Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Особенности античной и средневековой философии




Рабочая тетрадь

Для самостоятельной работы студентов

 

 

по дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

специальность Сестринское дело, II курс

 

Выполнил:

 

Студент_______________________

Специальность_________________

Группа _______________________

 

Асбест

Одобрено: на заседании ЦМК ОД и ОПД Протокол № __________ «_____» ноября 2015 год Председатель ЦМК ОД и ОПД ______________Е.Н.Скворцова УТВЕРЖДАЮ: Заведующий учебной частью _____________Г.М.Котова «____»_______2015 год
    Согласовано: На заседании методического совета Протокол №____________ от «____» ноября 2015 год методист___________Е.А.Алексеева    

 

 

Разработчик:

О.В.Сафонова, преподаватель первой квалификационной категории Асбестовско-Сухоложского филиала ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»

 

 

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» и отвечает требованиям ФГОС3+ специально­сти Сестринское дело.

Рабочая тетрадь предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».

 


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

Тема: Философия, ее роль в жизни человека и общества. 6

Тема: Особенности античной и средневековой философии. 8

Тема: Философия Возрождения и Нового времени. 13

Тема: Развитие философии в XX веке. Русская философия. 18

Тема: Бытие: понятие, формы и свойства. 27

Тема: Проблема сознания в философии. 20

Тема: Основные проблемы теории познания. 27

Тема: Философия общества. 30

Тема: Человек как философская проблема. 37

Тема: Философия и этические проблемы медицины.. 37

Тема: Философия и социология. 39

Список использованных источников. 43


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Уважаемые студенты!

Вы приступили к изучению дисциплины «Основы философии».

Философия дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задуматься над смыслом жизни.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубокими ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

Содержание дисциплины основывается на знании следующих дисциплин:

- Основы латинского языка с медицинской терминологией.

- Биология.

- Математика.

- Обществознание

В рабочей тетради представлены разноуровневые задания, способствующие формированию определенных знаний и умений:

В результате освоения дисциплины Вы будете знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основные этапы развития философии;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной философии и религиозной картин мира;

- условия формирования личности гражданина и специалиста;

- понимать свою ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- социально-этические проблемы связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

- сущность социально-политических процессов в стране и мире;

- особенности социологического подхода к пониманию закономерностей развития и функционирования общества и личности;

- понятие социальной структуры, социальной стратификации;

- знание об основных социальных институтах общества и их функциях.

После изучения дисциплины «Основы философии» Вы будете уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формировать сбалансированные и аргументированные суждения по социально-политическим проблемам;

- демонстрировать интеллектуальную и моральную ответственность за себя, страну, общество;

- грамотно и объективно анализировать процессы, происходящие в обществе;

- критически анализировать обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки;

- работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.

В процессе изучения дисциплины происходит работа по формированию общих компетенций:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

- ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

- ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

- ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Задачей данного пособия было изложить определенную сумму знаний, итоги философствования того или иного мыслителя. Для этого, задания по темам составлены в жанре размышлений о какой-либо проблеме, оставляющих место для вопросов и дискуссий. В конце каждой темы предложен тестовый контроль, позволяющий обобщить и проверить свои знания.

 

 


Тема: Философия, ее роль в жизни человека и общества

 

1. Дайте определение:

- мировоззрение -

   
   
   
   

- миропонимание -

   
   
   
   

- мироощущение -

   
   
   
   

- мировосприятие -

   
   
   
   

 

2. Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а также у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения. Назовите их:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тестовый контроль

выберите один вариант ответа:

1. С греческого языка слово «философия» переводится как:

а) любовь к истине

б) любовь к мудрости

в) учение о мире

г) божественная мудрость

 

2. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

а) философия

б) онтология

в) гносеология

г) этика

3. Мировоззрение – это:

а) совокупность знаний, которыми обладает человек

б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

в) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

г) система адекватных предпочтений зрелой личности

4. Онтология – это:

а) учение о всеобщей обусловленности явлений

б) учение о сущности и природе науки

в) учение о бытии, о его фундаментальных принципах

г) учение о правильных формах мышления

5. Гносеология – это:

а) учение о развитии и функционировании науки

б) учение о природе, сущности познания

в) учение о логических формах и законах мышления

г) учение о сущности мира, его устройстве

6. Антропология – это:

а) учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

б) учение о человеке

в) наука о поведении животных в естественных условиях

г) философское учение об обществе

7. Аксиология – это:

а) учение о ценностях

б) учение о развитии

в) теория справедливости

г) теория о превосходстве одних групп людей над другими

8. Для идеализма характерно утверждение:

а) первично сознание, материя независимо от сознания не существует

б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

в) это строгая непротиворечивая система суждений о природе

г) первично сознание, материя не существует

№ вопроса ответ № вопроса ответ
       
       
       
       

Тема: Особенности античной и средневековой философии


 

 

1. Заполните схему:

 

 


 

Античная философия


(вв.)

 

Этапы развития:

 

 

Философские направления и их представители, характерные для данного этапа

 

 



 


 


 

 

 

2. Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Лунь Юя.

Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их ниже. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?

 

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Цзи Кан-цзы спросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным».

Лунь Юй. Древнекитайская философия. М., 1972. С 144 – 145.

 

 
 
 
 

3. Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы».

Сколько учеников было у Пифагора?

В.В. Кравченко. Тесты по философии. М.,

«Экзамен», 2003. С. 133.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира.

 

 


Тестовый контроль

выберите один вариант ответа:

1. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

1) Будда

2) Лао-цзы

3) Конфуций

4) Нагарджуна

2. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

1) нирвана

2) сансара

3) жэнь

4) дао

3. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

1) Конфуций

2) Лао-Цзы

3) Сидхартха Гаутама Будда

4) Сократ

4. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

1) Сократом

2) Конфуцием

3) Протагором

4) Буддой

5. Основным принципом античной философии был:

1. космоцентризм

2. теоцентризм

3. антропоцентризм

4. сциентизм

6. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

1. Пифагору

2. Протагору

3. Евклиду

4. Диогену

7. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

1. Фалес

2. Гераклит

3. Платон

4. Демокрит

8. Кто является автором афоризма «Я знаю, что ничего не знаю...»:

1. Фалес

2. Платон

3. Сократ

4. Эпикур

9. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

1. Диогену

2. Сократу

3. Платону

4. Демокриту


10. Характерной чертой средневековой философии является:

1. космоцентризм

2. антропоцентризм

3. теоцентризм

4. скептицизм

11. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

1. богословию

2. науке

3. психологии

4. этике

12. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

1. аскетизм

2. гедонизм

3. рационализм

4. эпикурейство

13. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

1. Креационизм

2. Диалектика

3. Дуализм

4. Монотеизм

14. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

1. Климент Александрийский

2. Мейстер Экхарт

3. Августин

  1. Цицерон

15. Схоластика – это:

1. философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога

2. тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

3. теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе

4. учение о происхождении Бога

№ вопроса ответ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...