Как легитимизация спекулятивного капитала
Ватикан активно ратует за "моральную экономику", но как он ее понимает в реальности, хорошо демонстрирует его собственная финансовая деятельность. По данным ряда исследователей, Банк Ватикана (ИДР), капитал которого по итогам 2008 г. равнялся 5 млрд. евро, и сегодня занимается активным отмыванием денег. В недавних расследованиях "London Telegraph" и "Inside Fraud Bulletin" Ватикан упоминается в качестве одного из главных "налоговых райков" наряду с Макао и Науру. В силу действующей системы многонационального финансового управления ИДР позволяет различного рода религиозным организациям хранить их средства в безопасности и избегать любого блокирования или конфискации со стороны недружественного правительства. В этих условиях религиозные организации, в особенности итальянские, могут использовать свои банковские счета, чтобы помочь своим спонсорам избежать регламентирования их деятельности или вывести деньги за рубеж, а поскольку их насчитывается сотни, контролировать все эти злоупотребления не представляется возможным. Так что Ватикан активно проводит офшорные операции, не являясь формально офшорной юрисдикцией, что делает его недоступным для какого-либо регламентирования и защищенным от попадания в черные списки. В конце сентября 2009 года новым главой ИДР вместо Калойа стал Готти Тедески, возглавлявший с 1992 г. итальянское подразделение испанского Банка Сантандер. Обозреватели выделили несколько причин, по которым выбор пал именно на него. Тедески близок к госсекретарю Ватикана Тарчизио Бертоне, которому оказал значительную помощь в наведении порядка в церковных финансах. Далее, по данным некоторых источников, он является членом "Опус Деи" (супернумерарием). В свое время он основал собственный банк Akros Finanziaria совместно с членом ордена Жанмарио Ровераро, считавшимся долгое время одной из самых важных фигур финансового католического мира (был убит при невыясненных обстоятельствах в 2006 г.) и сотрудничал с другим опусдеистом, крупным банкиром Джузеппе Гарофано, бывшим президентом Montedison. В отличие от обоих друзей-банкиров, оказавшихся замешанными в крупных финансовых скандалах, Тедески удалось построить свою карьеру, не совершив никаких компрометирующих его действий. Он работает также советником банка Sanpaolo IMI и Палаты вкладов и ссуд, куда был приглашен своим другом, министром экономики Италии Джулио Тремонти. Наконец, он является экономическим обозревателем официальной газеты Св. Престола L'Osservatore Romano и известен как крупный специалист по финансовой этике, которую преподает в Миланском Католическом университете. Тедески автор популярной книги "Деньги и рай, глобальная экономика и католический мир" (написанной совместно с журналистом и писателем Рино Каммиллери), в которой отстаивает "превосходство капитализма, вдохновленного христианской моралью, над капитализмом протестантского толка".
Именно Тедески инициировал "революционную" идею, изложенную в январском номере L'Osservatore Romano за 2009 г. и повторенную тогдашним премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном в его статье в февральском номере того же журнала, заключающуюся в. том, что преодоление нынешнего кризиса возможно только путем направления колоссальных инвестиций в развивающиеся страны, которые, будучи вовлеченными в процесс стабилизации мировой экономической системы, "вытащат" богатые страны. Речь идет фактически о расширенном варианте плана Маршалла, который под предлогом борьбы с бедностью и отсталостью полностью откроет рынки развивающихся стран для зарубежных инвесторов и намертво привяжет их к западным банкам. Этот проект как раз и обсуждался на встрече G20 в Питтсбурге в апреле 2009 г. Другая новаторская идея, изложенная Тедески, заключается в предложении создать такой общемировой "хороший банк" ("good bank"), который возьмет на себя финансирование вышеупомянутого планетарного проекта.
В качестве крупного специалиста по "этической экономике" Тедески принимал участие в подготовке энциклики Caritas in Veritate, и после того, как она была опубликована, заявил, что папа заслуживает за свое послание присуждения ему Нобелевской премии по экономике (он предлагал вручить ее и Гордону Брауну за его вклад в решение проблемы выхода из кризиса, а еще раньше - папе Иоанну Павлу II за его энциклику Centesimus agnus). Надо отметить, что назначение Тедески было растолковано в Риме как "силовой удар" Бенедикта XVI и кардинала Бертоне в той внутренней борьбе, которая ведется в курии после смерти Иоанна Павла II. По утверждениям некоторых ватиканских источников, положение с финансами Ватикана представляет собой полный хаос вследствие тех злоупотреблений и махинаций, которые позволяют себе новые члены курии - главным образом епископы и кардиналы из Латинской Америки и Восточной Европы. Всеобщее внимание к финансам церкви было привлечено и выходом в свет в 2009 г. книги "ООО Ватикан" (Vaticano S.p.A), написанной журналистом из Panorama (входящей в издательскую империю Сильвио Берлускони) Джанлуиджи Нуцци на основе 4 тысяч секретных документов ИДР, переданных ему по наследству Ренато Дардоцци, работавшем в составе комиссии по "оздоровлению" ИДР и умершим в 2003 г. В соответствии с ними, во время разразившегося в 1993 г. скандала "чистые руки", ИДР с помощью сеньора Донато де Бониса разработал сложную систему тайных счетов, которая функционировала в качестве банка внутри банка, с помощью которого шла отмывка грязных денег итальянских мафиози, бизнесменов и политиков высокого уровня. Как заявил исследователь Зизола, "известно, что Ватикан посылал эмиссаров в издательство Chiare Lettere, чтобы не допустить выхода в свет этой книги, и предложил большую сумму денег издателям. Однако книга в итоге вышла, и Ватикан был недоволен Калойа, который не сделал все необходимое, чтобы помешать этому". Так что, хотя срок полномочий Калойа истекал только в 2011 г., его сместили раньше, а вместе с ним и его помощников.
Новая команда во главе с Тедески является, как считают, более профессиональной и способной вывести финансы Ватикана на новый уровень, соответствующий требованиям современного курса глобальных элит, добивающихся "транспарентности" национальных финансов в целях установления жесткого наднационального контроля над мировой экономикой. Видимо, с подачи новой команды профессионалов в апреле 2010 г. на фондовом рынке Европы появился первый в истории финансов христианский индекс акций Stoxx Europe Christian Index, который, как указывается, призван "помочь инвесторам, разочарованным финансовым кризисом, выбрать ценные бумаги "этичных" компаний". Как сообщил генеральный директор Stoxx Хартмут Граф, "католический индекс был создан в связи ростом количества участников христианских рынков, предпочитающих инвестировать согласно их религиозным представлениям". Представители Ватикана теперь присутствуют в комитете по управлению биржевым индексом, в который вошли 533 европейских эмитента, получающие прибыль за счет бизнес-процессов, не противоречащих ценностям и принципам христианства, то есть не занимающиеся порнографией, торговлей или производством оружия, табака, алкоголя, контрацептических средств, не связанные с игровым сектором и клиниками, предоставляющими услуги по искусственному оплодотворению. Среди этих "этичных" компаний оказались BP, HSBC, Nestte, Vodafone, Royal Dutch Shell, Siemens, Rio Tinto и GlaxoSmithKline. При этом интересно, что на вопрос, почему в индекс была включена GlaxoSmithKline, которая производит в том числе и контрацептивы, представительница Stoxx ответила, что запрет распространяется только на те компании, которые получают весь свой доход от деятельности, противоречащей христианской этике. Однако долю дохода, которую компания может получать от нежелательных операций, она сообщить отказалась. По ее словам, жесткий запрет действует только в отношении оружейного бизнеса.
Создав католический биржевой индекс, Римско-католическая церковь в очередной раз продемонстрировала не только свою приверженность принципам современного финансового порядка, но и готовность освятить авторитетом христианства такие отнюдь не богоугодные дела, как спекуляции на фондовом рынке. Это новое направление деятельности Ватикана стало одной из форм взятой им на себя миссии религиозно-этического обоснования строительства нового мирового экономического порядка в соответствии с духом папской энциклики "Caritas in Veritate". Вместе с тем, как указывают наблюдатели, появление данного индекса стало признанием растущего числа "христианских участников рынка". Можно заключить, что новый католический индекс послужит не столько нравственному очищению самого бизнеса, сколько более глубокому погружению католиков с благословения папы Римского в спекулятивные биржевые операции. Характерно при этом, что данное событие совпало по времени с принятием решения о создании Папского совета по новой евангелизации Европы, деятельность которого, судя по всему, охватит также и сферу фондового рынка. Действительно, Римско-католическая церковь сама становится все более активным инвестором, укрепляя свою роль одного из самых влиятельных игроков на мировом рынке. Банк Ватикана, а также Администрация владения Апостольского престола (АВАП) управляют инвестициями в акции, облигации и недвижимость, а также средствами, полученными в качестве пожертвований от католиков всего мира, которые представляют основные источники доходов папы и курии. Известно, что Ватикан осуществляет крупные инвестиции через структуры Ротшильдов в Великобритании, Франции и США и владеет акциями в крупнейших корпорациях, в частности Ройял датч Шелл, Дженерал Моторс, Дженерал Электрик и др. Занимаясь такой широкой инвестиционной практикой, Ватикан продолжает тщательно скрывать реальные показатели своей финансовой деятельности и уж тем более не поднимает вопрос о том, в какой степени этично участие католиков в спекулятивных фондовых операциях. Однако, желая предстать в образе "нравственного опекуна" современного бизнеса, Св. Престол на словах всячески ратует за прозрачность финансов и демонстрирует готовность осудить наиболее позорные и компрометирующие его виды деятельности. Это тем более актуально, что в последние годы Католическая церковь вновь оказалась вовлечена в ряд скандалов, связанных с участием католических орденов в инвестировании в "неэтичный" бизнес, вплоть до порнографии. Так, совсем недавно старейший в Германии Pax-Bank, созданный католическими монахами, был обвинен в нарушении канонов христианской морали за вложение средств в ценные бумаги американского производителя фармакологической продукции Wyeth, производящего противозачаточные средства, а также в акции международного концерна BAE Systems, специализирующегося на производстве атомных подводных лодок, ракетных систем и боевых самолетов. Самые крупные инвестиции Pax-Bank произвел в табачную индустрию, приобретя акции British American Tobacco и Imperial Tobacco на сумму свыше 870 тысяч евро.
Главный же скандал вновь оказался связан с Банком Ватикана: едва Готти Тедески в качестве главного специалиста по "финансовой этике" приступил к "отмыванию" имиджа ИДР, как уже в декабре 2009 г. прокуратура Италии занялась расследованием схемы отмывания денег ИДР через счета крупнейшего итальянского банка UniCredit. В сентябре 2010 г. в отношении Тедески было возбуждено уголовное дело, в результате которого он вместе с генеральным директором ИДР Паоло Чиприани оказался под следствием. Банк подозревается в нарушении закона об обеспечении прозрачности деятельности, поскольку собирался перевести 23 млн. евро со своего счета в итальянском банке Credito Artigianato в немецкий филиал банка JP Morgan и 3 млн евро - в Вапса del Fucino на счета неизвестных лиц. Как выяснилось, за 8 лет через один из этих счетов было переведено уже более 180 млн. евро. Посчитав, что операция может быть классифицирована как отмывание денег, правоохранительные органы наложили арест на эти средства, фактически впервые применив столь строгую меру в отношении активов банка Ватикана. Показательно, что именно тогда, когда "оплот" католических финансов вновь оказался в центре скандала, в Москве был организован российско-итальянский симпозиум с участием банкиров Ватикана на тему "Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии". Он прошел с 11 по 12 октября по инициативе Фонда кардинала Поля Пупара (бывшего президента Папского совета по культуре), а организаторами его выступили Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Экспертный совет "Экономика и этика" при Патриархе Московском и всея Руси, Банковская группа "UBI Вапса" при поддержке Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ Внешэкономбанка и фонда имени святителя Григория Богослова. Как было подчеркнуто в зачитанном на симпозиуме послании папского нунция в России архиепископа Антонио Меннини, тема встречи "необычна", но "интересна". Действительно, для православного человека тема эта является крайне необычной, поскольку в его сознании деятельность современного банка, как учреждения, существующего за счет взимания процента, испокон веков осуждаемого Церковью, плохо, мягко выражаясь, согласуется с христианской этикой. Совершенно очевидно, что эта тема навязывается обмирщенным католицизмом в целях приобщения нас к продвинутому, модернизированному пониманию современных процессов, освобожденному от основополагающих положений христианского мировоззрения. У нас уже широко распространены такие немыслимые словосочетания, как "православная политика", "православное предпринимательство". Теперь же теоретики от религии превзошли самих себя, введя понятие "христианский банкинг". Вопрос о возможности последнего поставил на симпозиуме ответственный секретарь Патриаршего совета "Экономика и этика" П. Шашкин, использовавший в своем выступлении такие понятия, как "христианские финансовые инструменты", "христианская система микрокредитования" и пр. Хотя, надо отметить, что еще в сентябре, в ходе подготовки к симпозиуму в Москве прошел круглый стол "Перспективы православного банкинга в России" с участием представителей различных бизнес-структур, на котором обсуждались темы "православный банкинг как инструмент повышения взаимного доверия", "механизмы православного банкинга", "законодательная поддержка в сфере развития православного банкинга" и др. На симпозиуме были высказаны общие идеи о необходимости формирования "нового синтеза между финансовой сферой и нравственностью", выработки "высоких стандартов" экономической и банковской этики, но все это являлось лишь перепевами положений уже упомянутой папской энциклики Caritas In Veritate, ратующей лишь за более справедливое распределение в рамках существующей системы процентной экономики. Так, выступавший на встрече председатель совета директоров крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo А. Фалико, выделив в качестве главной причины мирового финансового кризиса нарушение этических принципов в экономике, призвал к "глубокому переосмыслению целей и задач капитализма", к построению "реально демократической экономики" на основе "справедливого распределения", что было названо им "культурно-этической революцией". Другие пути выхода из кризиса, связанные с постановкой под вопрос нравственной легитимности самого процента и обусловленного им долгового характера современной экономики, не обсуждались, и не случайно опыт советской экономики, включая социалистические финансы, не только не рассматривался как потенциально востребованный, но, напротив, был категорически осужден. Как отметил президент Ассоциации российских банков Г. Тосунян, в России существует "отторжение банковской деятельности, ее непонимание", что связано с предыдущим 70-летним опытом - когда банковская деятельность, как и любая коммерческая, была практически под запретом. С восстановлением рыночных отношений, указал он, восстанавливается и духовность - "это не противоположные грани". В качестве образцов такой духовности он привел "Кодекс чести банкира" 1992 г. и "Кодекс этических принципов банковского дела" 2008 г., представленный на 19 съезде Ассоциации российских банков. Оценивая в целом данную "финансово-этическую" инициативу католической церкви, можно сказать, что она является очередной "инновационной" попыткой вовлечь Православную церковь в крайне опасную дискуссию (а прошедший симпозиум было предложено превратить в постоянно действующий), за которой неминуемо последуют уже практические шаги, направленные на создание некого единого "христианского" банковского пространства. И в условиях расширения православно-католического диалога сотрудничество в сфере финансов может оказаться для Ватикана ключевым направлением. При изучении финансов Ватикана особый интерес представляет рассмотрение деятельности Банка Сантандер - главной финансовой группы Испании, первого банка в еврозоне и девятого - в мире по рыночной капитализации. Это тот самый банк, итальянский филиал которого возглавлял Готти Тедески. Во-первых, Сантандер также близок к "Опус Деи": с ним связан нынешний президент банка миллиардер Эмилио Ботин, чья жена Палома О'Шеа является супернумерарием ордена (считается, что именно Ботин ввел Готти Тедески в ближайшее окружение Бенедикта XVI). Во-вторых, банк входит в важнейшую ротшильдовскую структуру - Интер-Альфа группу, созданную еще в 1971 г., как раз когда в США было отменено золотое обеспечение доллара, что положило начало демонтажу Бреттон-Вудской системы. Интер-Альфа группа представляет собой банковский консорциум, возглавляемый Королевским банком Шотландии (RBS) и объединяющий одиннадцать контролируемых Ротшильдами ведущих европейских банков, среди которых нидерландский ING Bank, французский Бос1ё1ё Сёпёга1е, ирландский AIB Group, итальянский Intesa Sanpaolo (представитель которого А. Фалека как раз и присутствовал на банковском симпозиуме в Москве), португальский Banko Espfrito Santo, Национальный банк Греции и др. Королевский банк Шотландии, обслуживающий королевскую семью Великобритании, входит также в Европейский круглый стол по вопросам финансовых услуг (ЕКСФУ), который в своих отчетах в последние годы активно отстаивает концепцию создания единого надзорного и контрольного органа ("the lead supervisor concept") в качестве наиболее продуктивного средства интеграции европейских финансовых рынков. Данный орган должен стать "мегарегулятором" деятельности всех трансграничных финансовых организаций. Интересно при этом, что со многими из упомянутых банков также связаны различные скандальные истории. Так, португальский Banko Espirito Santo известен как "сверхпреступный банковский и страховой гигант", а сформированный недавно итальянский Intesa Sanpaolo наряду с Банком Ватикана пребывает в настоящее время в центре расследования итальянской прокуратуры. Что же касается банка Сантандер, то имя его президента Ботина не раз всплывало в связи с торговлей наркотиками. Так, в сентябре 2004 г. постоянный подкомитет сената США по расследованиям вынес строгое предупреждение банкам Сантандер и HSBC за слабый контроль за соблюдением мер по предотвращению отмывания денег и за получение подозрительных переводов на 35 миллионов долларов от лица, подозреваемого в наркоторговле из Экваториальной Гвинеи. С самого своего основания в 1857 г. финансовая структура Сантандер находится в сфере влияния группы Ротшильдов, с которой связаны представители семейства Ботин, изначально возглавлявшие данный банк. Благодаря этим связям ему удалось осуществить крупномасштабное расширение своей сети сначала по всей Испании, затем провести финансовую экспансию в Латинскую Америку (Аргентину, Мексику, Бразилию, Чили и др.), в которой ему принадлежат 10% всех банковских активов, и, наконец, закрепить свое присутствие в Европе, заключив стратегический союз с Королевским банком Шотландии, под управлением которого он фактически и находится в настоящее время. Учитывая, что с британскими банковскими домами и с Ротшильдами имеет крепкие исторические связи и другой крупнейший банк Испании - Бильбао Визкайя Архентария (BBVA) и что вместе с Сантандер банком он контролируют 56% испанского банковского капитала, можно считать, что банковская система Испании, по своей сути, как пишет известный американский экономист Л. Ларуш, является филиалом Лондона. Не случайно, когда в условиях финансового кризиса Еврокомиссия потребовала от шотландского банка в обмен на финансовую помощь выставить на продажу 700 его филиалов, именно Сантандер банк предложил выкупить 318 из них, хотя он уже владеет 1,3 тыс. различных подразделений RBS. В своих отчетах Сантандер банк предстает в качестве процветающего банка, опережающего по годовой прибыли в последние три года Bank of America, JP Morgan, Union Bank of Switzerland и тот же RBS. Между тем, вся империя банка Сантандер представляет собой, по выражению исследователя Д. Смолла, лишь огромных размеров куклу без серьезных основательных активов. Главные свои прибыли банк получает за счет раздувания огромного спекулятивного пузыря в Бразилии, Великобритании и Испании. В Бразилии - от операций по "кэрритрейд" с бразильскими государственными обязательствами, представляющими собой громадную финансовую пирамиду, а в двух других странах - от операций с деривативами на недвижимость, в результате которых у Сантандер накопились огромные токсичные активы, приведшие к резкому возрастанию невозвратных долгов в испанской банковской системе. Однако Эмилио Ботин не видит никаких проблем и стремится превратить свой банк в первый по величине банк Англии по объемам рынка, прибыльности и рентабельности. Как пишет Д. Смолл, "таким трофеем Ботин и его английские покровители будут гордиться, даже если бы вся мировая финансовая система одновременно отправилась в небытие. Но синдром Сантандера - смертоносное жульничество, от которого патриоты России, Китая, Индии должны держаться подальше". Именно к этим странам банк Сантандер проявляет особый интерес, выразившийся в разработке Фондом М. Боти-на (личным фондом семейства Ботина) своего собственного проекта БРИК, в соответствии с которым с 2006 по 2009 г. в штаб-квартире фонда в Мадриде проводились ежегодные встречи с представителями политических кругов Китая, Индии, России и Бразилии для частных обсуждений вопроса о том, какой должна быть ориентация той или иной страны. Политические, экономические и стратегические корректировки курса, которые должна сделать Россия, обсуждались на соответствующем семинаре в 2009 г. В нашей стране в последние годы банк Сантандер развивает необычайную активность, действуя через свое подразделение "Сантандер Консьюмер Финанс, С.А.". Хотя его специализацией является автомобильное кредитование клиентов, главным направлением его деятельности является совсем другое. Можно считать, что сегодня Сантандер вполне заменил собой фонд Сороса, сконцентрировавшись на научно-образовательных проектах. Дело в том, что группа Сантандер является, похоже, единственным банком, в рамках которого существует отдельное глобальное подразделение, называемое "Университеты Сантандер", отвечающее за реализацию программы сотрудничества с академическими сообществами в различных странах мира (главным образом в Латинской Америке). Данное подразделение осуществляет поддержку университетов, с которыми у банка имеется соглашение о сотрудничестве, проводя различного рода поощрительные мероприятия - предоставление стипендий на обучение, организация проектов для преподавателей и исследователей, поощрение развития отношений между университетами и бизнес-сообЩеством. В период с 1996 по 2008 г. на эти цели было направлено около 590 млн. евро. В настоящее время соглашения Подписаны с более чем 700 университетами, а более широкий проект "Универсия" охватывает 1169 образовательных учреждений в 23 странах, в которых учатся и работают 13,5 млн. студентов и преподавателей. В России партнерами банка Сантандер являются уже 8 ведущих вузов страны, в которых реализуются программы академической мобильности для студентов и преподавателей, международного сотрудничества для научного сообщества, создаются исследовательские центры по вопросам международных финансов и осуществляется подготовки в сфере культуры предпринимательства (на базе американского колледжа Бабсона, считающегося лучшим в мире учебным заведением по данной дисциплине) и др. О том, как, при этом, Сантандер банк понимает культуру предпринимательства, хорошо свидетельствует следующий эпизод. Когда Эмилио Ботин подписывал в Москве соглашение о сотрудничестве с Высшей школой экономики (ВШЭ) и предложил гостям церемонии посмотреть небольшой ролик о банке, один из руководителей ВШЭ под впечатлением просмотра вспомнил высказывание частного банкира короля Эдурда VI Эрнеста Касселя, изложившего суть своего ремесла следующим образом: "Когда я был молодым и только начинал финансовые операции, меня многие считали игроком, потом мои операции увеличивались, увеличивались, меня начали считать спекулянтом. Затем, когда мои операции стали очень большими, все начали считать, что я банкир. В действительности все это время я делал одно и то же дело". О важности, которую придает банк Сантандер своему присутствию в России, говорит тот факт, что на состоявшейся 30 мая - 1 июня в Гвадалахаре (Мексика) Второй международной встрече ректоров университетов-участников проекта "Университеты Сантандер" впервые присутствовали представители российских вузов. Участников встречи приветствовал сам Эмилио Ботин, подтвердивший готовность выделить в ближайшие пять лет 600 млн. евро на развитие образовательных программ. При этом с представителями университетов России, Китая, США и Великобритании президент банка провел отдельную встречу, на которой была подчеркнута важность глобализации образовательного пространства и тесного взаимодействия с университетами иберо-американского региона. Таким образом, деятельность группы Сантандер стала уникальным примером инновационного глобально-сетевого проекта, когда частный банк, объединяя вокруг себя ведущие университеты мира, формирует фактически собственную транснациональную образовательную систему ("Сантандер-сеть"). Пытаясь осуществить органический синтез ростовщически-спекулятивных и высокоидейных начал, банк Сантандер стал, по сути, олицетворением союза бизнеса с продвинутым католицизмом опусдеистского толка. Ватикан возлагает большие надежды на деятельность "Опус Деи" в России. Официальное представительство ордена было открыто здесь в декабре 2007 г. (Россия оставалась последней из крупных стран, где эта организация не была представлена). Но уже и до этого, как заявил представитель организации А. Хавард, сотрудники "Опус Деи" работали на нашей территории уже в течение 15 лет, так что, видимо, почва оказалась настолько подготовленной, что руководство сочло возможным перевести организацию на "легальный" статус. Так что это не начало пути, а переход от подготовительной к активной фазе деятельности. В этом смысле особенно многозначительно звучат слова, сказанные Бенедиктом XVI во время его визита в Баварию в сентябре 2006 г.: "Я уверен, что и на так называемом Западе, здесь, в Германии, и на просторах России мы можем пожать богатую жатву". "ПРИМИРЕНИЕ" С ПРАВОСЛАВИЕМ ПОД ГЛАВЕНСТВОМ ПАПЫ Другим главным направлением деятельности Ватикана является продолжение межрелигиозного диалога, в котором прежняя гибкость уступила место более наступательной и жесткой позиции, направленной на возвышение авторитета Католической церкви и римского понтифика. Если задачей Иоанна Павла II было привлечь к сотрудничеству с католицизмом как можно больше религий, то задача нового папы заключается в открытом утверждении в общемировом религиозном сообществе лидирующей роли Римского понтифика. В одном из своих выступлений Бенедикт XVI заявил, что "экуменический диалог остается одним из приоритетов Католической церкви,... однако, чтобы этот диалог был действительно конструктивным, кроме открытости к собеседнику, необходима верность идентичности католической веры". А ведь важнейшее проявление этой идентичности - признание главенства папы. В июне 2007 г. Конгрегация доктрины веры, возглавляемая кардиналом Уильямом Левадой, издала документ "Ответы на вопросы, касающиеся некоторых аспектов католической доктрины", который прояснял подлинное значение некоторых экклесиологических формулировок, содержавшихся в более ранних документах, в частности, в декларации "Dominius Iesus" (2000). В нем еще раз более четко указывается, что единственная Церковь Христова "пребывает в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами в общении с ним", что ей вверена "полнота благодати и истины", в то время как в других Церквах и церковных сообществах, не пребывающих в полном общении с Католической Церковью (православии и протестантизме - О.Ч.), Церковь присутствует благодаря только "некоторым элементам истины и святости". При этом, если протестантские церковные сообщества, как указывается в документе, в силу отсутствия таинственного священства лишены основополагающего элемента церковности и не могут называться церквами в собственном смысле слова, то в отношении православия сказано, что хотя эти церкви и обладают истинными таинствами и достойны называться "отдельными или поместными Церквами", но суть их "страдает от некого недостатка", поскольку одним из внутренне образующих начал их является "общение с Католической церковью, видимым главой которой является Римский Епископ - Преемник Петра", а по причине разделения между христианами эта "полнота вселенскости" встречает препятствия. Уравняв в "недостаточной святости" православие и протестантизм, Ватикан активно взялся за "возвращение" под омофор папы представителей обеих христианских конфессий. Наибольшую готовность к этому проявили консервативно настроенные общины англикан. Дело в том, что еще в 1991 г. часть англикан, недовольных либеральными реформами в их церкви, порвала с архиепископом Кентерберийским, духовным лидером всех англикан, образовав Традиционное англиканское сообщество (ТАС), насчитывающее в настоящее время около 500 тысяч человек. Цель организации - защита веры и противостояние обмирщению церкви. В 2007 г. лидеры ТАС направили в Ватикан письмо с просьбой разработать процедуру перехода англиканских общин в полное общение со Св. Престолом, после чего Конгрегация доктрины веры начала работать в этом направлении. В итоге в октябре 2009 г. ее префект кардинал Уильям Джозеф Левада объявил о том, что папа готов принять в лоно Католической церкви целые англиканские общины, желающие вернуться к полному христианскому единству с католиками, и подготовил специальную Апостольскую конституцию nglicaorum Coetibus, предусматривающую создание особой церковной структуры, позволяющей англиканам переходить 9 католическую веру. В соответствии с ней, англикане станут англикано-католиками, а не римо-католиками, сохранив свою идентичность и получив статус "персональных ординариатов". Этот статус предполагает не только сохранение их традиционной литургии, дисциплины и богословия, но и частичную автономию, при которой общины будут выведены из-под юрисдикции местных католических епископов и подчинены собственным епископам, то есть получат такую же привилегию, какой пользуется "Опус Деи". Кроме того, сан католических священников смогут получить и те англиканские клирики, которые состоят в браке, правда, при этом они не смогут стать епископами. Вслед за этим около 600 служителей традиционалистского течения Англиканской церкви Великобритании, объединенных в движение "Вперед в вере", объявили на своем собрании в Лондоне, что готовы перейти в лоно Католической церкви, поставив тем самым английскую церковь на грань тяжелого раскола. Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильмс, обеспокоенный тем, как было проведено и воспринято объявление о папской конституции (а Уильмс был извещен о подготовке документа только за две недели до того, как о ней было объявлено официально), в ноябре того же года был принят папой. Встреча прошла при закрытых дверях, подробности обсуждения остались неизвестными, но по ее окончании пресс-служба Ватикана и Роуэн Уильяме высказались за возобновление диалога, который был прерван из-за недовольства Католической церкви либеральными переменами в англиканском сообществе. При этом архиепископ Уильяме подчеркнул, что он не считает издание конституции попыткой "украсть" верующих у Англиканской церкви, заявив: "Люди становятся католиками, потому что они хотят быть католиками, потому что таким образом сформировано их сознание". Характерно, что за несколько дней до встречи с папой Уильяме выступил с речью на экуменическом семинаре в Папском Григорианском университете, в которой, хотя и подверг критике позицию Ватикана, рассматривающего рукоположение женщин в качестве препятствия для экуменического диалога, тем не менее подчеркнул, что католицизм и англиканство очень близки, а имеющиеся между ними различия - это "разногласия второго порядка". Действия папы в итоге завершились успехом. Уже в феврале 2010 г. глава ТАС архиепископ Джон Хепворт сообщил о "большом прогрессе" в переговорах по поводу вступления в общение с Римом, а в марте о переходе под омофор Рима объявили консервативные англикане США, Австралии и Канады" выступающие категорически против рукоположения женщин и гомосексуалистов в священнический сан и благословения однополых союзов. Важную роль в плане достижения сближения между католиками и англиканами призван был сыграть визит Бенедикта XVI в Великобританию, состоявшийся в сентябре 2010 г. Следует подчеркнуть, что это было первое посещение главой Св. Престола Соединенного Королевства, носившее статус государственного визита с пастырскими элементами, в подготовке которого участвовали как представители Католических общин Великобритании, так и государственные органы власти. Предпринятый еще в 1982 г. визит Иоанна Павла II в Англию носил лишь пастырский характер и осуществлялся по приглашению католиков. За четыре дня визита папа встретился с представителями многих общин и разных религий, формирующих английское общество, но главным событием, ради которого и была предпринята данная поездка, стало участие папы в церемонии причисления к лику блаженных известного английского теолога и церковного деятеля XIX в. Джона Генри Ньюмена. Значимость этого акта его не только в том, что это первая беатификация за время пребывания Бенедикта XVI у власти, но и в том, что Ньюмен занимает особое место в истории католицизма. Это был англиканский священнослужитель, который, оценив значение католической традиции и попытавшись вначале совместить англиканское и католическое вероучения, перешел в католицизм, был рукоположен в священники и возведен в кардинальское достоинство. Решающий вклад Ньюмена состоит в том, что он сформулировал концепцию так называемого догматического развития, которая стала предпосылкой и основой утверждения идеи папской непогрешимости, оформленной в качестве догмата на I Ватиканском соборе. Она исходит из того, что само содержание веры и Откровения в самом начале было только в зачаточном виде, в виде неясных намеков в Писании и Предании, поскольку апостолы осознавали христианскую веру только в самом минимальном объеме. И лишь с течением времени Церковь постепенно осознавала и формулировала новые истины, строя на неявных богооткровенных посылах догматические выводы. Поскольку же в соответствии с католической идеей Церковь имеет видимого главу - папу, который выступает как хранитель истинного учения, то отсюда вытекала необходимость провозгласить его мнения и решения непогрешимыми, что и было <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|