Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фонд гарантирования вкладов физических лиц




Суть фонда гарантирования вкладов физических лиц, состоит в том, что участие банка в фонде, позволяет минимизировать ему свои риски, предотвращает кризисные ситуации в банке. Способствует привлечению вкладов на депозиты от населения. Гарантируя надежность вложения средств.

История развития системы гарантирования вкладов начиналась с установления в США государственного (в пределах штата) страхования вкладов (в том числе и граждан) в Нью-Йорке в 1829 г., но оно широко распространения в то время не получило, как не дало и ощутимых позитивных результатов. Реально страхование вкладов (депозитов) вошло в банковскую практику США в годы Великой депрессии с принятием в 1933 году соответствующего банковского закона. На его основе была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), что явилось одним из факторов, позволивших остановить паническое массовое изъятие вкладов и массовое разорение американских банков (в 1920-егг. в числе банкротов оказывались до 600 банков в год, а в годы Великой депрессии - свыше 2000 банков ежегодно). В дальнейшем с 1934 по 1981 г. число банкротов составляло в среднем 10 банков ежегодно. В 1980-х гг. количество банковских банкротств в стране опять стало интенсивно нарастать (только в 1986 г. это количество составило 206). Таким образом, даже самая старая в мире система гарантирования вкладов (депозитов) в самой богатой стране не может дать 100 - процентной гарантии всем вкладчикам (тем более что гарантии распространяются не на любые суммы вкладов) и соответственно всем банкам.

Когда в послевоенный период по разным странам прокатились очередные волны кризисов ликвидности у банков, наносившие огромный ущерб экономике, многие правительства вынуждены были обратиться к опыту США в борьбе с банковскими банкротствами при помощи системы страхования вкладов. Первые системы гарантирования вкладов создавались по инициативе государств, при этом банки имели возможность выбора - участвовать или нет в этих системах.

Основными целями, которые государство в лице законодательных органов стремится достичь при создании системы гарантирования вкладов (депозитов), как правило, являются: содействие образованию и мобилизации сбережений; защита банковских систем от финансовых кризисов, обеспечение устойчивости банков и денежного обращения; защита вкладчиков от рисков, которые они не способны учесть в своих экономических решениях.

В Украине такой организацией является Фонд гарантирования вкладов физических лиц. С 14 августа 2007 г. сумма гарантирования повысилась до 50000 грн. Участниками Фонда гарантирования вкладов физических лиц (дальше - Фонд) являются банки - юридические лица, которые зарегистрированы в Государственном реестре банков, который ведется Национальным банком Украины, и имеют банковскую лицензию на право осуществлять банковскую деятельность. Участие в Фонде отмеченных банков является обязательным. [16]

Участники Фонда обязаны оплачивать сборы в Фонд.

Участником Фонда является банк, который выполняет установленные Национальным банком Украины экономические нормативы относительно достаточности капитала и платежеспособности и может выполнять свои обязательства перед вкладчиками, зарегистрированные в Государственном Реестре, и имеют лицензию НБУ на осуществление банковской деятельности. Их участие в Фонде является обязательным.

Банки - участники Фонда, которые не выполняют установленных Национальным банком Украины экономических нормативов относительно достаточности капитала, платежеспособности которым по решению Национального банка Украины остановлено действие банковской лицензии Национального банка Украины на осуществление банковской деятельности, переводятся по решению административного совета Фонда, принятым на основании информации Национального банка Украины, полученной за результатами мониторинга деятельности банков, к категории временных участников Фонда.

После перевода к категории временных участников Фонда банк, вклады физических лиц к которому привлечены к дню его перевода к этой категории, обязанный оплачивать сборы в Фонд к полному выполнению обязательств перед вкладчиками по выплате их вкладов и начисленных процентов.

В случае отозвания банковской лицензии Национального банка Украины на осуществление банковской деятельности административный совет Фонда по предоставлению Национального банка Украины принимает решение об исключении этого банка из числа участников (временных участников) Фонда.

Исключение банка из числа участников (временных участников) Фонда не лишает вкладчиков, вклады которых были привлечены к дню исключения его из числа участников (временных участников) Фонда, права на возмещение таких вкладов в случае наступления их недоступности в соответствии с этим Законом.

В случае размещения вкладчиком в одном банке - участнику (временному участнику) Фонда нескольких вкладов Фонд гарантирует возмещение средств за такими вкладами, включая проценты, в размере общей суммы вкладов по состоянию на день наступления недоступности вкладов, но не больше размера, установленного в соответствии с частью первой этой статьи.

Если вкладчик имеет вклады в нескольких банках - участниках (временных участниках) Фонда, которые в дальнейшем реорганизовались путем их слияния, присоединения или превращения в один банк - юридическое лицо, Фонд гарантирует возмещение средств за этими вкладами к окончанию срока действия договоров за этими вкладами на тех же условиях, что и к реорганизации. Вклады, привлеченные после реорганизации банков - участников (временных участников) Фонда, гарантируются Фондом в общей сумме, но не больше размера, установленного в соответствии с частью первой этой статьи.

Вклады, размер которых составляет меньше 1 гривны, не подлежат возмещению.

Возмещение вкладов в иностранной валюте происходит в национальной валюте Украины после перечисления суммы вклада за официальным (обменным) курсом Национального банка Украины на день наступления недоступности вкладов.

Фонд не возмещает гарантированную сумму за вкладами, размещенными:

) членами наблюдательного совета, совета директоров и ревизионной комиссии банка, вклады в котором являются недоступными;

) работниками независимых аудиторских фирм (аудиторами), которые осуществляли аудиторские проверки банка на протяжении последних трех лет;

) акционерами, частица которых превышает 10 процентов уставного капитала банка;

) вкладчиками, которые на индивидуальной основе получают от банка льготные проценты и имеют финансовые привилегии, что привели к ухудшению финансового состояния банка;

) вкладчиками, которые не идентифицированы ликвидационной комиссией.

Фонд является государственным специализированным учреждением, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц.

Фонд является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, которое является объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении.

Фонд является экономически самостоятельным учреждением, которое не имеет целью получения прибыли, имеет самостоятельный баланс, текущий и другие счета в Национальном банке Украины.

Фонд имеет печать со своим наименованием, ведет учет и отчетность в соответствии с законодательством.

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Украины, действующим законодательством и действует на основании Положения о Фонде гарантирования вкладов физических лиц, которое утверждается Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины.

Местонахождение Фонда - город Киев.

Руководящими органами Фонда являются административный совет и исполнительная дирекция.

Источниками формирования средств Фонда являются:

) начальные собрания из банков - участников Фонда;

) регулярные собрания из банков - участников (временных участников) Фонда;

) специальные собрания из банков - участников (временных участников) Фонда;

) средства, внесенные Национальным банком Украины в размере 20 миллионов гривен;

) доходы, полученные от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины;

) кредиты, привлеченные от Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, банков и иностранных кредиторов;

) пеня, которую платят банки - участники (временные участники) Фонда за несвоевременное или неполное перечисление собраний в Фонд;

) доходы от депозитов, размещенных Фондом в Национальном банке Украины.

Фонд является единственным распорядителем средств, аккумулированных в процессе его деятельности.

Фонд имеет право приобретать и арендовать имущество, необходимое для выполнения его функций, в пределах сметы расходов, утвержденного административным советом и согласованного с Министерством финансов Украины и Национальным банком Украины.

Средства Фонда не включаются в Государственный бюджет Украины.

Начисление регулярного сбора в Фонд осуществляется банками - участниками (временными участниками) Фонда дважды на год по 0,25 процента общей суммы вкладов, включая начисленные за вкладами проценты, по состоянию на 31 декабря года, что предшествует текущему, и 30 июня текущего года.

Перечисление начисленного регулярного сбора осуществляется банками - участниками (временными участниками) Фонда ежеквартально ровными частицами к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом.

Для выполнения Фондом положенных на него заданий, при условии, что его финансовые возможности исчерпаны, Кабинет Министров Украины предоставляет Фонду кредит в денежной форме или в виде государственных ценных бумаг.

Лимит кредитования на следующий год определяется ежегодно как десятикратный размер поступлений от банков - участников (временных участников) Фонда за первое полугодие текущего года и предусматривается Министерством финансов Украины в проекте закона о Государственном бюджете Украины в денежной форме или в правах на осуществление целевой эмиссии государственных ценных бумаг.

Фонд подает Министерству финансов Украины заявку о размере лимита кредитования и получает в месячный срок подтверждения о включении к проекту закона о Государственном бюджете Украины соответствующих положений.

При получении Фондом кредита от Кабинета Министров Украины в виде ценных бумаг Фонд имеет право реализовать их на открытом рынке, получить кредит под залог у банков, иностранных кредиторов, Национальному банку Украины.

Национальный банк Украины имеет право предоставлять Фонду кредит под залог ценных бумаг по цене не ниже индекса инфляции сроком на пять лет.

Перевод банков к категории временных участников Фонда осуществляется решением административного совета, по предоставлению исполнительной дирекции Фонда, в случае нарушения банками - участниками Фонда требований этого Закона, правовых нормативно актов и стандартов Фонда. Сообщение о принятии такого решения посылается банку и Национальному банку Украины.

Фонд не возмещает гарантированную сумму за вкладами физических лиц, которые получат банком, переведенным к категории временного участника Фонда, которые привлечены им из даты получения сообщения о переводе его к категории временного участника Фонда.

Банк, переведенный к категории временного участника Фонда, обязан:

а) на второй день по получении от Фонда сообщения о переводе его к категории временного участника Фонда разместить во всех помещениях, к которым имеют доступ вкладчики, информацию о переводе его к категории временного участника Фонда;

б) предупреждать в письменной форме физических лиц при заключении с ними новых соглашений на привлечение вкладов, что Фонд не гарантирует возмещения за этими вкладами на условиях, определенных этим Законом.

Банк, переведенный к категории временного участника Фонда, не платит регулярный сбор в Фонд по вкладам, которые привлечены им из даты получения сообщения о переводе его к категории временного участника Фонда. [3]

Делая выводы, по данному разделу отметим что, основными целями депозитных операций является достижение коммерческих интересов банка и улучшение ликвидности баланса банка. В связи с этим следует придерживаться основных правил, которые лежат в основе депозитных операций.

1. Депозитные операции организовываются, таким образом, чтоб способствовать получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем.

2. В процессе организации следует обеспечивать разнообразие субъектов депозитных операций, объединение разных форм депозитов.

.   При осуществлении банковских операций следует обеспечивать взаимосвязь между депозитными операциями и операциями по выдаче кредитов, по терминам и суммам депозитов и кредитных вкладов.

.   Особенное внимание в процессе организации депозитных операций уделяется срочным депозитам, которые наибольшей степенью обеспечивают поддержку ликвидности баланса банка.

.   При организации депозитных операций банк должен стремиться к достижению того, чтоб резервы свободных (не привлеченных в активные операции) средств на депозитных счетах были минимальными.

.   Следует проводить мероприятия по развитию банковских услуг и повышению качества и культуры обслуживания клиентов, которые благоприятствуют привлечению депозитов.

Каждый банк должен располагать собственной политикой в отношении привлечения ресурсов и клиентов. Идеальный вариант отношений может быть выражен девизом: «Банк и клиент - единая команда». Что требует от банка создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. Банки привлекают значительные объемы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся, не способны рассчитаться по долгам в срок. Для повышения привлекательности депозитов, можно предложить вести счета сочетающие качества счетов до востребования и срочных депозитов, по которым выплачивается рыночная ставка процента и, в то же время, на них можно выписывать расчетные траты, аналогичные чекам, т.е. использовать эти счета для счета платежей. Также важным является надежность банка, для клиента хорошим показателем этого является участие банка в Фонде гарантирования вкладов физических лиц. Который, содействует образованию и мобилизации сбережений; защищает банковские системы от финансовых кризисов, обеспечивает устойчивость банков и денежного обращения; защищает вкладчиков от рисков, которые они не способны учесть в своих экономических решениях.

Рассмотрев порядок, цели проведения депозитных операций, в следующем отделе рассмотрена законодательно-нормативная база, которая является основой методики проведения депозитных операций, с физическими лицами.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...