III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности (14—15 лет). В этот самый краткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения приходит к порогу юности. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослого, а чувство возрастной неполноценности (В.С.Мухина). По инерции детства большая часть подростков остро реагируют на свои восприятия, память, речь и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. Отрочество — период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. В отрочестве подросток проходит через дружбу, общение в группе. Иденфииируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Однако, рефлексируя глубину своего несовершенства, он часто уходит в состояние психологического кризиса.
Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять свое право быть личностью. Выделив психические новообразования возраста, психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей: 1) развитие самосознания, формирование самооценки — незрелая личность; 2) интенсивное формирование характера — акцентуации характера; 3) чувство взрослости — реакции эмансипации; 4) интимно-личностное общение (ведущая деятельность) — реакции группирования; 5) потребность в самоутверждении — хобби-реакции и патологические увлечения; 6) потребность в активности и социально значимой деятельности — реакции компенсации, гиперкомпенсации; 7) критическое мышление — негативизм и реакции отказа; 8) любознательность и жажда проверки себя — побеги, бродяжничество, асоциальное поведение; 9) повышенная эмоциональность — аффективное поведение, острая эффективность к неудачам, агрессивность. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей: физиологических, запускающих физическую и сексуальную активность; в безопасности, которая обеспечивается, принадлежностью К группе; в независимости и эмансипации от семьи; в привязанности; в успехе, проверке своих возможностей; в самореализации и развитии собственного Я. Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения подростков: а) особенности учебной деятельности: овладение общим строем учебной деятельности; 1с самостоятельный переход от ориентировочных учебных действий к контрольно-оценочным;
объединение учебных действий в приемы, методы, блоки деятельности; переход учебной деятельности с репродуктивного на продуктивный уровень; освоение прогнозирующих и планирующих форм контрольно-оценочных действий; осознание учебной деятельности (мотивы, цели, задачи, способы, средства); целеполагание — самостоятельная постановка целей; б) особенности мотивации учения: укрепление учебно-познавательных мотивов, которое связано с интересом и способами приобретения знаний (самообразование); совершенствование социальных мотивов (мотив поиска контактов и сотрудничества с другими); устойчивое доминирование одного мотива; в) характер учебных занятий: ограниченность кругозора и объема сведений; небольшой запас знаний, особенно обобщающих; слабый уровень словесно-логического мышления; затруднения в понимании и применении знаний. Трудности подростков в учебной деятельности: '. неумение выполнять действия по образцу, инструкции; затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение); инертность мыслительной деятельности; несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности; неосознанность учебной деятельности (целеполагание); дисгармония мотивов учения. Проблемы и трудности любого возраста многообразны, и ни один учебник не вместил бы даже общих рекомендаций по их разрешению, Наше решение определить методические подходы к работе с подростками — лишь попытка наметить ее основные вехи Для психолога. III.3.2. Технология психологической работы с подростками В школе Социально-психологические технологии — это совокупность психологических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности. ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ /. Организационная работа V, Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации). 2. Встреча с педагогами, работающими в этих классах, и социальным педагогом (получение информации о детях).
3. Встреча с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу). 4. Встреча психолога с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация программы). 5. Проработка полученной информации. 6. Планирование деятельности, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач (см. табл. на с. 263 — 268). //. Диагностические процедуры /. Исследование личности подростка: а) личностные особенности (личностный опросник Р.Кеттела, опросник Г.Шмишека); б) самооценка подростков (опросник самоотношения подростков В. В, Столина и др.); в) структура способностей подростков (тест Р.Амтхауэра); г) характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т.Лири); д) профессиональная ориентация (дифференцированный диагностический опросник А.Е.Климова, анкетирование родителей и детей). Психолог вносит данные в досье подростка, выделяет подростков с проблемами; корректирует программы тренинга с учетом трудностей подростков. 2. Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений об условиях жизни и развития подростка, о его предполагаемой профессии). Первичная помощь в решении проблем, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка. 3. Встреча с учителями Совместное обсуждение причин трудностей подростков и возможности создания щадящих условий обучения. ///. Тренинг для подростков 1. Коррекционный класс (тренинг жизненных умений). 2. Обычный класс (тренилг личностного роста). IV. Консультативно-методическая работа 1. Индивидуальная работа психолога по запросу подростка. 2. Индивидуальная работа с родителями (проработка проблем). 3. Выступление психолога на малом педагогическом совете (информация о проблемах подростков, о позитивных изменениях в классе, обсуждение совместных действий специалистов, -поиск подходов к решению проблемы взаимоотношений учителей и подростков). К Профориентаиионная работа 1. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|