Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы рефератов. 14 Философия экзистенциализма. 14 Философия экзистенциализма . 15 Структурализм. Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма




Темы рефератов

1 3. Фрейд о бессознательном и сознании.

2 Проблема человека в экзистенциализме.

3 Волюнтаризм Шопенгауера и Ницше: сходство и различие.

14 Философия экзистенциализма

 

Экзистенциализм (позднелат. – «ex(s)istentia» – существование), или философия существования, – крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм. Его основная цель – разработать такую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека – единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире. Экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. Бердяев), после нее в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Г. Марсель, выступивший с экзистенциалистскими идеями еще во время 1-й мировой войны, Ж. -П. Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар и др. ). В середине века экзистенциализм широко распространился и в др. странах, в т. ч. и США. Представители экзистенциализма в Италии — Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Х. Ортега-и-Гассет. К экзистенциализму близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология. Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. Достоевского, Ф. Ницше.

Экзистенция — философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией экзистенции обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В экзистенциализме категорией «экзистенция» фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи, во-вторых, способ философского постижения и понимания человеческого самоосуществления в мире и человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания «человеческого». Это позволяет определять экзистенцию как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он – не некая «устойчивая субстанция», а «беспрерывная неустойчивость», «отрыв всем телом от себя», постоянное выступание вовне, в мир. И поэтому человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, иными словами, он «должен быть тем, что он есть», а не «просто быть», он должен «делать себя», и это – «вместо того, чтобы просто быть».

Темы рефератов

1 Западный и русский экзистенциализм.

2 Проблема свободы человека в философии экзистенциализма.

15 Структурализм. Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма

 

Структурализм – это направление в социально-гуманитарном познании ХХ в., нацеленное на выявление структуры, совокупности отношений между элементами целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных преобразованиях. Структурализм претендует на универсальность в гуманитарных науках, и возник в литературоведении и искусствоведении еще в 30-е гг. Формирование философского направления связано с концепциями лингвиста Ф. Де Соссюра, американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологии К. Леви-Стросса, структурного психоанализа Ж. Лакана, структуры познания М. Фуко и др. Cтруктурализм пытается выявить глубинные универсальные мыслительные структуры, которые проявляются в обществе на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических образований и включая искусство, философию, математику, литературу, архитектуру, язык и т. д. Как особое мировоззрение, структурализм пытается выявить универсальные структуры общества, исследуя мифы (Леви-Стросс), интерпретируя бессознательное с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке (Лакан), выясняя скрытые связи (коды, парадигмы) между институтами общества, идеями, обычаями и отношениями власти.

Новая, постнеклассическая философия формируется в ряде стран Запада, — Франции, США, Великобритании, - в 70-х – 80-х гг. двадцатого века. Ее возникновение было вызвано целым рядом проблем в современном западном обществе: проблему гуманизации науки и техники; упадок духовности; дегуманизация общества, проявление глобальных проблем заставляли искать новые способы мышления. Исходной отправной точкой такой критики стало критическое литературоведение.

Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние полтора — два десятилетия тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Философии постмодернизма как таковой не существует — не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизм мыслителями, но и, гл. образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности самой философии как некоего мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Уместно вести речь не о «философии постмодернизма»  а о «ситуации постмодернизма» в философии, сопоставимой с «ситуацией постмодернизма» в культуре вообще. Постмодернизмвозникает как осознание исчерпанности онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению, переводу из «неразумного» состояния в «разумное». Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Бодрийар). Антисистематичность как характерная черта постмодернизма  не сводится к простому отказу от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности — она связана с формированием неклассической «онтологии ума

           

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...