Создание условий для восстановления и закрепления знаний и умений, полученных в первом классе.
Учебник - с. 3-5,
тест 1 (с. 3-5),
р/т № 1 - № 1-3 с. 3-5
Умение пользоваться полученными в первом классе предметными знаниями и умениями.
Учебник –
с. 3-5
р/т № 1
с. 5 № 3
Работа № 2
(с. 10-11)
Стартовая диагностика.
Свойства живых существ.
Урок повторения и систематизации.
Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Знакомство с источниками информации об окружающем мире, свойствами живых существ.
Знание понятий: учебный, научно-популярный и художественный текст, иллюстрация, собственные наблюдения, опыт, предметная модель, условный знак, схема.
Работа № 2
р/т № 1 с.6
№ 4,5
Тела окружающего мира
Урок формирования умений и навыков.
Как ученые называют окружающие предметы.
Какими могут быть источники информации о них, какими способами её представляют. Определение, к какой части окружающего мира относится человек.
Учебник - с.6-7,
работа № 1(с. 6-7)
Знание понятия:
Тело, тела природы, изделия человека, источники информации (иллюстрация, текст, схема, таблица, опыт, модель, собственные наблюдения)
Учебник - с.6-7
р/т № 1
№ 6 с. 7
Человек – часть живой природы
Урок формирования умений и навыков.
К какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство.
Чем человек отличается от других живых существ.
Учебник - с. 8-12 (п 1-3)
Работа 2 (с. 10-11)
р/т № 1 – с.8 -9
№ 7-9
Знание понятий: человек часть живой природы, разумное существо.
Учебник - с. 8-12 (п 1-3)
р/т № 1 – с.8
№ 8
Человек – разумное существо.
Урок повторения.
Выяснение отличий человека от других животных.
Учебник – с. 12-14
(п.4-5)
Тест 2 (с. 8-9)
р/т № 1 – с. 10 № 10-12
Знание понятий: человек как часть живой природы, разумное существо.
Умение называть признаки живого организма.
изобретение, изобретатель, средство передвижения, бытовая техника, инструменты, научные приборы.
Умение использовать в речи эти понятия.
Учебник – с. 12-14
(п.4-5)
р/т № 1 – с. 11 № 11
Здоровье человека. Значение природы для здоровья.
Урок изучения нового материала.
Выяснение значения понятия «здоровье». Обсуждение проблемы: что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. Исследование вопроса «Кого называют закалённым человеком? Как им стать?»
Учебник – с. 15-18
р/т № 1 с. 12-13
№ 13-18
Знание понятий: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, моржевание, режим дня.
Умение составить режим дня, соблюдать его, выявлять признаки здорового образа жизни.
Учебник – с. 15-18
р/т № 1 с. 12-13
№ 17,18
Органы чувств, их гигиена.
Гигиена зрения.
Комбинированный урок.
Обсуждение проблемы: чем важны органы чувств, какую информацию об окружающем мире можно получить с их помощью, что опасно для их здоровья.
Как беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, как оказать первую помощь при небольших травмах.
Исследование вопроса «Как сохранять остроту зрения?»
Учебник – с. 19-21
р/т № 1 с. 14-16
№ 19-25
Знать: функции органов чувств (органов зрения), правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах.
Умение составлять правила сохранения здоровыми органов зрения.
Учебник – с. 19-21
С. 21 правила (карточка)
Органы чувств, их гигиена.
Комбинированный урок.
Обсуждение проблемы: чем важны органы слуха, какую информацию об окружающем мире можно получить с их помощью, что опасно для их здоровья.
Как беречь органы слуха, как сохранять остроту слуха, как оказать первую помощь при небольших травмах.
Исследование вопроса «Как сохранять остроту слуха?»
Учебник – с. 22-24
р/т № 1 с. 14-16
№ 19-23
Знать: функции органов чувств (органов слуха), правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах.
Умение составлять правила сохранения здоровыми органов слуха.
Практическая работа«Проверка остроты слуха» (опыты № 1-3, с. 22-23)
Учебник – с. 22-24
С. 24 – правила (карточка)
Органы чувств, их гигиена.
Комбинированный урок.
Как беречь органы чувств, как сохранять остроту зрения, слуха и чувствительность кожи, как оказать первую помощь при небольших травмах.
Исследование вопроса «Чувствительность кожи»
Учебник – с. 25-28
р/т № 1 с. 14-16
№ 19-25
Знать: функции органов чувств (органов кожи), правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах.
Умение составлять правила сохранения здоровой кожи.
Обсуждение проблемы «Почему плохо быть грязнулей? Почему чистота важна для здоровья». Что такое личная гигиена.
Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.
Учебник – с. 29-31
р/т № 1 с. 15 № 24, 25
Знание понятия: болезнетворные микробы; правила ухода за кожей.
Уметь применять полученные знания на практике.
Учебник – с. 29-31
Рисунок – «Чистюля и грязнуля»*
Зелёная аптека
Урок формирования умений и навыков.Урок - проект
Какое значение имеют растения для природы, человека.
Какие растения помогают человеку справиться с болезнями.
Как правильно собирать лекарственные растения, о чём надо помнить при этом.
Учебник – с. 32-35
Знание понятий: лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение, правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств.
Учебник – с. 32-35
Сообщение* о лекарственном
растении
Азбука безопасного поведения.
Урок формирования умений и навыков.
Знакомство с опасностями, подстерегающими человека в природе. Обсуждение проблемы «Что может быть опасным в природе и дома?»
Учебник – с. 36-41
Работа № 3
р/т № 1 с. 16-17
№ 26-27
Знать правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.
Уметь применять полученные знания на практике.
Учебник – с. 36-41
Азбука безопасного поведения.
Урок формирования умений и навыков.
Знакомство с опасностями, подстерегающими человека в природе. Повторение: «Что может быть опасным в природе и дома?»
Исследование вопроса «Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми?»
Учебник – с.42-44
Тест № 3
р/т № 1 с. 17 № 28
Знать правила безопасного поведения в природе, дома, на улице.
Уметь применять полученные знания на практике.
Домашний тест по всей теме «Человек и его здоровье»
Обобщающий, контрольный урок по теме I «Человек и его здоровье»
Урок применения знаний, умений и навыков.
Итоговый контроль.
Проверка наличия необходимого минимума умений, знаний по теме и применения их в практической ситуации.
Знать основные понятия по теме, обладать необходимыми практическими жизненными навыками.
Тест для самоконтроля и самооценки
Тема II
Человек и общество (10 часов)
Человек – член общества.
Урок изучения нового материала.
Что даёт человеку природа. Что такое общество. Что люди делают сообща. Какими должны быть правила поведения в обществе. Что значит, быть человеком, полезным обществу.
Учебник – с.45-48
Знание понятий: человек – общественное существо, условия благополучия общества, общественный порядок
Учебник – с.45-48
Разнообразие профессий людей.
Урок изучения нового материала.
Что такое профессия. Что человек научился делать, что изобрёл, чтобы облегчить вой труд.
Чем важны профессии учителя, эколога.
Учебник – с. 49-51
р/т № 1 с. 18
№ 1-4, с. 26-27 № 19,20
Труд, профессия, мастерство, искусство, формы представления окружающей действительности (литература, театр, музыка, художественные полотна); эколог, экологическая проблема.
Учебник –
с. 49-51
Сообщение о современных профессиях (профессиях своих родителей)
Как мы общаемся.
Урок формирования умений и навыков.Урок - проект
Выяснение, для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать.
Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах.
Учебник – с. 52-56
Общительный человек, умение вести беседу; язык мимики и жестов; правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми
Учебник – с. 52-56
выводы
Правила этикета
Урок формирования умений и навыков.
Выяснение, для чего люди общаются. Какими бывают формы общения. Какого человека называют культурным, как им стать.
Какие правила этикета надо соблюдать в общественных местах.
Учебник – с. 57- 62
р/т № 1 с. 20 № 5
Общительный человек, умение вести беседу; язык мимики и жестов; правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми
Учебник – с. 57- 62
Физическая и духовная красота человека.
Урок формирования умений и навыков.
Обсуждение вопроса: какого человека можно назвать красивым, как им стать.
Учебник – с. 63-66,
р/т № 1 с. 20
№ 6,7,8
Знание понятий: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера.
Настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять эмоциями.
Учебник –
с. 63-66, выводы,
рисунок духовно и физически красивого человека*
р/т № 1 с. 20
№ 9,10
Настроение. Эмоции.
Урок формирования умений и навыков.
Когда у человека бывает хорошее настроение, почему оно может испортиться. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми.
Учебник – с. 67-69
Тест № 4 с. 16
р/т № 1 с. 22
№ 11, 12
Знание понятий: настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять эмоциями.
Учебник – с. 67-69,
Рисунки разных эмоций
Друзья, их значение в жизни людей.
Комбинированный урок.
Обсуждение вопросов: кого можно назвать другом, как поступают настоящие друзья.
Учебник – с. 70-73
Знание понятий: друг, дружба, дружный коллектив.
Учебник –
с. 70-73
Семья. Родственники.
Урок формирования умений и навыков.
Обсуждение вопросов, что такое семья, какими бывают семьи, кого называют родственниками. Как составить родословную семьи.
Что такое проектная работа, как её выполняют и как представляют результаты своих исследований.
Учебник – с. 74-79
р/т № 1 с. 24
№ 13, 14,15
Знание понятий: семья, фамилия, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная.
Учебник –
с. 74-79
родословная семьи (проектная работа)- с. 30 р/т № 1 № 24
р/т № 1 с. 24 № 16
Семейные заботы и традиции.
Комбинированный урок.
Обсуждение вопросов: какую семью можно назвать дружной, какие есть обязанности у членов семьи.
Что такое семейные традиции, какими они могут быть.
Учебник – с. 80-86
Тест № 5 с. 19
р/т № 1 с. 25 № 17, 18, 21, 22,23
Знание понятий: забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, мужские и женские;
Семейная традиция, реликвия, потомственная профессия.
Умение составлять родословную своей семьи.
Проект «Традиции моей семьи»
Обобщающий урок по теме: «Человек и общество».
Контроль знаний.
Комбинированный урок.
Проверка наличия необходимого минимума умений, знаний по теме и применения их в практической ситуации.
Знать основные понятия по теме, обладать необходимыми практическими жизненными навыками.
Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию.
Тест для самоконтроля и самооценки
Тема III
Природа вокруг тебя (29 часов)
Кто и как изучает природу.
Урок обобщения и систематизации.
Исследование вопроса: как человек познаёт природу. Выяснение, кто такие учёные, какими способами они изучают природу.
Учебник – с.87-91
р/т № 1 с. 31 № 1
Знание понятий: наука, учёный, способы познания, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, наблюдения, приборы для наблюдений и измерений, опыт, законы природы.
Домашние опыты –
С.91 № 1-3
Учебник – с.87-91
Природные тела и явления.
Урок изучения нового материала.
Знакомство с понятиями, которые учёные называют телом и природным явлением. Исследование вопроса «Какие природные явления происходят в неживой и живой природе?»
Учебник – с.92-95
Тест № 6 с. 22
р/т № 1 с.31-32 № 2-5
Знание понятий: явление, тело; метод наблюдения – основной метод познания природы.
Умение вести наблюдение за объектами природы.
Домашний опыт(см. р/т № 1 с. 33 № 6,7,8)
Учебник – с.92-95
р/т № 1 с. 33 № 6,7,8
Разнообразие облаков.
Формирование умений и навыков.
Знакомство детей с понятием «облака», организация наблюдения за тем, из чего состоят облака, почему и как они образуются. Проведение сравнения тумана и облака, нахождение отличий и сходств.
Учебник – с. 96-97
Работа № 4 с. 24
р/т № 1 с. 34-35 № 9-11
Знание понятий: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака.
Умение вести наблюдение за объектами природы.
Учебник – с. 96-97
р/т № 1 с.35 № 12
Гроза. Безопасное поведение во время грозы.
Формирование умений и навыков.Урок - презентация
Выяснение вопроса: что такое гроза, чем она опасна. Обсуждение ситуаций: как ведут себя растения и животные перед грозой, что придумали люди, чтобы обезопасить свои дома от молнии, всегда ли растения, животные и люди рады дождю, чем опасен град.
Знание понятий: молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град; правил безопасного поведения во время грозы.
Уметь применять полученные знания на практике.
Рисунки правил, которые необходимо соблюдать при грозе
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Урок изучения нового материала.
Знакомство с понятием «источник света и тепла». Исследование вопросов: что такое Солнце, расстояние от Земли до Солнца, каковы размеры Солнца (почему мы видим Солнце небольшим кругом).
Учебник – с. 98-103
р/т № 1 с. 36 № 13-16
Знание понятия: космическое тело, звезда; Солнце – ближайшая к Земле звезда,
умение соотносить реальные и видимые размеры и расстояния.
Умение вести наблюдение за объектами природы.
Учебник – с. 98-103
Солнце и жизнь.
Урок обобщения и систематизации.
Выяснение вопроса
Какое значение имеет Солнце для природы и людей; всегда ли Солнце оказывает положительное влияние на живую природу; Обсуждение того, как беречься от жарких солнечных лучей.
Учебник – с. 98-103
р/т № 1 с.37 № 17
Знание понятия: загар; положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы, правил безопасного пребывания на солнце.
Умение заботиться о своём здоровье.
Учебник – с. 98-103
Звёзды и созвездия.
Урок изучения нового материала.
Все ли звёзды одинаковые. Чем различаются звёзды? Почему они разного цвета. Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Что такое созвездие.
Учебник – с. 104-108
р/т № 1 с. 37 № 18, 19
Знание понятий:
Представление о разнообразии звёзд, их цвета, чем определяется цвет звезды, созвездие, расстояние до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; наиболее яркие и хорошо наблюдаемые созвездия.
Умение вести наблюдение за объектами природы.
Учебник – с. 104-108
р/т № 1 с.38 № 20
Кометы, метеоры, метеориты.
Комбинированный урок.
Знакомство с космическими телами, которые называют небесными «гостями». Определение, насколько часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от планет и звёзд.
Учебник – с. 109-110
Промежуточная работа. Контроль предметных знаний, метапредметных умений.
Урок контроля знаний.
Проверка наличия необходимого минимума умений, знаний по теме и применения их в практической ситуации.
Знать основные понятия по теме, обладать необходимыми практическими жизненными навыками.
Земля – планета. Форма Земли.
Урок формирования умений и навыков.
Чем планеты отличаются от звёзд. К каким космическим телам относится Земля, какова её форма, размеры.
Когда люди окончательно убедились в том, что Земля имеет шарообразную форму.
Часть 2
Учебник – с. 3-7
р/т № 2 с.3 № 1-2
Знание понятий: Земля как планета – холодное космическое тело шарообразной формы, космонавт, космический корабль.
Учебник – с. 3-7
Движение Земли.
Комбинированный урок.
Определение того, что является причиной смены дня и ночи. Выяснение вопроса, почему сменяются времена года. Рассмотрение вариантов, какой должна быть модель Земли.
Учебник – с.8-10
р/т № 2 с. 3 № 3, № 4
Знание понятий: глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период обращения Земли вокруг Солнца.
Умение выполнять практические задания по теме урока.
Учебник – с.8-10
Луна – естественный спутник Земли.
Урок изучения нового материала.
Обсуждение вопроса: почему меняется форма видимой Луны (вид Луны в течение месяца). Выяснение, является ли Луна источником света и тепла. Определение, что такое естественный спутник, какими ещё бывают спутники Земли.
Чем различаются Солнце и Луна.
Учебник – с. 11-13
р/т № 2 с.4 № 5, 7
Знание понятий: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли.
Умение вести наблюдение за объектами природы.
Учебник – с. 11-13
р/т № 2 с.4 № 6,8*
Исследования
Луны. Человек на Луне.
Урок формирования умений и навыков.
Выяснение вопроса: почему на Луне видны светлые и тёмные пятна, какова поверхность Луны; с помощью чего и как исследуют Луну; какой видна Земля на лунном небе.
Учебник – с. 14-15
р/т № 2 с. 5 № 9-13
Знание понятий: лунная поверхность – равнины и возвышенности; автоматическая станция, луноход, астронавт.
Учебник – с. 14-15
р/т № 2 с. 8 № 14
Планеты, движущиеся вокруг Солнца.
Урок изучения нового материала.
Есть ли другие планеты в космосе. Похожи ли они на Землю. Движутся ли другие планеты вокруг Солнца? Какая особенность у планеты Земля.
Учебник – с. 16-17
р/т № 2 с.9 № 15, 16
Знание понятий: девять планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия; астероиды – малые планеты.
Умение выделять отличительные особенности планеты Земля.
Учебник – с. 16-17
Подготовиться к поверочной работе (по вопросам
)
Разнообразие
космических тел.
Обобщающий урок.
Комбинированный урок.Проверка знаний
Обобщение знаний по теме «Небесные тела». Проверка умений различать небесные тела и классифицировать их.
Анализ успешности формирования УУД.
Тест № 7 с. 26
Работа № 5 с. 28
Проверка усвоения следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты.
Умение применять свои знания на практике.
Поверхность
Земли. Материки и океаны.
Урок изучения нового материала.
Знакомство с наукой географией, что она изучает. Что называют её вторым языком. Выяснение способов изображения земной поверхности на глобусе и карте. Определение двух видов земной поверхности, которые преобладают на планете Земля. Исследование количества материков и океанов на Земле.
Учебник – с. 18-23
р/т № 2 с. 10 № 17, 18
Знание понятий: география, карта, глобус, условные обозначения на картах (легенда карты), материк, океан, остров, полуостров; Умение работать с картой.
Учебник – с. 18-23
вывод
Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними.
Комбинированный урок.Урок - проект
Знакомство с формами суши, которые преобладают на земной поверхности. Определение значения понятия «равнина», какой она бывает. Что такое холм, овраг. Как называют искусственные холмы, для чего их используют люди.
Учебник – с. 24-27
р/т № 2 № 19-21
Знание понятий: формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнина, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами.
Умение давать характеристику различным формам суши, которые преобладают на земной поверхности.
Учебник – с. 24-27
Макет холма*
р/т № 2 № 22
Горы, их разнообразие.
Виртуальная экскурсия.
Урок формирования умений и навыков.
Исследование вопросов: какими бывают горы, как их изображают на карте, как называются части горы, какими они бывают.
Учебник – с. 28-30
р/т № 2 № 23-24
Знание понятий: гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор.
Умение находить горы на карте.
Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Что добывают в горах, где используют горные породы. Обсуждение проблемы: чем опасны горы.
Учебник – с. 31-34
р/т № 2 № 26, 27
Знание понятий: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; правила безопасного поведения в горах.
Учебник – с. 31-34
Экскурсия.
Формы суши родного края.
Урок-экскурсия.
Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике.
Обобщение изученного в этом разделе, проверка усвоения основных понятий и универсальных учебных действий.
Тест № 8 с. 30
Работа № 6 с. 33
Знание основных понятий, подлежащих контролю: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист.
Умение составлять правила безопасного поведения в горах.
Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей.
Виртуальная экскурсия по планете Земля.
Комбинированный урок.
Знакомство с понятием «водоём». Выяснение, какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан.
Учебник – с. 35-38
р/т № 2 № 29,31,32
Знание понятий: Мировой океан, водоём, океан, море, морская вода, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море.
Какую воду называют пресной. Виды пресных водоёмов.
Учебник – с. 39-40
р/т № 2 № 34
Знание понятий: существенный признак пресной воды, отличия пресных водоемов, их названия.
Учебник – с. 39-40
Река, её части. Значение рек для людей.
Урок формирования умений и навыков.Урок - проект
Определение понятия «река». Части реки. Какими могут быть реки.
Обсуждение вопроса: чем важны реки для людей, чем они опасны.
Искусственные водоемы, их значение.
Учебник – с. 41- 43
р/т № 2 № 35-37
Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, части реки - исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция.
Искусственные водоемы.
Правила поведения при наводнениях. Умение различать части реки.
Учебник – с. 41- 43, схема частей реки*
Озёра, пруды, болота.
Комбинированный урок.
Исследование вопросов: чем различаются пресные водоёмы, чем озеро отличается от пруда, от болота.
Учебник – с. 44-47
р/т № 2 - № 38-41
Знание понятий: естественные и искусственные водоёмы, озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото – переувлажненный участок суши, Умение различать пресные водоёмы.
Учебник – с.44-47
р/т № 2 - № 42-43
Байкал – жемчужина России.
Виртуальная экскурсия.
Комбинированный урок.
Какие озёра самые большие и самые глубокие на Земле.
Где на Земле находятся самые большие запасы пресной воды.
Учебник – с. 48-49
Знание понятий: естественные и искусственные водоёмы Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах.
Учебник – с. 48-49
Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.
Урок обобщения и систематизации.
Определение проблемы значения пресной воды для природы и человека.
Много ли запасов на Земле питьевой воды, из каких источников её берут.
Обсуждение вопроса сохранения чистоты водоёмов с питьевой водой.
Учебник – с.50-52
р/т № 2 - № 44-47
Знание понятий: питьевая вода, водопой, питьевой колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды.
Умение выделить основные проблемы сохранения чистой питьевой воды.
Опыт «Фильтрование воды».
Учебник – с.50-52, вывод
Экскурсия.
Водоёмы родного края.
Урок-экскурсия.
Наблюдение разных видов водоёмов своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике.
Обобщение знаний по теме «Водоёмы», проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.
Тест № 9 с. 35
Работа № 7 с. 38
Знание основных понятий: естественный и искусственный водоём, океан, море, река, исток, приток, устье, озеро, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище, пруд, канал; правила безопасного поведения на воде.
Тема IV
Наша Родина – Россия (7 часов)
Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство.
Комбинированный урок.
Знакомство с понятиями: «малая родина» и «Родина». Выяснить, чем отличается Россия от других стран мира, чем различаются народы разных национальностей.
Кого называют гражданином России.
Учебник – с.53-58
р/т № 2 - № 1-3
Знание понятий: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край.
Учебник – с.53-58
Российская Федерация, её государственные символы.
Урок формирования умений и навыков.
Знакомство с понятием «государство», его названием, властью. Выяснить, что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть государственные границы, кто их охраняет.
Учебник – с.59-61
Знание понятий: Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, армия, Президент, герб, флаг, гимн России.
Учебник – с.59-61
Конституция – основной закон государства. Государственные праздники.
Урок обобщения и систематизации.
Знакомство с понятием «закон». Где записаны законы государства. Кто является главой государства.
Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник.
Учебник – с.62-67
р/т № 2 - № 4
Знание понятий: президент закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, ребенка; международный, государственный, национальный, профессиональный и семейный праздники и др.
Умение использовать полученные знания на практике.
Учебник – с.62-67
Москва – столица России.
Российские города. Крупнейшие города-миллионеры, города-герои.
Виртуальная экскурсия.
Урок формирования умений и навыков.Урок - проект
Исследование вопроса: всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славится Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород.
Много ли городов в России, чем примечательны некоторые из них. Как дают имена городам. В честь кого могут называть города. Какие города получили назв