Анализ формирования прибыли
Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние. Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки. Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль.
Наряду с вышеперечисленным следует обратить внимание на такие серьезные макроэкономические факторы, как налоговая и кредитная политика государства, развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг, развитие профсоюзного движения и, наконец, политическая стабильность в государстве. Показатели рентабельности могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли. В фирме УП «Эндвест-трэйд» основным источником прибыли является прибыль от реализации.
Таблица 3 Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли УП «Эндвест-трэйд» за 2007г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)
План | Факт. | С планом | С 2006 г. | ||||||||||||||||||||||||
Сум-ма | Струк-тура, % | Сум-ма | Струк-тура, % | В сум-ме | По уров-ню, % | В сум-ме | По уров-ню, % | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||||||||||||
Балансовая прибыль | 63926 | 100 | 77920 | 100 | 82040 | 100 | +4120 | - | +18114 | - | |||||||||||||||||
Прибыль от реализации | 63746 | 99,7 | 77640 | 100,4 | 81840 | 99,8 | +4200 | +0,7 | +18094 | +0,1 |
Как показывают данные таблицы 3, план по балансовой прибыли перевыполнен на 5,3%. Темп ее прироста к прошлому году составил 128,34%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (99,8%). Из-за того, что от внереализационных операций получена прибыль (0,2%), балансовая прибыль больше прибыли от реализации.
Если сравнивать 2007г. с 2006г., то можно также выделить, прибыль от реализации выросла на 18094 т.р., и балансовая прибыль увеличилась на 18114 т.р.
Анализ прибыли от реализации
В фирме УП «Эндвест-трэйд» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.
|
|
Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.
Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 2.3
Анализ прибыли от реализации УП «Эндвест-трэйд» (тыс. руб.)
Показатели | План | факт | % выпол-нения | Отклоне-ние (+;-) |
на 2007 г. | за 2006 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Товарооборот | 1813000 | 1828420 | 100,85 | 15420 |
2. Валовой доход | ||||
2.1. в сумме | 317212 | 352632 | 104,6 | 35420 |
2.2. в % к обороту | 17,5 | 19,29 | 77,7 | 1,79 |
3. Издержки обращения | ||||
3.1. в сумме | 244713 | 270792 | 110,66 | 26079 |
3.2. в % к обороту | 13,5 | 14,81 | - | +1,31 |
4. Прибыль от реализации | 72499 | 81840 | 125,77 | 9341 |
5. Рентабельность по прибыли от реализации, % | 4,0 | 4,48 | +0,48 |
Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.
1. За счет перевыполнения плана товарооборота.
(15420 х 4,48%): 100% = 690,8 т.р.
2. За счет изменения валового дохода.
(1828420 х 1,79%): 100% = 32728,72т.р.
3. За счет увеличения издержек обращения.
(1828420 х 1,31%): 100% = 23952,3 т.р.
Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.
690,8 + 32728,72 –23952,3 = 9341 т.р.
Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:
1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2007 г. и плановой суммой прибыли.
81840 – 72499 = 9341т.р.
2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2006 г. к плановой.
(81840: 72499) х 100% = 125,77 %
3. Прирост прибыли в сумме в 2007 г. по сравнению с 2006 г., как их разность.
81840 – 63746 = 18094 т.р.
4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2007 г. к фактической сумме прибыли 2006 г.
(81840: 63746) х 100 = 128,4%
5. Фактический уровень рентабельности за 2007 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.
(81840: 1828420) х 100% = 4,48%
6. Плановый уровень рентабельности на 2007 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.
(72499: 1813000) х 100% = 4,0%
7. Определить изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.
|
|
4,48 – 4,0 = 0,48%
Уровень в 2007 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 0,48 %.
Анализ издержек обращения
Затраты по доведению товаров от производства до потребителей, показанные в денежном выражении, называются издержками обращения. К ним относятся расходы на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых организаций. Издержки обращения УП «Эндвест-трэйд» характеризуются следующими данными (табл. 4.)
Таблица 4.
|
|
12 |