Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составила: учитель математики




Федотова Л. В.

Телефон: 25-37-33 (рабочий)

25-34-18 (домашний)

e-mail: [email protected]

[email protected]

 

факс (8-3012) 25-37-33

 

 

Г. Улан-Удэ

2009-2010 учебный год

 

Пояснительная записка

Главным в курсе ОИВТ является развитие информационной культуры, учащиеся должны уметь получать, накапливать, перерабатывать и передавать информацию. В эти знания входят умения работать с базами данных, искать и пересылать информацию по сети, вести диалог и сверять информацию с реальными данными. Это развивает навыки логического мышления – умений рассуждать, доказывать, ставить вопросы, давать четкие ответы, выдвигать конструктивные решения и обосновывать их. Очень важна роль курса информатики в формировании операционного мышления, столь необходимого молодому человеку, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных умений и навыков, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей.

Во-вторых, курс должен научить школьников практической работе с ЭВМ. И в-третьих, компьютер – просто увлекательная игрушка, и курс информатики легко превратить в увлекательную игру.

 

Основные цели и задачи курса:

Основной задачей курса является – формирование творческих, исследовательских качеств. Для этого есть замечательный инструмент – компьютер. Школьник – настоящий исследователь. Он наблюдает объекты и их поведение – информационные процессы, на основе наблюдений выдвигает гипотезу, проверяет ее, а затем превращает в создаваемый алгоритм. Появляется исследовательское направление – творчество. В естественно-математических классах изучают в полном объеме «Деловые применения ЭВМ» и язык программирования Паскаль, а в гуманитарных классах – сокращенный вариант «Деловые применения ЭВМ» и язык программирования Бейсик.

На уроках дети должны узнать:

· Какие задачи решают на ЭВМ, какие нет;

· Какими средствами снабжают ЭВМ, чтобы облегчить диалог человека с машиной.

Курс предполагает выработку некоторых элементов общей культуры, составляющих теоретическую базу, а также определенных практических навыков.

Теоретическая база.

· Знание общих принципов решения задач;

· Общее представление об информации и информационных системах;

· Принципы работы ЭВМ.

Практическая база.

· Работа на ЭВМ;

· Работа с готовыми программами; информационными системами, базами данных и другими прикладными программами.

· Информатика – это программирование, поэтому одна из главных задач в курсе – изучение языков программирования; изучая язык, можно получить навыки операционного мышления.

 

Содержание обучения:

9-10 класс

Ключевое понятие курса – информация. Рассматриваются понятия передачи информации, информационных процессов. В результате должно быть сформировано понимание информационной сущности мира, умение видеть и проанализировать процессы;

Ключевое понятие – компьютер. Формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, приобретаются навыки общения с ЭВМ.

Деловые применения ЭВМ:

· Графические редакторы;

· Музыкальный редактор;

· Текстовые редакторы;

· Электронные таблицы;

· Базы данных;

· Работа в сети;

· Интернет

· Презентация

· Публикация

 

11 класс. Изучение языка Паскаль, в гуманитарных классах изучается также язык Паскаль, только до массивов.

· Алгоритм, основные свойства алгоритма;

· Исполнители алгоритма;

· Правила записи программ;

· Понятие переменной;

· Основные конструкции языка: линейные, циклы, выбор, ветвление, подпрограммы, понятие массива, обработка символьных переменных.

 

Программное обеспечение:

 

· WINDOWS

· Базы данных;

· Текстовые редакторы: WORD, WORDPAD, блокнот

· Графические редакторы: PAINT, CORELDRAW

· Электронные таблицы EXCEL

· Базы данных Access

· Публикации Publisher

 

· Пакет программ: клавиатурные тренажеры, обучающие программы, игры, сетевые игры

· Обучающие программы по математике

· Обучающие программы по информатике

· Среда программирования Паскаль, Бейсик

· Обучающие программы по языкам программирования

· Роботландия

 

Литература:

· Учебники под редакцией:

- Кушнеренко;

- Гейне;

- Каймин;

- Есаян;

- Роботландия

- Фигурнов;

- Семакин;

- самоучитель, Левин;

· Чернов «Программирование на языках Бейсик, Паскаль»;

· Лапчик «Вычисления, алгоритмизация, программирование»;

· Фролов «Математика.. физика. Информатика.»;

Книги для учителя:

· Касаткин «основы программирования»;

· Кушнеренко «Основы информатики»;

· Гейне «IBM для УКНЦ»;

· Робландия;

· Журналы «Информатика и образование».

· Методические распечатки: EXSEL, WORD

· Шалепаева А.Х. Поурочные планы 8-9 класс

· Задачи по информатике

· Макарова Учебные пособия 8-9 класс, 10-11 класс

· Задачи по программированию

· 10 класс Информатика (программирование), поурочные планы

 

Содержание. Тематическое планирование.

 

9-10 класс.

Цель:

· Научить школьника практической работе на ЭВМ. Освоив компьютер, школьники смогут использовать его, как инструмент своей деятельности, у них не вызовут предметные уроки с применением ЭВМ;

· Рассматриваем понятие информации, передача, хранение, информационные процессы. Сформировать понимание информационной сущности мира, увидеть и проанализировать информационные процессы;

· Сформировать представление о компьютере как об универсальной информационной машине, рассмотреть разнообразные применения ЭВМ, приобрести навыки общения с машиной;

· Развивать творчество учащихся;

· Освоение технологий, развитие учащихся информационной культуры, выражающееся в умениях получать, накапливать, собирать, перерабатывать и передавать информацию с помощью ЭВМ. В это входят умения наполнять базы данных, базы знаний, работать с системами проектирования, искать и пересылать информацию по сети, вести диалог с ЭВМ, знание различных редакторов, электронных таблиц.

 

В связи с тем, что в одном классе два часа в неделю, а в другом 1 час в неделю, то в гуманитарном классе вынуждены давать минимум знаний, основной упор делая на практическое применение компьютеров, в основном пользовательский курс.

А программирование в 11 классе также дается самый минимум (до понятия массивов)

 

9 класс

 

  Теоретическая часть Практическая часть
1 ч 8.09-2ч/17.09,15.09/18.09 1. Правила техники безопасности; что такое информатика; этапы развития ЭВМ 1.Научить правильно включить, выключить машину; клавиатурный тренажер
2/1ч22.09-2ч/24.09-2ч 29.09/1.10-2ч   2. Информация и знания; информационные процессы 2. Клавиатурный тренажер
2 ч     Музыкальный редактор
2 ч/ 1ч 22.09/24.09 29.09/2.10-2ч 3. Измерение информации; единицы измерения информации; скорость информационного обмена; свойства информации. 3. Как загрузить WINDOWS
7ч / 3ч 6.10-2ч/13.10-1ч 9.10/16.10-1ч 4. Числа и системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления; перевод из одной системы счисления в другую; арифметические действия; основы логики 4. Калькулятор; арифметические действия в разных системах счисления.
  Контрольный тест  
2 /1ч 6.10-2ч/13.10-1ч 9.10/16.10-1ч 5. Устройство компьютера; память, внешняя память; внутренняя память 5. Роботландия: устройство компьютера
3/ 2 ч 22.12/25.12/29.10/12.01-2ч 6. Программное обеспечение; прикладное ПО; системное ПО; файловая система; файловые структуры; 6. Загрузка программ; игры
5/1 ч 22.09-2ч/27.09-2ч 25.09/30.09-2ч 7. Графическая информация; кодирование графической информации; технические средства компьютерной графики 7. Работа с графическим редактором PAINT
    Конкурс рисунков «Человек и ЭВМ»
8/5ч 20.10-2ч/23.10-2ч 27.10-2ч/30.10-2ч   8. Текстовая информация; гипертекст; кодирование текстов. 8. Текстовые файлы и текстовые редакторы; работа в текстовом редакторе WORD, Publisher  
2/1ч 24.11/27.11 Контрольный тест Самостоятельная работа
4/2 ч 8.12/11.12/15.12/18.12-2ч 9. Передача информации в компьютерных сетях; как устроена сеть; виды сетей; электронная почта; основы логики (решение задач) 9. Работа в локальной сети;
2/1 ч – 22.12,29.12/25.12 Контрольный тест Передача сообщений по сети друг другу и учителю
4/2 ч 12.01\19.01/15.01/22.01 – 2 10. Аппаратное и программное обеспечение сети; Internet 10. Работа в Интернете
2/1 ч   Контрольный тест Самостоятельная работа,
4/2 ч 9.02,16.02-2ч/19.02 26.02 12. Информационно-поисковая система 12. Работа в базе данных
2/1 ч Контрольный тест Самостоятельная работа
4/2ч 2.03/9.03-2ч 5.03/12.03-2ч+4ч Создание творческой работы 13. Работа с программой POWERPOINT; создание презентации
2/1ч+2ч   14. Итоговый урок Защита проекта Игры
10 ч Повторение, решение задач с целью подготовки к ЕГЭ  

 

10 класс

 

  Теоретическая часть Практическая часть
1 ч 2.09/3.0.9 1. Правила техники безопасности; что такое информатика; этапы развития ЭВМ 1.Научить правильно включить, выключить машину; клавиатурный тренажер

 

час Тема Практическая часть
4.09/5.09 8.09/9.09 15.09/16.09 22.09/23.09 29.09/30.09 Работа в текстовом редакторе WORD: o Набор текста, выделение, абзац, интервал, изменение шрифта o Вставка графических объектов, объектов ART o Создание таблиц o Работа со списками o Тест Практическая работа в текстовом редакторе
6.10/7.10 13.10/14.10,20.10/21.10,27.10/28.10 24.11/25.11 1.12/2.12,8.12/9.12, 15.12/16.12 23.12/24.12 29.12/30.12 Электронные таблицы EXEL: o Среда и принципы работы o Формирование данных o Построение арифметических выражений o Способы построения выражений в электронных таблицах o Система связей в электронных таблицах o Оптимальные приемы работы с электронной таблицей o Встроенные функции o Графическое представление числовых данных o Обобщение по теме o Практическая работа «Решение задач» o Тест Практическая работа в электронных таблицах EXEL
10 час 11.01/12.01 18.01/19.01 25.01/26.01 1.02\2.02 8.02/9.02 15.02/16.02 24.02/24.02 2.03/3.03 9.03/10.03 16.03/17.03   Базы данных: o Среда и принципы работы o Программная среда ACCESS o Создание и редактирование базы данных o Наполнение базы данных с использованием формы o Фильтрация данных o Создание простого запроса с помощью Мастера o Создание простого запроса с помощью простого Конструктора o Сложные запросы с использованием логических выражений o Создание отчетов o Обобщение материала o Тест  
  22.03/23.03 5.04/6.04 Интернет: o Поиск информации в Интернет o Классификация поисковых систем o Технология поиска информации o Типы поисковых систем и их особенности o Основные понятия и характеристики результатов поиска o Понятие языка запросов o Поиск в сети     IEXPLORE
12.04/13.04   Работа с электронной почтой: o Основы электронной переписки o Интерфейс почтовой программы o Операции с сообщениями o Работа с адресной книгой    
19.04/20.04 26.04/27.04 3.05/4.05 11.05/12.05     Создание WEB-САЙТА: o WEB-конструирование o Основные требования к ресурсам o Инструментальные средства создания web страниц o Зачет по теме «Моя первая страница»  
  Итоговый урок, тестирование  
18.05/19.05 Творческая работа по созданию страницы  
  Защита проекта  

 

11 класс. Система программирования Паскаль.

Учащиеся в 11 классе вполне могут освоить один из языков программирования – Паскаль. Язык Паскаль утвержденный в качестве стандарта в 1979 году, является более совершенным по сравнению с языком Бейсик. Благодаря своей эффективности, простоте и логичности он получил широкое распространение. В настоящее время почти все машины могут работать на этом языке. Этот язык позволяет создавать структурированные программы трудоемких и сложных вычислений. В языке предусмотрено предварительное указание типов данных и обязательная информация о всех элементах программы, таких как метки, константы, переменные, подпрограммы. Все это позволяет быстро обнаружить допущенные ошибки и отредактировать программу. Число различных операторов сведено до минимума. Язык позволяет рационализировать рабочий процесс программирования, постепенно уточняя части программы.

 

Основные знания и умения:

· Правила записи программ, запуск на исполнение, простейшие приемы редактирования;

· Понятие типа данных, правила записи выражений; характеристика допустимых значений и множество операций для целого, вещественного, символьного, логического типов;

· Описывать формат оператора присваивания; владеть понятием пустого оператора; описывать порядок выполнения оператора присваивания и происходящие изменения в памяти; составлять протоколы выполнения программы;

· Решать простые задачи из курса математики, физики;

· Описывать формат условного оператора; записывать простые разветвляющиеся алгоритмы в виде программ; выполнять отрицание сложных логических выражений; владеть приемами отладки программ с ветвлением;

· Описывать формат записи оператора выбора, использовать его при решении простейших задач; записывать сложные программы, содержащие выбор, переход;

· Описывать синтаксис и семантику циклических конструкций, владеть понятиями параметр цикла, тело цикла иметь четкое представление о характере изменения параметра цикла, возможности выхода из цикла; составлять протоколы выполнения программ с циклами;

· Владеть понятием массива; линейные и прямоугольные таблицы; организация хранения массивов в памяти и доступа к ним; владеть основными приемами присвоения значений с клавиатуры, уметь организовывать ввод и вывода данных; знать приемы отладки программ.

 

 

ч Теоретическая часть Практическая часть
1 ч 2.09 Правила техники безопасности  
4 ч 9.09,16.09,23.09,30.09 1. Определение и свойства алгоритмов; исполнители алгоритмов; формы записи алгоритмов 2. Основные виды алгоритмов: линейные, ветвление, выбор, циклические. Роботландия; Программа «Черный ящик», задачи о перевозе, переливания;
  Роботландия; «Черный ящик»
2 ч 7.10, 14.10 2. Программа. Среда программирования; алфавит языка; правила оформления программ Как загрузить среду программирования; исполнение готовых программ на языке самоучитель, глава 1-4
2 ч 21.10,28.10 3. Стандартные типы данных, выражения Самоучитель. Глава 7
3 ч 2.12, 9.12, 16.12 4. Этапы решения задач. Математическая модель. Составление модели задачи. 5. Вывод и ввод данных Решение задач. Основы программирования простых математических задач
  Решение задач
1 ч 23.12 6. Примеры программирования простых задач Решение задач
1 ч 30.12 7. Обобщающий урок. Контрольная работа Контрольный тест
1 ч 13.01 8. Команда ветвления Решение задач
1 ч20.01 9. Оператор выбора; оператор перехода. Решение задач
3 ч 27.01, 3.02, 10.02 10. Примеры программирования вычислительных процессов с ветвлениями Решение задач
1 ч 17.02 Контрольная работа Тест
24.02 – 3 ч Графика в Паскале Решение задач
1 ч Контрольная работа Решение задач
24.02, 7.03, 14.03, 21.03, 7.04, 14.04 – 6 час Понятие массива. Примеры программирования задач с использованием массива Решение задач
1 ч Контрольная работа  
2 ч Обобщающий урок. Контрольный тест
6 час Повторение: Информация, кодирование, измерение Основы логики Файловая система Алгоритмизация и программирование    
     
     

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И
ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...