Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест фонематического слуха




Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем слово, например "окно". Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру "табуретка". Как только услышишь это другое слово.

сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда в конце ты скажешь: "Все правильно". Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить непосредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомитель­но-тренировочное (его результаты не учитываются при выставлении оцен­ки за выполнение данного теста). Остальные три задания зачетные.

Первое задание — контрольная фонема Р.

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание — контрольная фонема С. Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон. Коса,коса,коса, коса, коса, коса,коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет.

Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

Третье задание — контрольная фонема Ч. Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щикать, чикать, чикать. Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, по шесть, почесть.

Четвертое задание — контрольная фонема Г. Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос,- голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 сек) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1—2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 сек).

Шкала оценок

Система выставления оценок в данном тесте имеет существенную осо­бенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой — не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку — в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наи­худшим образом (т.е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях, не сум­мируются). Используется четырехбалльная шкала оценок:

0 баллов — если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правиль­но заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъяв­ление данного ряда слов.

1 балл — заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замед­ленном темпе.

2 балла — заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу — «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла — во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лишнее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к семилеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уро­вень определяется по следующим единым критериям:

Количество полученных баллов Уровеньразвития фонематического слуха
  Низкий
I Средний
2-3 Высокий

Тест копирования бессмысленных слогов

Это могут быть бессмысленные слоги, написанные каллиграфическим почерком. Один набор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, — говорит проверяющий, — тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй это перерисовать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, и сделай так же вот на этом листочке». При этом время выполнения задания не ограничивается.

Бывает, несмелый ребенок заявляет, что он не может выполнить зада­ние, потому что не умеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик, затем простой геометрический узор (квадра­тики, кружки, ромбики) и только затем, после неоднократного поощрения выполненных действий, — буквенные слоги. Оценивается, конечно, только это последнее задание.

Шкала оценок °

1 балл — каракули.

2 балла — есть сходство с образцом.

3 балла — прочитываются, по крайней мере, 4 буквы.

4 балла — можно прочитать все буквы.

5 баллов — каждая буква написана четко, вся фраза имеет наклон не более чем на 30°.

Количество полученных баллов Уровеньразвития саморегуляции
  Низкий
  Средний
2-3 Высокий

Тест словаря

Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по пРинципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку известны. На основании полученных

ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении про­веряющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. Поэтому в про­цессе обследования будущих первоклассников проверяющие могут и дол­жны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один набор, друго­му — другой и т.п. Наборы слов

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.

3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мяг­кий, убегать.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, соби­рать, гладить, шершавый.

Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учитель говорит: «Пред­ставь себе, что ты встретился (встретилась) с иностранцем — человеком из другой страны, который плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово "велосипед". Как ты ответишь?»

Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре — как пассивном (знает значения лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной' речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения вла­деть понятием, обозначенным определенным словом. Случается, что ре­бенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком с соответствующим словом литературного языка, употребляет вместо него какое-нибудь дру­гое, чаще всего диалектное слово.

Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-сийонимы, ко­торые, по мнению проверяющего, они знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, при­чем именно таких, которые принадлежат литературному языку.

Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каж­дое из десяти слов набора.

Шкала оценок

0 баллов — отсутствует понимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова, или неправильно объясняет его значение, напри­мер: «Мех — его кладут в подушку и спят на нем».

1 балл — понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.

1,5 балла — ребенок словесно описывает предмет, например: «Велоси­пед — на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше — два больших и одно маленькое». Или: «Это — чтобы на нем кататься»; «Зонтик — чтобы прятаться от дождя».

2 балла — ребенок дает определение, которое приближается к научно­му (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки).

Например: «Письмо — это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте по почте».

Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту со­ставляет 2x10 = 20 баллов.

Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней развития данной способности рекомендуется пользо­ваться следующей таблицей:

 

Возрастные группы Уровень словарного развития (сумма набранных баллов)
низкий средний высокий
Шестилетки 6,5 7-12 12,5
Семилетки 11,5 12-15 15,5
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...