Глава 3 Формирование системы землепользования в условиях земельной реформы 90-х гг. XX века в России
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
К началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства и землепользования, которая способна выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель повышению их плодородия. Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики. Все это привело к необходимости земельной реформы, которая началась в 1990 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 была утверждена республиканская программа проведения земельной реформы, которая предусматривала ее организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» стал первым законодательным актом, который определил сроки и порядок реорганизации колхозов и совхозов. Для реализации новой земельной политики государства с использованием экономических методов был принят Закон РСФСР «О плате за землю» от 11 октября 1991 г., в который позднее вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. был введен в действие Закон «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю - продажу земли. В действующей Конституции РФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственность, а также ее отчуждение.
В целях создания условий для развития предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Правительство РФ 29 декабря 1991 г. приняло постановление «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а 4 сентября 1992 г. - Постановление «О порядке реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в соответствии с которыми была проведена перерегистрация всех сельскохозяйственных предприятий, осуществлено преобразование большинства из них в акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. Перечисленные законодательные акты, которые связаны с перераспределением и использованием земли, потребовали проведения большого объема землеустроительных работ, включая: передача земель в ведение сельской (поселковой) администрации; формирование земельных фондов специального назначения; отвод земель крестьянским хозяйствам, для личного подсобного хозяйства, под коллективные сады и огороды, для индивидуального жилищного и дачного строительства и т.д.; проведение землеустроительных работ на землях, которые реформируются сельскохозяйственными предприятиями; выдача документов на право собственности на землю; отвод земель при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, которые были уволены в запас из рядов Вооруженных Сил; межевание земель с установлением границ территорий с особым режимом и условиями использования (административно-территориальных образований, земель природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и др.);
создание общинно-родовых хозяйств в удаленных районах; установление обременении (сервитутов) в использовании земель правами третьих лиц с указанием границ обремененных земель, режима их использования и прав третьих лиц на ограниченное использование чужих земельных участков. Землеустроительные работы по передаче земель в ведение сельской (поселковой) администрации проводились на основании инструктивного письма РосНИИземпроекта (бывшего Росземпроекта) от 10 декабря 1990 г. № 67-5/68 «О проведении работ по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов». Целью было упорядочение, организация рационального использования и охраны земель в границах сельских населенных пунктов и их отграничения от других земель. В течение 1991 г. эти работы были проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов на основании соответствующих проектных проработок. В их распоряжение были переданы земли 153,3 тыс. населенных пунктов общей площадью 26,6 млн га, в том числе 17,7 млн га сельскохозяйственных угодий. В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР «О земельной реформе» проведено также формирование специального земельного фонда для последующего перераспределения и наделения земельными участками на площади 15 млн га. Формирование этого фонда шло по административным районам из тех земель, которые использовались не по целевому назначению, из земель неэффективного использования, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья. В ходе реорганизации колхозов и совхозов, их перерегистрации и установлении статуса новых хозяйств, были осуществлены новые виды землеустроительных работ по разграничению земель, которые находились в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с установлением площадей и местоположения земельных массивов: подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно; остающихся в государственной собственности; рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующего выкупа) членам коллективов, которые выходили из предприятий с целью создания крестьянских хозяйств, а также другим работникам этих хозяйств, которые объединялись в кооперативы, товарищества, акционерные общества;
для передачи или продажи другим гражданам и юридическим лицам. При разграничении земель, которые осуществлялись согласно Рекомендаций по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Роскомземом 27 февраля 1992 г., составлялись проекты землеустройства или перераспределения земель реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливалась среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, которая дифференцировалась по каждому хозяйству в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности по отношению к среднерайонному показателю. Такая норма определялась на основании Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», в соответствии с которым вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением тех земель, которые передавались в ведение местной администрации, делилась на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). Земельные участки, которые остались после бесплатной передачи в собственность гражданам, коллективам колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и акционерным обществам, были включены в фонд перераспределения земель района, границы которого также определялись с помощью землеустроителей. Общая площадь этого фонда на начало 1994 г. составила 66 млн га, в том числе 13,3 млн га сельскохозяйственных угодий. Земли фонда перераспределения использовались для последующей передачи их администрацией района в собственность, пользование, аренду гражданам и юридическим лицам для создания личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, и других целей, которые связаны с сельскохозяйственным производством.
В 1991-1994гг. было передано гражданам для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства 15,5 млн га. В результате к 1 января 1995 г. в собственности, владении и пользовании граждан России находилось 19,8 млн га земель, в том числе для ведения: садоводства и огородничества - I,8 млн га (22,4 млн семей); личного подсобного хозяйства - 5,7 млн га (16,5 млн семей); индивидуального жилищного строительства - 0,5 млн га (5 млн семей); дачного строительства - 0,02 млн га (0,1 млн семей). На 1 января 1995 г. в России функционировало 278,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 2,8 млн га. В результате перераспределения земель около 30 млн рабочих и специалистов реорганизованных колхозов и совхозов, пенсионеров и работников социальной сферы стали собственниками земельных долей площадью от 2 до 15 га, которые находились в коллективной совместной либо в коллективно-долевой собственности. В порядке оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям по реорганизации и приватизации земли было разработано 2150 землеустроительных проектов. В 1994 г. документы, которые удостоверяли право на землю, были выданы 11,7 млн граждан, из них 6 млн - собственникам земельных долей. В целом документы, удостоверяющие право на землю, получили 95,2 % сельскохозяйственных предприятий, 78,2 % несельскохозяйственных предприятий, 95,3 % крестьянских хозяйств, 73,8 % владельцев личных подсобных хозяйств, 45 % собственников индивидуальных жилых, дачных и гаражных строений, 56 % владельцев садовых участков, 61,5 % собственников земельных долей. В 1993 г. землеустроительной службой России была также проведена инвентаризация земель части населенных пунктов, уточнены границы 230 городов и поселков городского типа. Более чем 31 тыс. семей военнослужащих, беженцев, вынужденных переселенцев, в том числе переселяющихся из районов Крайнего Севера, получили земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В 1994г. более 17 тыс. хозяйств получили земельно-кадастровые карты, а проведенная по 470 административным районам инвентаризация земель позволила выявить дополнительно 1,5 млн га, пригодных для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства и для других целей. На Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере было создано 322 общинно-родовых хозяйства на площади 28,3 млн га, из которых 33 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья.
Вместе с тем, поскольку процесс перераспределения земель проходил ускоренными темпами, без должного учета требований землеустроительного проектирования, повсеместно нарушались устойчивость землепользования, сложившаяся организация территории, деформировались специализация и экономика хозяйств, не осуществлялись мелиоративные, природоохранные и противоэрозионные мероприятия. К началу земельной реформы в России практически по каждому сельскохозяйственному предприятию были разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства, имелись научно обоснованные системы ведения хозяйства и земледелия. По большинству административных районов были разработаны схемы землеустройства, а в областях, краях и республиках - схемы использования и охраны земель, противоэрозионных мероприятий. В результате массового перераспределения земель и реорганизации предприятии имеющиеся схемы и проекты землеустройства были нарушены; они нуждаются, как минимум, в существенной корректировке, а в большинстве случаев в полной переработке. Комплекс землеустроительных проектных работ приходится начинать заново с учетом изменившихся условий и требований. Для осуществления земельной реформы, организации землеустройства и перераспределения земель вместо Главного управления землепользования и землеустройства Министерства сельского хозяйства СССР, которое ранее руководило землеустроительными работами, в Российской Федерации в 1991 г. был создан специальный государственный орган Роскомзем (Госкомзем). Итак, земельная реформа вновь поставила на повестку дня вопрос об увеличении подготовки инженеров землеустроительного профиля и совершенствовании землеустроительного образования. Ключевым в области земельной политики стал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». В соответствии с этим документом земельные участки и все, что прочно с ними связано (инженерные сооружения, мелиоративные сети, многолетние насаждения, строения и другие объекты), отнесены к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранного, иного специального законодательства и рассматриваемого указа. Было определено также, что граждане и юридические лица - собственники земельных участков - имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Гражданам и юридическим лицам дано право образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков или долей (паев). В целях установления и защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, создания эффективной системы платежей за землю, осуществления государственного регулирования операций с землей и недвижимым имуществом 11 декабря 1993г. Президентом РФ был издан Указ № 2130 о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость. В частности, была установлена единая система государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость на всей территории России. В настоящее время землеустройство и межевание регулируют такие нормативно - правовые акты, как Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2013) «О государственном кадастре недвижимости» и многие другие.
Заключение
Землеустройство и межевание за всю историю своего развития претерпела различные изменения. Такие изменения связаны прежде всего с развитием, как самого общества, так и государства. Что бы дойти до модели правового, демократического государства, Россия прошла не мало этапов своего становления, имела как взлеты, так и падения. Землеустройство так же претерпевало ряд изменений. В самом начале своего развития, как правового института, землеустройство находилось в руках самих людей, т.е. они оседали на определенной территории и пользовались земельными ресурсами, обрабатывали земли производили продукцию. Как такого межевания тогда не было, границы территории определенной общины определяли реки, ручьи, ложбины. Уже намного позже, встала необходимость в межевании территорий земли, во избежание конфликтов. Межевание приобрело силу только в 16-17 веках. Далее межеванию стали уделять намного больше внимания. Земли делились между феодалами, помещиками, монастырями, церквами. За все эти земли, владельцы платили налоги. Кроме того, помещик имел право из своих земель, выделить определенный участок крестьянам, но за это они платили ему налог. В связи с распределением земель и наделением некоторых лиц определенным участком земли, остро встала необходимость в учете таких земель, т.е. в переписи. В учетные книги заносились все сведения не только о земле, но и о собственнике такой земли. Перепись земельных участков и их собственников, сыграло большую и очень важную роль для экономики страны. Вообще за всю историю России, проводилось не мало земельных реформ. Такие реформы проводились Петром 1, Елизаветой Петровной. Но самая главная и наиболее важная реформа была проведена Столыпиным П. А. Хотя она и не нашла полного признания и можно сказать не реализовалась так, как должна была, но первые шаги все же были сделаны. Такие шаги были сделаны в том, что крестьяне стали иметь право на бесплатные участки земли, определенного размера. Столыпинская аграрная реформа, проводилась всего 8 лет, а по его расчетам должна была проводиться 20 лет, для того, чтобы достичь всех ее целей. В начале 90 - х годов, происходит новая земельная реформа, которая затронула земли, принадлежащие государству. Во времена СССР, практически все земли принадлежали только государству. Это не соответствовало новой модели экономике. В связи с данной реформой, были распущены все колхозы и совхозы, а земли, принадлежащие им были бесплатно раздарены людям, которые стали иметь право собственности на них. Те же земли, которые остались в ведении местных администраций, стали сдаваться в аренду гражданам для сельскохозяйственных целей.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) .Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013), (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.09.2013) // Российская газета, N 211-212, 30.10.2001. .Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Российская газета, N 137, 27.07.2002 .Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» // Российская газета, N 165, 01.08.2007 .Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 02.01.1992, N 1, ст. 53 .Указ Президента РФ от 02.03.1992 N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ, 12.03.1992, N 11, ст. 561 .Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 01.11.1993, N 44, ст. 4191. .Указ Президента РФ от 11.12.1993 N 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ", 13.12.1993, N 50, ст. 4868, .Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 (ред. от 28.04.1993) «О земельной реформе» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 26, ст. 327. .Постановление Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 // СПС Консультант плюс .Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат, 1991г. .Варламов А.А. История земельных отношений и землеустройства. М.: «Колос», 2000г. .Волкова Н.А. Земельное право. Учебник. 7-е издание. Изд. «ЮНИТИ-ДАНА», 2013г. .Вехи российского землеустройства: Время, события, люди/Сост.: С.Н. Волков.-М.:ГУЗ,2000г. .История землеустройства и инвентаризации в России А.Г. Анисимов, А.Н. Медведь, С.В. Гришачев, С.В. Покровская. Изд. «Деловые Консультации», 2009г. .Коцонис Я. Как крестьян делали отсталыми. - М.: «Новое литературное обозрение», 2006г. .М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное Уложение 1649 года М., Изд-во Моск. ун-та, 1961г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm .Нуприенкова А.В. Землеустройство вчера и сегодня // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013г. N 2. .Пахомчик С. А., Петуховский С. Л. Столыпинскан аграрная реформа и развитие производительных сил Сибири: Монография. Омск: ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012г. .Ялбулганов, А.А. Российское законодательство о землеустройстве: Основные этапы развития //Правоведение. -2005г. - № 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|