1. Базовый набор требований преподавателя во время проведения аудиторных занятий в соответствии с учебной программой дисциплины:
– посещаемость занятий – 5 баллов
– ведение конспекта лекций – 5 балла
– выполнение тестовых заданий – 10 балла
– выполнение самостоятельной работы студентами – 10 баллов
– активность работы студента на аудиторных занятиях – 10 баллов
Выполнение самостоятельной работы студентами в соответствии с учебной программой дисциплины (общее количество часов соответствует количеству часов, отведенному на самостоятельную работу в соответствии с тематическим планом программы учебной дисциплины).
№ недели, семестр
Задание на самостоятельную работу студента
Кол-во часов
Форма отчетности, виды работ
5 сем.
1 нед.
Подготовка конспектов по теме: «Место информационного вещания в системе телевизионных коммуникаций»
Конспект
5 сем.
2 нед.
Подготовка конспектов по теме: «История и этапы развития информационного вещания на отечественном телевидении»
Обзор источников
5 сем.
3-5 нед.
Подготовка конспектов по теме: «Состояние информационного вещания в конце 80-х-90-е гг. Становление новых телекомпаний. Реформа в программе «Время»»
Обзор источников, конспект
5 сем.
6 нед.
Подготовка конспектов по теме: «Новости на канале РТР»
Конспект, мониторинг программ РТР
5 сем.
7 нед.
Подготовка конспектов по теме: «Новости на канале НТВ»
Конспект, мониторинг программ НТВ
5 сем.
8 нед.
Подготовка конспектов по теме: «Новости на канале ОРТ», «Новости на Первом канале»
Конспект, мониторинг программ ОРТ
5 сем.
9 нед.
Подготовка конспектов по теме: «Информационно-аналитические еженедельные программы на российских федеральных каналах»
Мониторинг
5 сем.
10 нед.
Подготовка конспектов по теме: «Современное состояние и перспективы развития телевизионного информационного вещания в России»
Обзор источников
6.4. Примерные вопросы для подготовки к итоговому контролю
Становление и развитие телевизионного рынка. Характеристика основных составляющих.
Место информационного вещания в системе средств массовых коммуникаций
Значение информации на отечественном телевидении (1940 г. – начало информационного вещания на советском телевидении. 1947 г. – возобновление информационного вещания после ВОВ. Киножурнал «Новости дня»).
50-60-е гг. 20 века – образование редакции «Последних известий» на ЦТ. Программы «Новости недели», «Телевизионные новости», «Эстафета новостей», «Время».
Состояние информационного вещания в конце 80-х-90-е гг. 20 века.
Становление новых телекомпаний. Поиски новых форм подачи информации. Провозглашение «перестройки», «гласности», «свободы слова», отказ от цензуры.
Альтернативное информационное вещание.
Информационно-музыкальные, публицистические программы
Трансформация системы отечественного вещания, упразднение Гостелерадио СССР, создание телекомпаний «Останкино» и «Россия».
Программа «Время»: принципы работы, традиции, концепция, авторский стиль, позиции журналистов, руководства компании и страны, проблемы становления.
Программа «Вести»: принципы работы, традиции, концепция, авторский стиль, позиции журналистов, руководства компании и страны, проблемы становления.
Информационная политика канала НТВ. Программы «Сегодня», «Итоги»: темы, ведущие, концепция, стиль.
Информационная политика «Первого канала». Структура и концепция информационных программ.
Формирование основных «империй» СМИ.
Преобразования в типологической структуре телевизионных программ отечественного телевидения. Информационно-аналитические еженедельные программы на российских федеральных каналах.
Общественно-политические и экономические условия, законодательство, процессы капитализации страны и коммерциализации средств массовой информации. Информационно-аналитическая программа как выразитель политики телеканала.
Современное состояние и перспективы развития телевизионного информационного вещания в России. Телевизионная информация в условиях конвергенции СМК, ТВ и IP-технологии.
Исторический и современный опыт функционирования зарубежных и российских информационных служб телеканалов от федерального до регионального значения.
Роль новейших средств электронных массовых коммуникаций в развитии информационного вещания.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Законодательные акты
Закон от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.
Закон о рекламе // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. 20.03.2006. ст. 1232.
Указ Президента РФ от 8.08.1998 № 511 «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации», с изм. // Собрание законодательства. 1998. № 19. Ст. 2079.
Указ Президента РФ от 13.09.2001 № 1031 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», с изм. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 34. Ст. 3486.
Основная литература
Васильева Т. В. Курс радиотелевизионной журналистики: учебное пособие/ Т. В. Васильева, В. Г. Осинский, Г. Н. Петров. -СПб.: Спец. лит., 2004.-288 с.
Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы: учебное пособие/ С. Н. Ильченко; СПб ин-т внешнеэк. связей, эк-ки и права, Общ-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл.. -СПб., 2009.-181 с.
Корнилов Е.А., Корнилова Е.Е. Средства массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. – СПб-Краснодар, 2010.
Полукаров В. Л. Экономика телевидения и радиовещания: Учеб. пособие/ В. Л. Полукаров, Е. А. Разумов; Столичное агентство обеств.-полит. информ., Останкинский ин-т телевидения и радиовещания, Междунар. профес. журн. "Маркетолог". -М.: Дашков и К', 2004.-190 с.
Телерадиоэфир: История и современность: сборник/ ред. Я. Н. Засурский. -М.: Аспект Пресс, 2005.-239 с.
Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: [Учебное пособие]/ В. Л. Цвик. -М.: Аспект Пресс, 2004.-382 с. -Библиогр.: с. 378-380.
Дополнительная литература
Агапитова С. Ю.,канд. филол. наук Информационное вещание на ТВ: (Опыт Ленинградского - Петербургского телевидения)/ С. Ю. Агапитова; Науч. ред. М. Н. Ким; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003
Любимов А. М. Проблемы трансформации телевизионного вещания в России: [научное издание]/ А. М. Любимов. -СПб.: СПбГУП, 2011
Третьяков В. Т. Современные проблемы российской журналистики: [научное издание]/ В. Т. Третьяков; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. -СПб.: СПбГУП, 2011
История мировой журналистики: Учеб. пособие/ А. Г. Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Короченский и др. -3-е изд, доп. и испр. -М.;Ростов н/Д: МарТ, 2004.-427 с.
Орлова В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке: [общественно-политическая литература]/ В. В. Орлова. -М.: РИП-холдинг, 2003.-165 с.
Нараленкова О.Супермаркет новостей. «Вести24» расширяют вещание и создают портал в Интернете // Российская газета. Центральный 2007. – № 4426. – 30 июля.- выпуск.
Система средств массовой информации России: Учеб. пособие/ Под ред. Я. Н. Засурского, М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. -М.: Аспект Пресс, 2003.-259 с.
Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов/ Н. А. Голядкин. -М.: Аспект Пресс, 2004.-141 с.
Саппак В. С. Телевидение и мы: четыре беседы/ В. С. Саппак. -М.: Аспект пресс, 2007.-168 с.
Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика: учеб.пособие/ В.Д. Попов – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 336с.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник/ Е.П. Прохоров. – М.: Аспект-пресс, 2007. – 351с.
Кодекс профессиональной этики журналиста (принят Первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) // http://www.medialaw.ru/
Кодекс профессиональной этики российского журналиста (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года, г. Москва) // http://www.medialaw.ru/
Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006-2015 годов Департамента массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации // http://www.medialaw.ru/
Корнилова Е.Е.К вопросу о методике исследования телевизионных каналов // RELGA. Научно-культурологический журнал. 2009. № 11 (191) // http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=authors&userid=901.
Корнилова Е.Е. Современные тенденции развития российского телевидения // http://www.kafedra-smk.rostov.ru.
Новости регионов // www.vedomosti.ru.
Новости ТВ, радио, медиабизнеса. 38 лет назад началось вещание из «Останкино» // http://www.ostankino.ru/news/text-1882.html.