Творческая работа в связи с чтением произведения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения Творческие работы учащихся по следам прочитанного предполагают деятельность детей с произведением, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность организовывается учителем как в рамках урока (и тогда она становится органическим продолжением работы на этапе перечитывания), так и вне урока (тогда она имеет свою специфику). Творческие работы на уроке: –выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов про- чтения; –графическое иллюстрирование; –словесное рисование картин; –творческий пересказ; –чтение по ролям; –драматизация. Остановимся на некоторых приемах. С л о в е с н о е р и с о в а н и е ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования – приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса: 1)что будет нарисовано? (Содержание); 2)как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие позы выберем для людей и т. п.)? (Композиция); 3)какие краски используем для картины? (Цветовое решение). Рассмотрим, как могло бы протекать словесное рисование на уроке по произведению Н. Носов а «На горке». Учитель предлагает детям нарисовать словесную картину ко 2-йчасти рассказа – эпизоду «Только полез на горку – бух носом!»: –Что мы нарисуем на картине? (Горку, Котьку, жилые дома, дворницкую, около нее ящик с песком.) –Как мы расположим эти предметы на картине?
–На переднем плане – большая горка, она будет в центре картины, а справа – сарай, в него упирается отвесная часть горки; слева – жилые дома, их будет два: одни – пятиэтажный, на переднем плане, другой – 8 этажная башня, вдали. На заднем плане справа нарисуем дворницкую: помещение без окон, на двери – замок, а рядом – большой ящик с песком. На горке, на пологой части – Котька. Он упал, носом уткнулся в горку, лица его не видно. –Как покажем, что он упал резко, со всего размаха? –Шапка ушанка сдвинулась набекрень, одно ухо шапки – вдоль спины, другое – вдоль гор ки. Руки выброшены в перед, одна – в варежке, другая варежка лежит рядом с рукой: она слетела при падении. Шарф развевается на ветру. Ноги задраны вверх, они в ботинках, а к ним небрежно привязаны коньки (в тексте сказано нацепил коньки). –Какие краски используем для картины? –Горка – белая, с голубыми разводами, capaй раскрасим темно серым, дома: один сделаем светло розовым, другой – голубым. Дворницкая будет желтая, а дверь – коричневая. Рядом – серый, как бы металлический, ящик. Из него виднеется лежащий горкой светло оранжевый песок. –А какие краски выберем для одежды Котьки? –На Котьке коричневая шапка ушанка, красный свитер, а шарф и варежки белого цвета, штаны и ботинки раскрасим черным цветом, а коньки сделаем с голубым оттенком. –Какая же будет погода? –Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко синим, а на нем – «золотое» (жел тое) солнце. Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисования становится основным. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либоизменениями: – добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произве- дении; –придумать, как могли разворачиваться события дальше;
–изменить рассказчика (повествование ведется от 3-голица – пересказ строится от1-голица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа). Например, рассказ К. Паустовского «Подарок» можно пересказать от лица Вани Малявина; –изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближает читателя к изображенному событию. Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является д р а м а т и з а ц и я во всех ее формах: –чтение по ролям; –пантомима; –постановка живых картин; –собственно драматизация. П а н т о м и м а помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения. Например, читая 2-ючасть рассказа Н. Носова «На горке», учитель не объясняет лексическое значение словосочетаниявыскочил во двор, а предлагаеткому-тоиз ребят показать, как он это себе представляет, или просит продемонстрировать, какие знаки подавал Котька ребятам, когда они звали его строить горку. Строчки из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» –плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит – также удобны для интерпретации в движении. Ж и в а я к а р т и н а дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа рассказа Н. Носова «На горке» можно предложить детям изобразить в застывшем движении (в позе) немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку: –кто-торазвел руками; –кто-тосхватился за голову; –кто-тонаклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли песок убрать; –кто-тоуже взялся за лопату с целью исправить положение и т. п. Вce названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|