Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках
В начале XVII в. произошли большие изменения в землепользованиях. Такие изменения касались того, что многие земли незаконно приобретались и расхищались. В 1622г. был издан указ о сыске поместных окладов (земель), которые были получены в Смутное время, по которому были произведены описания большей части земель России, но в 1626г. здание Поместного приказа сгорело со всеми документами и архивами. Поэтому к середине XVII в. писцовые описания были начаты вновь. Большое значение при этом имело Соборное уложение 1649 г. Такой правовой акт стал первым сводом законов России, где межевание признавалось как самостоятельное юридическое действие. Соборное Уложение 1649г. называло два основных вида межевания: спорное и бесспорное межевание земель, еще не межеванных писцами; спорное и бесспорное восстановление межевых знаков. Уложение устанавливало меры взыскания за порчу межевых знаков, за нарушение границ землевладения и незаконное пользование землей, за неправильные действия межевщиков при спорных межеваниях. Определялся порядок отвода и раздела поместий, разрешения земельных споров, установления и восстановления границ. Межевые работы, которые были проведены в России в соответствии с Соборным Уложением 1649г., навели определенный порядок в землевладениях и землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земель и не закрепили прав всех помещиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680 по 1686 г., по наказам писцам 1680, 1683, 1684гг., было осуществлено новое валовое писцовое описание земель России. Межевание велось от уездных городов, постепенно распространяясь по волостям; границы землевладений устанавливались в натуре (на местности).
Границы обозначались различными способами, применяли столбы, деревья с тесаными гранями, рыли ямы, вырубали просеки, использовали также межники и границы живых урочищ. Записи осуществлялись в писцовых книгах. С технической точки зрения производилось только описание земель без изображения на бумаге землевладений и землепользовании в виде чертежей или планов. Это объяснялось тем, что в то время в России практически не было лиц, которые были знакомы с правильными геометрическими приемами и сложными землемерными инструментами. Вместе с тем писцовые описания принесли большую пользу государству и имели все признаки землеустройства. При их составлении писцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находились. Существовали также правила размещения новых дорог для проезда, для отвода и размежевания земель. С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра I (1682 - 1725) введена подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога разрушалась и служебная система Московского государства. С переходом при Петре I на постоянную армию она потеряла всякий смысл. Государство перестало выделять поместные оклады, заменив их денежным жалованием. Указом «О единогласии» от 23 марта 1714г. было полностью ликвидировано различие между вотчинами и поместьями. Их объединили, и они стали называться «недвижимой собственностью» или «имением». В это же время был ликвидирован Поместный приказ и на его базе была создана Вотчинная коллегия. Этому учреждению передавались права производства межеваний по указаниям Сената, правительства, частных лиц, а также все дела по оформлению недвижимого имущества и операциям с ним.
При Петре I появились усовершенствованные приемы межевой техники с применением астролябии и мерной цепи, которые впервые были использованы при размежевании земель в Ингерманландии - так называлась местность между Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями). Уменьшение объемов межевых работ, которое связано с ликвидацией поместной системы, привело к большому числу земельных беспорядков. В царском указе 1731г. отмечалось, что оставалось все же много земель, которые не были размежеваны, а те которые размежеваны, то границы между ними практически стерлись, а так как, границей служили ямы, деревья, т.е. естественные материалы, то они в конченом счете портятся и создается необходимость в новом размежевании с определением границ. Из - за этого стало происходить большое количество убийств, так как люди не могли поделить свои земли, из - за того, что границ практически уже не стало видно. В связи с этим встала острая необходимость в сплошном межевании. Такое межевание было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Только в мае 1754г. была утверждена «Инструкция межевщикам». При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь). С межеванием по инструкции 1754 г. было связано и возникновение в России первых специализированных учреждений, которые занимались исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве - губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии Основными задачами межевания являлись: производство ревизии всех земель с целью проверки прав на владение землей; осуществление «редукции», то есть вернуть в пользу государства земли, на которые их владельцы не могли представить оправдательных документов, так называемые примерные земли.
Примерными землями государство могло распоряжаться различными способами - отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно или по взаимному согласию перераспределяя между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российской истории. В ходе межевания с 1754 г. каждому замежевывалось лишь то количество земли, которое землевладелец мог оправдать документально. Примерная земля считалась только государственной или делилась между всеми владельцами, соединенными в одну округу. Ставилась цель - каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву. Общее и чересполосное землевладение уничтожалось принудительно даже при бесспорном владении землей. Этим обеспечивалось создание компактных участков, которые находились у конкретного землевладельца. По проведенным работам межевщик давал Вотчинной коллегии лишь краткий отчет. Многие из землевладельцев смотрели на межевание как на средство приобрести лишний участок. Некоторые из них, стремясь получить земли сверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельные споры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс размежевания. Межевщики в то время в большинстве своем не имели специального образования, необходимого запаса юридических знаний и опыта. По свидетельству комиссии о государственном межевании, которая рассматривала недостатки межевания по инструкции 1754г., «все владельцы стали быть подвержены во всем своем недвижимом имении, яко главнейшем состоянии своей жизни, под рассмотрение посылающихся многочисленных, разного количества и состояния, а совсем не практикованных в государственных делах, межевщиков, избирающихся из штаб - и обер-офицеров, состоящих более из молодых людей». По указанным причинам елизаветинское межевание 1754-1764гг. потерпело неудачу и не обеспечило решения поставленных задач. Начавшись в Московской губернии в 1754 г., оно уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмежевано только 50 дач (округов). Всего по России обмежевали 359 дач на площади 57 319 десятин. Такой результат был связан также с практически полным отсутствием специальных землемерных школ, общим недостаточным уровнем развития образования и культуры в то время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|