Этика поведения консультанта в работе с семьёй, переживающей ситуацию ненормативного кризиса
Ненормативный кризис приводит к образованию посттравматической стрессовой реакции у членов семьи, который влияет на их модели поведения и мышления. В целом, задача консультирования заключается в создании базовой платформы для формирования новой когнитивной модели жизнедеятельности. Поэтому для членов данных семей необходима аффективная переоценка травматического опыта, восстановление чувства ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире. В работе с семьёй в ситуации ненормативного кризиса необходимо придерживаться следующих стратегий в консультировании: • поддерживать развитие адаптивных навыков Я у членов семьи (создание позитивного отношения к процессу консультирования); • формировать позитивное отношение к симптомам (научить носителя симптома – члена семьи, воспринимать свои расстройства: сильную тревогу, страх и др., как нормальные для той ситуации, которую он пережил, и тем самым предотвратить его дальнейшую травматизацию); • способствовать снижению избегания (обозначить для консультируемых тот факт, что избегание всего, что связано с психической травмой, мешает ему переработать ее опыт); • нацелить на изменение атрибуции смысла (изменить смысл, который член семьи придает перенесенной психической травме, отсюда создать у него ощущение «контроля над травмой»). В процессе консультирования необходимо учитывать два типа ситуаций, которые способствуют развитию психотравмирующих стрессовых реакций у членов семьи, а именно: Тип 1. Краткосрочное, неожиданное травматическое событие, которое может быть представлено в виде внезапной смерти члена семьи, сексуального насилия, естественной катастрофы, а также, факта измены супруга, воспринимаемого как внезапное (неожиданное) событие.
Значение по типу 1: членам семьи не хватает психологических ресурсов совладания. Отсюда, событие оставляет сильный след в психике (например, часто видят сны, в которых присутствуют те или иные аспекты события и др.). Проявляется навязчивая мыслительная деятельность, связанная с событием, высокая физиологическая реактивность (например, может быть истерика при любой попытке воспоминания, отсюда усиление защиты избегания). Тип 2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора, которое, чаще всего, имеется в семье с тяжело больным членом, а также, когда длительное время семья испытывает социальные и материальные проблемы: уволенный безработный, материальные лишения (нищета), отсутствие автономного жилья, на фоне этого пьянство одного из членов семьи и др. Значение по типу 2: членам семьи не хватает психологических ресурсов совладания. Сначала переживается как травма типа 1, но по мере того как травматические события повторяются, члены семьи переживают страх и чувство беспомощности постоянного повторения травмы. Результатом может стать изменение Я-концепции и образа мира членов семьи, сопровождающееся чувствами вины, стыда и снижением самооценки. Диссоциация, отрицание, «онемение», отстраненность – выступают, как попытка защититься от непереносимых переживаний. Психологи консультанты, работающие с семейными проблемами в ситуации ненормативного жизненного кризиса, могут быть подвержены синдрому вторичной травмы, или «вторичного травматического стресса» (Secondary Traumatic Stress). Это изменения во внутреннем опыте консультанта, возникающие в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с членами семьи, переживающими травматическое состояние. Отмечено, что специалисту трудно избежать вторичной травмы, так как, он включён в процесс сопереживания страданию. Каждый психолог испытывает огромное желание как можно скорее облегчить его боль. Но, когда это не получается, возникает чувство разочарования и собственного бессилия, что усиливает разрушительное действие вторичной травмы. Вторичный травматический стресс связан с так называемым «синдромом выгорания», хотя и не является его полным аналогом. Исследователи указывают на специфические отношения к собственно работе, в том числе и работе консультанта, которые приводят к появлению синдрома выгорания. К числу таких установок относятся: (1) полное посвящение себя работе, погружение в неё «с головой»; (2) чувство «грандиозности» выполняемой работы, что служит основой для самооценки. В итоге, когда профессионал видит, что это не приводит к желаемым результатам и работа не дает чувства значимости и ценности, которого ему не хватает, появляется синдром выгорания [3].
Читайте также: A) обоснованная, оправданная свобода или возможность поведения, которая признается в обществе Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|