Элементарное введение: учеб. пособие / Ю.А. Данилов.; - 2-е изд. - М.: КомКнига, 2011. - 208 с.

.   Новик, И.Б. О философских вопросах кибернетического моделирования / И.Б. Новик - М.: Знание, 1964.

.   Самарский, А.А. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры / А.А. Самарский, А.П. Михайлов - М.: Физматлит, 2009. - 320 с.

.   Севостьянов, А.Г. Моделирование технологических процессов: учебник / А.Г. Севостьянов, П.А. Севостьянов. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 344 с.

.   Советов, Б.Я. Моделирование систем: учебник для ВУЗов / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2011. - 343 с.

.   Экштайн, В. Компьютерное моделирование взаимодействия частиц с поверхностью твердого тела / В. Экштайн; пер. с англ. М.Г. Степановой; под ред. Е.С. Машковой. - М.: Мир, 2009. - 319 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...