Усыновления приемных детей
Усыновление является одним из значимых социальных институтов, связанным с резким ростом числа детей сирот при живых родителях. Развёртывание детско-родительских отношений в новой семье определяется базовой мотивацией родителей, которые принимают решение об усыновлении. Мотивы могут быть следующие: • мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Причины усыновления могут быть связаны с бесплодием супругов, которое воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Чаще всего инициатором усыновления выступает супруга. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх наследственности, предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка; •мотив смысла жизни — приемный ребенок придает осмысленность, позволяет определить жизненные цели и задачи родителям; • мотив преодоления одиночества — ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя; •альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Приемный родитель акцентирует внимание благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Может возникнуть опасность такого вида мотивации в стремлении родителя построить асимметричные отношения, в которых ребенку осваивает роль потребителя (брать, ничего не отдавая взамен);
•мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Существует риск идеализации прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного умершего ребёнка и усыновленного ребенка. •мотив стабилизации супружеских отношений. Ребёнок выступает как средство налаживания супружеских отношений. Такое решение не всегда является успешным, так как воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития может явиться поводом для конфликтов и большего охлаждения супругов. • прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения. Носит односторонний меркантильный потребительский интерес со стороны такого псевдо родителя. При проведении консультирования кризиса усыновления необходимо большое внимание уделять психологической адаптации как двустороннему процессу, в котором и родители и ребенок решают задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Идёт включение ребёнка в семейную систему, освоение роли, семейных правил, налаживание эффективных форм отношений. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), формирование адекватного образа ребенка в сознании.
О. Карабанова предлагает следующий перечень основных направлений оказания психологической помощи усыновленным детям: • создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи); •установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и сопереживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности; •коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приёмных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов; • помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления; •расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности; •помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя» [6].
Читайте также: Q Мы обсудили особенности составления заключения при оценке психических функций у детей. А есть ли специфика нейропсихо-логической диагностики в детском возрасте? Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|