Виды анализа художественного произведения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Вопрос 8 Основные этапы работы над художественным произведением 1. Первичный синтез 2. Анализ 3. Вторичный синтез Структура
Задачи подготовительного периода 1) подготовка к восприятие произведения, создание эмоционального настроя и мотивации к чтению; 2) знакомство с биографией автора; 3) знакомство с исторической эпохой, местом действия, которые отражены в произведении (работа по картинам, дополнительным источникам); 4) словарная работа; 5) активизация знаний жизненного опыта детей, которые помогут в анализе произведения Первичное восприятие текста - приемы 1) выразительное чтение учителем в темпе чуть быстрее темпа среднего ученика в классе; 2) выразительное чтение учителем в темпе разговорной речи; 3) чтение текста специально подготовленными детьми; 4) совместное чтение учителя и учеников; 5) чтение текста детьми по цепочке; 6) грамзапись – качество должно быть безупречно Пауза осмысления (5-10 секунд). 3-4 вопроса эмоционально-оценочного плана. Вторичное чтение и анализ ХП (обязательно) Задачи: · Помочь детям уяснить смысл и понять содержание произведения · Раскрыть образную систему произведения
· Определить жанровые особенности произведения · Развитие речи · Анализ, с осознанием идейной направленности. Разбор осуществляется по трем уровням: 1) Фактический (можно найти в тексте) 2) Идейный разбор текста 3) Собственное отношение к прочитанному Приемы анализа · Беседа · Выборочное чтение · Анализ иллюстраций · Словарная работа · Наблюдение за выразительными средствами языка (эпитет, метафора…) Структура анализа · Анализ содержания, задаются вопросы о гл. герое, его поступках, чертах характера. · Анализ языковых средств · Анализ композиции (что за чем происходит) · Анализ жанровых особенностей Вторичный синтез 1. Обобщение по произведению 2.Перечитывание произведения с новой читательской целью 3. Работа по развитию устной связной речи, творческие работы по следам прочитанного. 1. формулировка главной мысли (м.б. отражена в названии). Требования к формулированию гл. мысли в 1-2 кл. формулируется вместе с учителем, в 3кл. под руководством и по?учителя, в 4кл. самостоятельно. Предлагая детям выделить главную мысль, учитель должен знать ее сам. Главную мысль можно найти в теме, подобрать пословицу, сформулировать своими словами. 2. прочитывание произведения с новой читательской целью 3.развитие устной, связной речи, творческая работа по следам прочитанного. · Составление плана · Пересказ · Составление вопросов по тексту · Чтение по ролям · Рассказ от лица героя ВОПРОС 9 Виды анализа художественного произведения 1. Стилистический 2. Проблемный 3. Анализ развития действия 4. Анализ художественных образов В чистом виде в нач. школе не используются В начальной школе восприятие сформировано у учащихся на разных уровнях, поэтому мы должны включать в урок различные виды анализа текста, для более полноценного восприятия произведения.
Анализ текста идет на этапе повторное чтение и углубленный анализ текста. Цели: - способствовать полноценному восприятию художественного произведения детьми; - учить понимать авторскую позицию; - учить понимать мотивы поступков и характеры героев; - учить распознавать художественные средства выразительности; - учить определять жанровые особенности; - способствовать средствами литературы развитию личности ребенка, его нравственных идеалов; - развивать воображение детей, навыки работы с текстом.
Поскольку сами дети редко замечают авторские слова и выражения, необходимо привлечь к ним внимание соответствующими вопросами: − какие слова и выражения передают настроение автора? Стилистический эксперимент
3) Использование живой наглядности 4) Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста анализ развития действия – в его основе лежит работа над сюжетом и его элементами, т.е частями и главами. Предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава) при этом задача учителя – найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым.
Плодотворен бывает анализ, который начинается с ключевой (кульминационной) сцены, где затронуты главные вопросы, волнующие писателя. Большое значение для понимания содержания текста имеют также начало (экспозиция и завязка) и конец (развязка), тк они наиболее полно выражают тему и идею художественного произведения. Именно над этими эпизодами необходимо проводить специальную работу в рамках целостного анализа развития действия. Для этого на уроке чтения эпических текстов (например, рассказов, отрывков из повестей) анализируется не просто части текста, а эпизоды (ключевые сцены): -деление текста на части с опорой на элементы сюжета, составление плана; - составление пространственно временной модели; - составление диафильма – серия словесных или графических рисунков, порядок которых соответствует послед-ти событий в тексте с целью выделения ключевых эпизодов. - пересказ - перечитывание по частям; -вычленение ключевых эпизодов; - сравнение фабулы и сюжета.
Анализ художественных образов (при повторном чтении)
2) аналитическое восприятие (выявление характерных черт героя, типичного и индивидуального, отношения автора к герою); 3) целостное восприятие образа (коррекция первых впечатлений и оценок, выявление роли персонажа в структуре произведения и раскрытии его идеи). Следует придавать большое значение выбору методов и приёмов, анализу соответствующих особенностей литературного произведения. Следует учитывать взаимосвязь между методикой работы над жанровыми, языковыми, структурными, смысловыми особенностями художественного произведения. В центре внимания учителя должны быть как внешние события, так и глубокие идеи о вечных проблемах жизни, любви, отношении к миру. 4. Проблемный анализ произведения – постановка вопросов проблемного характера. С помощью проблемных вопросов вскрываются различные точки зрения в оценке событий, характера героя. Важно выявить с помощью подобных вопросов различное понимание характера героев, их действий, поступков и доказать правильность-неправильность оценке героев, вовлечь учащихся в рассуждение и доказательство с помощью проблемных вопросов: Прав ли? Почему? Как ты думаешь?.. Выскажи своё отношение… Вопросы к анализу произведения должны охватывать все сферы восприятия: - вопросы, проверяющие эмоциональную реакцию ребёнка на прочитанное произведение: Понравился ли тебе рассказ? Что вызвало у тебя смех? радость? негодование? и др. – вопросы проблемного характера на проверку содержания прочитанного: Куда и зачем побежал Тимоша в горы? Можно ли оправдать его поступок? (А. Платонов «Разноцветная бабочка»); - вопросы на выяснение авторского отношения к читаемому: Как относится автор к своим героям? Что нравится автору в поведении персонажа, а что он осуждает? Докажите словами из текста; - вопросы и задания на воссоздающее воображение: Какой вы представляете себе картину праздника, описанного в отрывке А. Толстого «Ёлка»? Каким был первый день Рикки-Тикки-Тави в доме Большого человека? (Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»); - задания на развитие творческого воображения: Каким вы представляете себе Робин Гуда после чтения 1 части? Опишите его внешний вид так, будто вы видите героя перед собой. – вопросы на умение замечать художественные детали: Почему бог Ра надевает красные одежды? Почему ворота подземного царства находятся среди Западных гор? Почему в долине Нила расположены 12 ворот? - вопросы на осознание композиции: Из каких композиционных частей состоит рассказ И.С. Тургенева «Перепёлка»? Найдите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, концовку.
ВОПРОС 10 Методика чтения сказок Сказка один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе, реже в стихах. Речь в них идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Идейная направленность – добро побеждает зло. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания. При анализе уделить внимание: · начало (жили были …. И т.п.) · продолжение (скоро сказка сказывается…..) · коней (я там был……) красочность языка, яркость изобразительных средств, образы колоритны(четкое деление на отриц. И положит.). сила воздействия образа такова, что после первого прочтения можно определить понравившегося героя. Сказка развивает оценочное суждение школьника. В сказке есть положительные нравственные поучения, они учат добру, труду и т.п. Сюжет сказки не реален, но вывод жизненный. Текст сказок является прекрасным материалом для формирования навыков связной речи. В начальных классах знакомимся с особенностями сказки, как фольклора (2 особенности). 1. Наличие вымысла 2. Композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка) Сказки делятся на 3 группы 1. Сказки о животных(герои животные) Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответ на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие. Специального внимания заслуживает следующий вопрос: раскрывать ли учащимся аллегорию сказок о животных подобно тому, как это делается при чтении басен? Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг к другу в гости, волк не может по совету лисы опустить свой хвост в прорубь и ловить рыбу и т. д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив, нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В. Г. Белинский, который писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя». 2. Волшебные сказки отличает от других особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Кощей бессмертный, Баба Яга, огненный змей, здесь и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Волшебные сказки так же, как и сказки о животных, народ начал создавать в глубокой древности. Многие явления природы он не мог объяснить и не мог ими управлять. Поскольку происхождение явлений было не ясно, люди приписывали их сверхъестественной силе. Существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса, зная слова-заклинания. Эти же волшебные силы (только может быть в другом виде) есть и в сказках. Народ в те далекие времена верил в волшебные вещи и предметы: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало, яблоко. Позднее люди многие явления осознали, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем выросло поэтическое воображение людей. Многое хотелось уметь сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить, всегда быть сытым. Специфика волшебных сказок - что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы и т. п. Поэтому и при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т. п.). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа. 3. Бытовые –приближенные к жизни, рассказывают о быте людей. Анализ идет как в рассказе.
ВОПРОС 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|