Тема: Особенности античной и средневековой философии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Рабочая тетрадь Для самостоятельной работы студентов
по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии специальность Сестринское дело, II курс
Выполнил:
Студент_______________________ Специальность_________________ Группа _______________________
Асбест
Разработчик: О.В.Сафонова, преподаватель первой квалификационной категории Асбестовско-Сухоложского филиала ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии» и отвечает требованиям ФГОС3+ специальности Сестринское дело. Рабочая тетрадь предназначена для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».
Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4 Тема: Философия, ее роль в жизни человека и общества. 6 Тема: Особенности античной и средневековой философии. 8 Тема: Философия Возрождения и Нового времени. 13 Тема: Развитие философии в XX веке. Русская философия. 18 Тема: Бытие: понятие, формы и свойства. 27 Тема: Проблема сознания в философии. 20 Тема: Основные проблемы теории познания. 27 Тема: Философия общества. 30 Тема: Человек как философская проблема. 37 Тема: Философия и этические проблемы медицины.. 37 Тема: Философия и социология. 39
Список использованных источников. 43
Уважаемые студенты! Вы приступили к изучению дисциплины «Основы философии». Философия дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задуматься над смыслом жизни. В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически - рефлексивного размышления над глубокими ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры. Содержание дисциплины основывается на знании следующих дисциплин: - Основы латинского языка с медицинской терминологией. - Биология. - Математика. - Обществознание В рабочей тетради представлены разноуровневые задания, способствующие формированию определенных знаний и умений: В результате освоения дисциплины Вы будете знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основные этапы развития философии; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной философии и религиозной картин мира; - условия формирования личности гражданина и специалиста; - понимать свою ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - социально-этические проблемы связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; - сущность социально-политических процессов в стране и мире; - особенности социологического подхода к пониманию закономерностей развития и функционирования общества и личности; - понятие социальной структуры, социальной стратификации;
- знание об основных социальных институтах общества и их функциях. После изучения дисциплины «Основы философии» Вы будете уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - формировать сбалансированные и аргументированные суждения по социально-политическим проблемам; - демонстрировать интеллектуальную и моральную ответственность за себя, страну, общество; - грамотно и объективно анализировать процессы, происходящие в обществе; - критически анализировать обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки; - работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других. В процессе изучения дисциплины происходит работа по формированию общих компетенций: - ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. - ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий. - ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. - ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. - ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. - ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. Задачей данного пособия было изложить определенную сумму знаний, итоги философствования того или иного мыслителя. Для этого, задания по темам составлены в жанре размышлений о какой-либо проблеме, оставляющих место для вопросов и дискуссий. В конце каждой темы предложен тестовый контроль, позволяющий обобщить и проверить свои знания.
Тема: Философия, ее роль в жизни человека и общества
1. Дайте определение: - мировоззрение - - миропонимание - - мироощущение - - мировосприятие -
2. Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а также у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения. Назовите их: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовый контроль выберите один вариант ответа: 1. С греческого языка слово «философия» переводится как: а) любовь к истине б) любовь к мудрости в) учение о мире г) божественная мудрость
2. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает: а) философия б) онтология в) гносеология г) этика 3. Мировоззрение – это: а) совокупность знаний, которыми обладает человек б) совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе в) отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе г) система адекватных предпочтений зрелой личности 4. Онтология – это: а) учение о всеобщей обусловленности явлений б) учение о сущности и природе науки в) учение о бытии, о его фундаментальных принципах г) учение о правильных формах мышления 5. Гносеология – это: а) учение о развитии и функционировании науки б) учение о природе, сущности познания
в) учение о логических формах и законах мышления г) учение о сущности мира, его устройстве 6. Антропология – это: а) учение о развитии и всеобщей взаимосвязи б) учение о человеке в) наука о поведении животных в естественных условиях г) философское учение об обществе 7. Аксиология – это: а) учение о ценностях б) учение о развитии в) теория справедливости г) теория о превосходстве одних групп людей над другими 8. Для идеализма характерно утверждение: а) первично сознание, материя независимо от сознания не существует б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга в) это строгая непротиворечивая система суждений о природе г) первично сознание, материя не существует
Тема: Особенности античной и средневековой философии
1. Заполните схему:
Античная философия (вв.)
Этапы развития:
Философские направления и их представители, характерные для данного этапа
2. Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Лунь Юя. Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их ниже. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?
Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Цзи Кан-цзы спросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным». Лунь Юй. Древнекитайская философия. М., 1972. С 144 – 145.
3. Решите задачу: на вопрос, сколько у Пифагора учеников, мыслитель ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, одна четвертая – природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют три девы». Сколько учеников было у Пифагора? В.В. Кравченко. Тесты по философии. М., «Экзамен», 2003. С. 133.
4. Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира.
Тестовый контроль выберите один вариант ответа: 1. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный: 1) Будда 2) Лао-цзы 3) Конфуций 4) Нагарджуна 2. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений: 1) нирвана 2) сансара 3) жэнь 4) дао 3. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал: 1) Конфуций 2) Лао-Цзы 3) Сидхартха Гаутама Будда 4) Сократ 4. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано: 1) Сократом 2) Конфуцием 3) Протагором 4) Буддой 5. Основным принципом античной философии был: 1. космоцентризм 2. теоцентризм 3. антропоцентризм 4. сциентизм 6. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит: 1. Пифагору 2. Протагору 3. Евклиду 4. Диогену 7. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды? 1. Фалес 2. Гераклит 3. Платон 4. Демокрит 8. Кто является автором афоризма «Я знаю, что ничего не знаю...»: 1. Фалес 2. Платон 3. Сократ 4. Эпикур 9. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит: 1. Диогену 2. Сократу 3. Платону 4. Демокриту 10. Характерной чертой средневековой философии является: 1. космоцентризм 2. антропоцентризм 3. теоцентризм 4. скептицизм 11. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: 1. богословию 2. науке 3. психологии 4. этике 12. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества: 1. аскетизм 2. гедонизм 3. рационализм 4. эпикурейство 13. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется: 1. Креационизм 2. Диалектика 3. Дуализм 4. Монотеизм 14. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем» 1. Климент Александрийский 2. Мейстер Экхарт 3. Августин
15. Схоластика – это: 1. философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога 2. тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем 3. теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе 4. учение о происхождении Бога
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|