Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для последующей работы, психологу требуется приложить довольно много уеилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова.
Контактноевзаимодействие — это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в сближении, продолжении общения, в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях (табл. на с. 342).
На каждой из них используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.
Методика контактного взаимодействия с девиантными подростками
Стадия взаимодействия
Содержание и характер контакта
Основная тактика
Результат
1. Расположение к общению
Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости
Одобрение, согласие, безусловное принятие
Принятие согласия
2. Поиск общего интереса
Поиск нейтрального интереса. Внимательное отношение к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности дичности. От общух суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам
Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности
Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение* к отрицательным качествам других. Поиск тех или иных качеств у себя*
Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием
Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности
4. Выяснение предполагаемых опасных качеств
Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах
Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения
Ситуация доверия, открытости
5. Адаптивное поведение партнеров
Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того,, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого
6. Установление оптимальных отношений
Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению
Общие намерения
Согласие на выполнение принятого 1 плана /
IV,2,4. Диагностика девиантного поведения
В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симгтоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже психологи исследуют причины и условия формирования этих девиадий, используя этимологический подход. Расширение области диагностики (объекты, предметы) влечет за собой определенные трудности при создании универсальных методик, способных отвечать сразу на все вопросы: имеет ли место девиация? Какой тип девиантного поведения диагностируется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? Носит ли онэ ситуативный характер или уже является личностной характеристикой подростка? И др.
Набор психодиагностического инструментария по рассматриваемой проблеме достаточно разнообразен. Для диагностических целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их различные сочетания в виде батареи тестов. Предлагаются и разнообразные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг — направленное выделение групп риска и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов-смежников для уточнения этиологии отклонений (И.В.Кузнецова, Г.К.Сергеев).
В диагностической работе с подростками и старшеклассниками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р.Кеттела, патохарактерологического опросника А. Е.Личко и проективного теста М.Лютера.
Признаки нарушений поведения " ' Диагностируемые показатели у подростков
Опросник Р.Кеттела (симптомокомплексы)
I+ D + C +
Аффективное поведение
Е +
Склонность к агрессии
G-
Асоциальное, аморальное поведение
J +
Склонность к правонарушениям группового характера