6.Потребности и мотивы в структуре деятельности
6. Потребности и мотивы в структуре деятельности Потребности П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-либо П. - переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т. д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь Мотивы Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении М. - то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее М. - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями
Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг мотива на цель. Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Мотивация - совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; Мотивировка - логическое объяснение причин поведения.
Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.
Потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы -- направляющую. Классификация:
Все виды потребностей взаимосвязаны между собой. Выделяют: 1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы аффилиации, 5) мотивы помощи.
Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения включает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т. п. Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач. Мотив успеха - ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач. Мотив избегания неудачи - более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив власти - способность лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. Мотив аффилиации (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиации имеет две формы: надежда на присоединение (НА) и боязнь отвержения (БО). Мотив помощи, альтруистические мотивы - альтруизм - это любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности.
Мотив отвергания - проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми.
7. Виды ощущений По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького. Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению. Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|