Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

FV.3.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции




Аддиктивное поведение детей и подростков — это вид откло­няющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоя­нием измененного сознания деформированной формой удовлет­ворения потребностей через психоактивные вещества.

Аддиктивное поведение вид нарушения адаптации в подрос­тковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением од­ним или несколькими психоактивными веществами без призна­ков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании сдругими нарушениями поведения. Однако грань меж­ду аддиктивным поведением и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер.

В психологическом плане аддиктивное поведение — это свое­образная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком аспекте оно может быть отнесено к явлениям психиче­ского дизонтогенеза по типу искаженного развития.

Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подрост­ков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуация характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, ис-тероидному и эпилептоидному типу; поведенческие реакции груп­пирования (в неформальные молодежные объединения); хобби-реакции, реакции эмансипации.

Наркомания как заболевание и аддиктивное поведение очень трудно поддаются лечению и коррекции. Как правило, они долж­ны сопровождаться комплексными мерами социальной поддерж­ки и реабилитации. Поэтому более продуктивно осуществлять про­филактику и осуществлять общегосударственные превентивные меры различного характера.

Наркотическая личность — это человек, в наибольшей степени деградировавший по сравнению со здоровым состоянием и другими видами аутоагрессивного поведения. С медицинской точки зрения наркомания — это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отнесенных к списку наркотических. В психологиче­ском смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве сознания. Эту потребность может удов­летворить конкретное наркотическое вещество, обладающее опре­деленными психофармакологическими свойствами. Под воздей­ствием наркотика изменяется состояние сознания, формируется физическая и психологическая зависимость, разрушается личность.

Последствиями наркомании являются:

1) высокая смертность, обусловленная отравлениями нарко­тическими веществами, несчастными случаями в состоянии нар­котического опьянения и тенденциями к самоубийству среди дан­ного контингента;

2) выраженные медицинские последствия в виде соматических и невралгических осложнений, грубая деградация здоровья и зна­чительное сокращение продолжительности жизни;

3) высокая социальная «заразность» наркоманией и токсико­манией, особенно среди молодежи;

4) выраженное криминогенное поведение наркоманов, свя­занное с деструктивными изменениями личности и морально-пси­хологической деградацией;

5) разрушение личности в физическом, психологическом и со­циальном плане.

Различные исследователи по-разному анализируют причины наркомании:

Социальные теории Теории взаимодействия Теории личности
Ответ личности на дав­ление общества, не­приятие образа жизни, кризис идентичности, бегство от социального уклада посредством наркотиков Обстоятельства обще­ния; членство в груп­пах со сходными взгля­дами и интересами; викарное научение, подражание, иденти­фикация с группой Личностные потребно­сти, личностные проб­лемы; типология лич­ности; реакции ухода или эмансипации;со­циальная или личност­ная патология; физи­ческое уродство; гене­тические нарушения; слабость «Эго»

Имеются попытки интерпретации наркомании как социального недуга (П. И. Сидоров): социальное нездоровье общества, безду­ховность, рост преступности, безработица, социальное сиротство, распад семьи, коррупция, преступный бизнес наркотиков и т.д.

Многие исследователи ссылаются на психологическую пред­расположенность группы риска к такому виду отклоняющегося поведения.

Анализируя личностные особенности наркоманов, они выявили высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы личности — собствен­ные желания); бедность эмоциональных переживаний; неразви­тость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смеще­ние ценностных ориентации; несамокритичность и необъектив­ность; внешний локус контроля; разрыв между побуждением и действием; повышенную склонность к подражанию; предраспо­ложенность к измененным состояниям (тревожность); импульсив­ность поведения и пониженную толерантность.

Основная цель психокоррекционной работы — создание опти­мальных условий для тренировки механизмов совладания с пато­генными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эф­фективные формы психологической коррекции заключаются в про­ведении групповой психотерапии и в работе с родителями деви-антных подростков (Б.Д. Карвасарский).

Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое пове­дение; поиск путей семейной реадаптации; расширение времен­ной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными сло­вами, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрос­лому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего раз­вития.

Важным компонентом психокоррекционной программы явля­ется работа с семьей подростка. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; компенсировать блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной 1 Личности. Задача психолога — выяснить значение «симптома» внут­ри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование (Э. Г. Эйдемиллер).

Методика С.А.Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков основана на современном когнитивно-Поведенческом подходе. Формой психокоррекционной и психо-[ Диагностической работы в данной методике является клиническое интервью, которое решает следующие задачи.

/. Определение проблемного поведения

1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я по­нимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рас­сказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»

2. Степень тяжести проблемы:

а) Насколько эта проблема для вас представляет затруднения?

б) Как часто вы...?

Идентификация использования психоактивных веществ, коли­чество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое употребление^ появление синдрома зависимости; периодичность употребления.

При опросе родителей необходимо обратить внимание на следу­ющие моменты: не произошло ли снижение успеваемости за по­следнее время? Не изменились ли привычки и поведение подрост­ка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настрое­ния? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка?

У подростка выясняются сигналь/ надвигающейся наркомании:

1) неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта»;

2) стремление к самолечению: «У меня возникает желание при­нять лекарство или умереть»;

3) краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе пос­ле получения кайфа»;

4) обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике»;

5) компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;

6) рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о не­приятностях»;

7) отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители указывают на это»;

8) наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы»;

9) потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием нарко­тиков»;

10) аддиктивная система установок: «Я, другие наркоманы — мы особая каста».

3. Общие характеристики проблемы: <,•

а) длительность (как давно это происходит?);

б) распространенность (как обычно это происходит? В каких ситуациях?).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...