МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. Теоретическая часть
Стр 1 из 11Следующая ⇒
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Канаш 2022
Введение
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине «Материаловедения» предназначены для студентов среднего профессионального образования по специальности 26. 02. 06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» В данном методическом пособии приведены указания по выполнению практических и лабораторных работ по темам дисциплины, указаны темы и содержание лабораторных и практических работ, формы контроля по каждой теме и рекомендуемая литература. Данные рекомендации способствуют развитию общих и профессиональных компетенций, постепенному и целенаправленному развитию познавательных способностей. В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен уметь: ˗ выполнять механические испытания образцов материалов; ˗ использовать физико-химические методы исследования металлов; ˗ пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; ˗ выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен знать: ˗ основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; ˗ наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; ˗ правила применения смазывающих и охлаждающих материалов; ˗ основные сведения о металлах и сплавах; ˗ основные сведения о неметаллических, прокладочных, - уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.
Лабораторные и практические работы позволят сформировать практические навыки работы, профессиональные компетенции. Они входят в структуру изучения учебной дисциплины «Материаловедения», после изучения темы: 1. 1. «Основные сведения о металлах и сплавах», 1. 2 «Железоуглеродистые сплавы», 1. 3 «Цветные металлы и сплавы». Лабораторные и практические работы представляют собой элемент учебной дисциплины и оцениваются по критериям, представленным ниже: Оценка «5» выставляется студенту, если: ˗ тематика работы соответствует заданной, студент показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу; ˗ работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя; ˗ объем работы соответствует заданному; ˗ работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем. Оценка «4» выставляется студенту, если: ˗ тематика работы соответствует заданной, студент допускает небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе; ˗ работа оформлена с неточностями в оформлении; ˗ объем работы соответствует заданному или чуть меньше; ˗ работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже, но не более, чем на 1-2 дня. Оценка «3» выставляется студенту, если: ˗ тематика работы соответствует заданной, но в работе отсутствуют значительные элементы по содержанию работы или тематика изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса; ˗ работа оформлена с ошибками в оформлении; ˗ объем работы значительно меньше заданного; ˗ работа сдана с опозданием в сроках на 5-6 дней. Оценка «2» выставляется студенту, если: ˗ не раскрыта основная тема работы; ˗ работа оформлена не в соответствии с требованиями преподавателя; ˗ объем работы не соответствует заданному; ˗ работа сдана с опозданием в сроках больше 7 дней.
Лабораторные и практические работы по своему содержанию имеют определенную структуру, предлагаем рассмотреть ее: ход работы приведен в начале каждой практической и лабораторной работы; при выполнении практических работ студентами выполняется задание, которое указано в конце работы (пункт «Задание для студентов»); при выполнении лабораторных работ составляется отчет по ее выполнению, содержание отчета указано в конце лабораторной работы (пункт «Содержание отчета»). При выполнении лабораторных и практических работ студентами выполняются определенные правила, рассмотрите их ниже: лабораторные и практические работы выполняются во время учебных занятий; допускается окончательное оформление лабораторных и практических работ в домашних условиях; разрешается использование дополнительной литературы при выполнении лабораторных и практических работ; перед выполнением лабораторной и практической работы необходимо изучить основные теоретические положения по рассматриваемому вопросу.
Практическая работа № 1 (2 часа) «Физические свойства металлов и методы их изучения»
Цель работы: изучить физические свойства металлов, методы их определения. Ход работы: 1. Ознакомьтесь с теоретическими положениями. 2. Выполните задание преподавателя. 3. Составьте отчет в соответствии с заданием.
Теоретическая часть К физическим свойствам относятся: плотность, плавление (температура плавления), теплопроводность, тепловое расширение. Плотность - количество вещества, содержащееся в единице объема. Это одна из важнейших характеристик металлов и сплавов. По плотности металлы делятся на следующие группы: легкие (плотность не более 5 г/см3) - магний, алюминий, титан и др; тяжелые - (плотность от 5 до 10 г/см3) - железо, никель, медь, цинк, олово и др. (это наиболее обширная группа); очень тяжелые (плотность более 10 г/см3) - молибден, вольфрам, золото, свинец и др. В таблице 1 приведены значения плотности металлов. Таблица 1 Плотность металлов
Температура плавления - это температура, при которой металл переходит из кристаллического (твердого) состояния в жидкое с поглощением теплоты. Температура плавления металлов лежат в диапазоне от − 39 °C (ртуть) до 3410 °C (вольфрам). Температура плавления большинства металлов (за исключением щелочных) высока, однако некоторые «нормальные» металлы, например олово и свинец, можно расплавить на обычной электрической или газовой плите. В зависимости от температуры плавления металл подразделяют на следующие группы: легкоплавкие (температура плавления не превышает 600 oС) - цинк, олово, свинец, висмут и др.; среднеплавкие (от 600 oС до 1600 oС) - к ним относятся почти половина металлов, в том числе магний, алюминий, железо, никель, медь, золото; тугоплавкие (более 1600 oС) - вольфрам, молибден, титан, хром и др. При введении в металл добавок температура плавления, как правило, понижается. Таблица 2 Температура плавления и кипения металлов
Теплопроводность - способность металла с той или иной скоростью проводить теплоту при нагревании. Электропроводность - способность металла проводить электрический ток. Тепловое расширение - способность металла увеличивать свой объем при нагревании. Гладкая поверхность металлов отражает большой процент света - это явление называется металлическим блеском. Однако в порошкообразном состоянии большинство металлов теряют свой блеск; алюминий и магний, тем не менее, сохраняют свой блеск и в порошке. Наиболее хорошо отражают свет алюминий, серебро и палладий - из этих металлов изготовляют зеркала. Для изготовления зеркал иногда применяется и родий, несмотря на его исключительно высокую цену: благодаря значительно большей, чем у серебра или даже палладия, твёрдости и химической стойкости, родиевый слой может быть значительно тоньше, чем серебряный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|