14. Характеристика основных видов деятельности.
14. Характеристика основных видов деятельности. Деятельность – это специфически человеческий способ отношения к миру, в ходе которого человек воспроизводит и преобразует природу. Однако можно обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые в процессе своего индивидуального развития неизбежно включается каждый человек. К таким видам деятельности относятся общение, игра, обучение и труд. Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации. Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального продукта. Чаще всего игры носят характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки нервно-психической напряженности, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Обучение представляет собой вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений и навыков. Обучение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях или неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых обучение может приобретать характер самообразования. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. Следует отметить, что в настоящее время существует очень много видов трудовой деятельности. Все их перечислить практически невозможно, тем более что с развитием человеческого общества количество видов труда постоянно увеличивается. Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все структуры человеческой иерархии: психические, физиологические и социальные. Особую роль в организации деятельности играют такие психические процессы, как воля, внимание, память, мышление, восприятие и др. Однако деятельность — это не только психическая сфера, но и физиология, где центральное место занимает физиология движения. Кроме этого, деятельность непосредственно связана с социальной сферой, поскольку становление человека как представителя человеческого общества осуществляется в процессе его сознательной деятельности.
15. К. Г. Юнг и его учение о коллективном бессознательном. К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название " комплексов". Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал " архетипами". Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим " Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. Среди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, – динамика архетипов и коллективного бессознательного, мифотворческие свойства психики, определенные типы медиумических явлений и синхронные связи психологических процессов с объективной реальностью.
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – " Я"; 2) индивидуальное бессознательное – " ОНО"; 3) " коллективное бессознательное", состоящее из психических первообразов, или " архетипов". Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие " дух времени".
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|