Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста




Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астро­номическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения при­ходит к порогу юности.

В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окон­чательного, неподвижного. Личностная нестабильность порожда­ет противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступ­ная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (В.С.Мухина).

По инерции детства большая часть подростков остро реагиру­ют на свои восприятия, память, речь и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность по­рождает потребность в отчуждении от всех тех, кто из года в год

оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение, внешне выражающееся в нега­тивизме, является началом поиска подростком собственной уни­кальной сущности. В отрочестве подросток проходит через друж­бу, общение в группе. Иденфииируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя глубину своего несовершенства, он часто уходит в состояние психологического кризиса.

Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью.

Выделив психические новообразования возраста, психолог мо­жет сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей:

1) развитие самосознания, формирование самооценки — не­зрелая личность;

2) интенсивное формирование характера — акцентуации ха­рактера;

3) чувство взрослости — реакции эмансипации;

4) интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования;

5) потребность в самоутверждении — хобби-реакции и пато­логические увлечения;

6) потребность в активности и социально значимой деятель­ности — реакции компенсации, гиперкомпенсации;

7) критическое мышление — негативизм и реакции отказа;

8) любознательность и жажда проверки себя — побеги, бро­дяжничество, асоциальное поведение;

9) повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая эффективность к неудачам, агрессивность.

Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:

физиологических, запускающих физическую и сексуальную активность;

в безопасности, которая обеспечивается, принадлежностью К группе;

в независимости и эмансипации от семьи;

в привязанности;

в успехе, проверке своих возможностей;

в самореализации и развитии собственного Я.

Возможны и серьезные затруднения, связанные со специфи­кой учения подростков:

а) особенности учебной деятельности:

овладение общим строем учебной деятельности;

1с самостоятельный переход от ориентировочных учебных дей­ствий к контрольно-оценочным;

объединение учебных действий в приемы, методы, блоки дея­тельности;

переход учебной деятельности с репродуктивного на продук­тивный уровень;

освоение прогнозирующих и планирующих форм контрольно-оценочных действий;

осознание учебной деятельности (мотивы, цели, задачи, спо­собы, средства);

целеполагание — самостоятельная постановка целей;

б) особенности мотивации учения:

укрепление учебно-познавательных мотивов, которое связано с интересом и способами приобретения знаний (самообразование);

совершенствование социальных мотивов (мотив поиска кон­тактов и сотрудничества с другими);

устойчивое доминирование одного мотива;

в) характер учебных занятий: ограниченность кругозора и объема сведений; небольшой запас знаний, особенно обобщающих; слабый уровень словесно-логического мышления; затруднения в понимании и применении знаний. Трудности подростков в учебной деятельности:

'. неумение выполнять действия по образцу, инструкции;

затруднения при самостоятельном выполнении учебных дей­ствий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);

инертность мыслительной деятельности;

несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;

неосознанность учебной деятельности (целеполагание);

дисгармония мотивов учения.

Проблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению, Наше решение определить методические подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи Для психолога.

III.3.2. Технология психологической работы с подростками

В школе

Социально-психологические технологии — это совокупность пси­хологических приемов и методов, целенаправленно воздействую­щих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социаль­ных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ /. Организационная работа

V, Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации).

2. Встреча с педагогами, работающими в этих классах, и социальным педагогом (получение информации о детях).

3. Встреча с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).

4. Встреча психолога с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация программы).

5. Проработка полученной информации.

6. Планирование деятельности, подбор конкретных методик для вы­полнения поставленных задач (см. табл. на с. 263 — 268).

//. Диагностические процедуры

/. Исследование личности подростка:

а) личностные особенности (личностный опросник Р.Кеттела, оп­росник Г.Шмишека);

б) самооценка подростков (опросник самоотношения подростков В. В, Столина и др.);

в) структура способностей подростков (тест Р.Амтхауэра);

г) характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т.Лири);

д) профессиональная ориентация (дифференцированный диагности­ческий опросник А.Е.Климова, анкетирование родителей и детей).

Психолог вносит данные в досье подростка, выделяет подростков с проблемами; корректирует программы тренинга с учетом трудностей под­ростков.

2. Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих пробле­мы (сбор сведений об условиях жизни и развития подростка, о его пред­полагаемой профессии).

Первичная помощь в решении проблем, активация родителей на по­зитивное вмешательство в развитие подростка.

3. Встреча с учителями

Совместное обсуждение причин трудностей подростков и возможно­сти создания щадящих условий обучения. ///. Тренинг для подростков

1. Коррекционный класс (тренинг жизненных умений).

2. Обычный класс (тренилг личностного роста). IV. Консультативно-методическая работа

1. Индивидуальная работа психолога по запросу подростка.

2. Индивидуальная работа с родителями (проработка проблем).

3. Выступление психолога на малом педагогическом совете (инфор­мация о проблемах подростков, о позитивных изменениях в классе, об­суждение совместных действий специалистов, -поиск подходов к реше­нию проблемы взаимоотношений учителей и подростков).

К Профориентаиионная работа

1. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результа­там профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, ин­формирование о месте получения желаемой профессии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...