Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуковой аналитико-синтетический Метод обучения грамоте




ВОПРОС 1

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Лингвистические основы методики обучения грамоте

Значение периода ОГ велико, т.к.

1) Дает возможность развивать 4 вида речевой деятельности

2) Создает условия для мотивации общения

3) ОГ – начало формирования учебной деятельности

4) ОГ основа подготовки ребенка к изучению всех разделов языка

 

Звуки

 

Гласные Согласные
Воздух выходит свободно   Воздух выходит не свободно
Не встречает преграду(язычку ничего не мешает) Встречает преграду(язычку мешают губы, зубы)
Рот раскрывается широко(гласные-ротораскрыватели) Рот не раскрывается широко (согласные-ротосмыкатели)
Поются Некоторые тоже поются

 

 

Задачи

1) Обучение элементарному чтению и письму.

а) формирование механизма чтения и совершенствования навыка чтения. Чтение к концу периода ОГ у каждого ребенка должно быть правильное, плавное слововое,с переходом на чтение целыми словами, ориентировочный темп чтения незн. Текста 25-30 слов в мин.

б) формирование механизма письма и совершенствование навыка письма, к концу периода ОГ 10-12 знаков в мин.

2) обеспечение интенсивного речевого развития.

а) развитие фонематического слуха (умение слышать, слушать, воспроизводить звуки, выделять звук из слов, устанавливать порядок следования).

б) обогащение словаря школьников, введение до 5 новых слов ежедневно.

в) развитие синтаксических умений (словосочетание –предложение) выделять предложения, составлять словосочетания со словом, составлять полное распространенное предложение.

г) развитие диалогической и монологической речи младших школьников

Лингвистические основы ОГ

Знания по фонетике и графике

Знания по фонетике

1) Звук, основная неделимая единица языка.

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок.

С акустической т.з. звуки делятся на

гласные Сонорные согласные Звонкие согласные Глухие согласные
Г Гш гШ Ш

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. С артикуляционной т.з. звуки делятся на:

Гласные, согласные, мягкие, твердые, звонкие, глухие

Звуки характеризуются несколькими критериями.

Слог – один или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

Слова делятся на слоги, не говорить слово состоит из слогов!!!

Приемы определения количества слогов:

¨ Проговаривание слова по частям с кивком головы

¨ Прохлопывание слова в ладони

¨ Скандирование слов (как на стадионе)

¨ Подстановка тыльной стороны ладони под подбородок (гласные – ртораскрыватели, но: малина) или внутренней ко рту (но: ткёт)

¨ Отбивание количества слогов по столу

¨ Дирижирование в воздухе

¨ Прыжки на месте (пропрыгай слово)

¨ Измерение слов шагами (прошагай слово)

3) Словораздел (делим слова свободно)

4) Ударение – выделение голосом одного слова

Слова обязательно произносятся целиком

Приёмы выделения ударного слога

• Кивок головы

• Жест (кулачок-молоток)

• «Позови слово» (начинать с имен)

• «Удивись слову»

• При ошибках – перенос взрослым ударения на другой слог

 

 

Знания по графике

1) 33 буквы, 30 букв имеют четыре варианта написания, два печатных - прописное (заглавное), строчное (малое) - и два рукописных изображения.

2) Одна и та же буква может обозначать разные звуки (мал, мял)

3) Мягкость согласных на письме обозначается 3 способами

· Ь – угол – уголь

· Е,Ё,Ю,Я,И

· Ассимиляция – это уподобление согласных звуков друг другу в пределах одного фонетического слова.(песня)

4) Звук Й обозначается 3 способами:

· звук [й] обозначается буквой Й на конце слова и в середине слова после гласного перед согласным. чай, лайка

· звук [й] обозначается гласными Е, Ё, Ю, Я в начале слова(елка, юбка) и в середине после гласного перед гласным(маяк).

· звук [й] обозначается с помощью Ь или Ъ после согласного звука перед гласным (подъезд).

Психолого- педагогические основы ОГ

К ним относятся возрастные особенности первоклассников:

*восприятие первоклассников целостное, ребенок воспринимает его целым, не расчленяя на части

*к недостаткам зрительного восприятия относятся зеркальный оборот - Э И – пишут зеркально

*смешение букв по написанию (д,в,б).

*восприятие первоклассников образное, наглядное, эмоциональное (необходимо использование наглядности, но с другой стороны отработанную наглядность надо убирать (таблицу стереть с доски после того как отработали её)

Также психологической основой является формирование учебной деятельности (после игровой)

Учебная Задача – УЗ – учитель

Учебные действия – УД-дети

Контроль – К – учитель+дети

В период ОГ ребёнок «превращается» в ученика, развиваясь в трех направлениях:

1)Я – личность – попав в новую среду стремится, чтобы его заметили

2)Я и учебная деятельность – у ребенка должна быть радость познания, обязательно нужно хвалить и создавать иллюзию успеха даже там, где её нет)

3)Я и мои одноклассники – формирование отношений в классе


ВОПРОС 2

МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Механизм довольно сложен, вся информация, которой пользуется человек в своей деятельности закодирована. В устной речи мы используем звуковой код, в письме – буквенный. Переход с одного кода на другой – перекодирование.

Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (письмен.) знаков в звуковые, а затем в смысловые единицы. Механизм письма обратный процесс – смысловая единица перекодируется в комплекс звуков, а затем в комплекс букв

Вижу-пишу-понимаю

Чтение сложный психофизиологический процесс, который осуществляется при взаимодействии ряда факторов:

l зрительного

l речедвигательного

l речеслухового

l смыслового

Навык чтения - это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека, который характеризуется взаимодействием трех сторон:

l восприятие графической формы слова

l перевод ее в звуковую

l осмысление прочитанного

Начинается чтение со зрительного опознания графических элементов текста, т.е. букв, их сочетаний, слов и т.д. В головном мозге |импульсы "зрительных восприятий расшифровываются (декодируются), соотносятся с хранящимися в памяти эталонами (графическими образами букв, звуками-смыслоразличителями, их артикуляторными свойствами, словами и т.д.), преобразуются в звуки, звуковые формы слов, фразы и т.д. И даже если чтение протекает в режиме так называемого чтения про себя, молчаливого чтения, то речедвигательные и слуховые механизмы практически действуют так же, как и при громком чтении. Правда, эти действия, когда голос «отключен», протекают в скрытом виде. Так, речевые органы (язык, губы, гортань) совершают микродвижения, которые читающий практически не улавливает, но приборы их отчетливо фиксируют. Слух при молчаливом чтении как бы обращен внутрь. Но во всех случаях (и при громком, и при молчаливом чтении), как только зрительный импульс поступил в головной мозг, из него тут же посылаются сигналы в речедвигательный, артикуляторный и слуховой механизмы, которые незамедлительно приходят в действие.

 

 

Механизм письма – обратный процесс, смысловая единица перекодируется в комплекс звуков, а затем в комплекс букв.

Письмо сложный психофизиологический процесс, который осуществляется при взаимодействии ряда факторов:

l смыслового

l слухоартикуляционного

l зрительно-двигательного

l рукодвигательного

Навык письма - это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека, который характеризуется взаимодействием пяти сторон:

l осмысление звучащего слова

l слого-звуковой анализ слова

l дифференциация звуков речи и установление их последовательности

l перекодирование звуковой формы в графическую

l двигательное воспроизведение графического комплекса


 

ВОПРОС 3

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Метод – путь (способ) сообщения знаний, система последовательных осознанных действий, которые лежат в основе передачи учащимся знаний и формирование умений и навыков.

Прием – отдельно взятое действие, отдельная операция.

Современный метод ОГ звуковой аналитико – синтетический (Ушинский)


 

Традиционные черты современные
Метод называется звуковым, т.к. в основе лежит звук См. слайд 19 Чтение идет впереди письма
Ведущие два вида деятельности анализ и синтез Речь Предложение Слово анализ Слог синтез Звук Буква   Вводится новый прием слогозвукой анализ слова, его отличие от звукового анализа – определяется кол-во слогов и отношение между звуком внутри слога см. слайд 24,25
Единица чтения – слог, больше внимания уделяется чтению и составлению слогов Проводится пропедевтика грамматики, орфографии, словообразования, без изучения правил на практической основе
Опора на живую речь, на художественные тексты Дифферинцированный и индивидуальный подход
Обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер Введение элементов моделирования
Осуществляется неразрывное обучение чтению и письму Единство темы и цели (образовательная тема и цель, как правило совпадают с грамматической темой урока, а воспитательная тема и цель с лексической)
Устанавливается определенная последовательность изучения звуков: сначала гласные- потом согласные(по принципу частотности)  
Используется прием звукового анализа, см слайд 24  

 

ВОПРОС 4

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Период обучения грамоте состоит из 3 этапов

1) добукварный (подготовительный)

· безбуквенная ступень

· буквенная ступень

2) букварный(основной период)

3) послебукварный (основной период)

Добукварный период

Безбуквенная ступень – 10-15 уроков да изучения буквы А. Содержание:

· знакомство с понятием речь, предложение, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки

I__________ ____________ _________.

· обучение моделированию различных понятий

· упражнения аналитико синтетического характера

структура урока чтения по безбуквен. Ст.

  1. Организационный момент (2-3 мин): приветствие, организация рабочего места, название урока, создание рабочего настроя
  2. Повторение изученного материала, постановка учебной задачи (5-6 мин)
  3. Сообщение темы урока
  4. Изучение нового материала – знакомство с новым грамматическим понятием (до 8 мин)
  5. Закрепление изученного материала (5 мин) – формирование умений: - находить данное языковое понятие в речи; - подбирать примеры с данным грамматическим понятием
  6. Итог урока (3-4 мин):

Что нового узнали на уроке? С чем познакомились? Чему научились?

Во 2 или 4 этап обязательно включается работа по развитию речи

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...