Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Тип и вид памяти»




Цель исследования: определить ведущий тип и вид памяти.

Материал и оборудование: карандаш, лист бумаги.

Вводная беседа (инструкция): Сегодня мы рассмотрим некоторые особенности памяти. Какое значение имеет память в нашей жизни? Вы учитесь в школе, и с каж­дым днем узнаете что-то новое по математике, физике, литературе и другим предметам. Что помогает вам накапливать знания? (Ответ: память).

Вы замечали, что некоторые ребята быстро “схватывают” мате­риал, а спустя день или неделю ничего не могут вспомнить? Следо­вательно, качество памяти характеризуется не только способностью запечатлевать материал, но и длительно сохранять, удерживать его в памяти.

Усвоенные знания были бы бесполезны, если бы мы не могли их использовать на практике, в жизни. Способность нашего мозга воспроизводить ранее приобретенные знания или опыт для примене­ния в каком-либо деле также характеризует особенность памяти.

Память - чудесное свойство нашего мозга. Без него человек был бы просто беспомощен. Представьте себе, что у человека слу­чился сердечный приступ и к нему вызвали скорую помощь. Приехал врач. Но у него плохая память, и он забыл, что надо делать в таких случаях. О последствиях такой “помощи” говорить не прихо­диться.

Возьмем другой пример. Как бы выглядел летчик, если бы он нетвердо помнил, как управлять самолетом? Показался аэродром, а он забыл, что надо делать перед посадкой.

Психология различает 4 вида памяти:

· образную,

· моторную (двигательную),

· словесно-логическую и

· эмоциональную.

Образная возникает в связи с запоминанием образов предметов и явлений с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания).

Моторная связана с запоминанием и воспроизведением движений, практических умений и навыков.

Словесно - логическая память хранит наши понятия и мысли в словах, которыми обозначаются различные предметы и явления. Этому виду памяти принадлежит решающая роль при усвоении знаний в школе.

И, наконец, эмоциональная память запечатлеет чувства и пере­живания, связанные с различными событиями и жизненными обстоя­тельствами (радость от хорошо выполненной работы, сожаление об испорченной вещи и т.д.).

Психология различает такие типы памяти:

· зрительную,

· слухо­вую,

· двигательную.

Память развивается в процессе учения, труда и разнообразной деятельности. Существуют и специальные приемы умственных действий, способствующих ее развитию. Но эта тема для особой беседы.

Попробуем с помощью опытов выяснить, какая у кого память.

Опыт на выявление типа памяти

Необходимый материал: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках размером 20х8 см.

1. Для запоминания на слух 2. Для запоминания при зрительном восприятии 3. Для запоминания при моторно-зрительно-слуховом восприятии
дирижабль самолет пароход
лампа чайник собаки
яблоко бабочка роща
карандаш пояс (шарф) парта
гроза бревно (дерево) сапоги
утка свеча сковородка
обруч тачка калач (баранки)
мельница журнал (газета) гриб
попугай малина (вишня) шутка
листок столб (светофор) село

Ход выполнения задания

а) Экспериментатор читает 1 ряд слов (интервал между слова­ми 4-5 сек.). После 10 сек. перерыва испытуемый записывает слова по памяти.

б) Затем экспериментатор показывает ученицу слова 2 рада, которые, тот должен записать по памяти.

в) Экспериментатор читает слова 3 ряда и одновременно показывает (по одному слову), а испытуемый шёпотом повторяет каждое из них, после чего записывает на листке запомнившиеся слова.

Обработка данных (заполняется таблица)

Тип памяти Количество слов в ряду Количество удержанных слов в памяти Коэффициент памяти
Слуховой     0,7
Зрительный     0,9
Моторно-зрительно-слуховой     0,8

Находим коэффициент С= в / а, где в - число запомнившихся слов;

а - число слов ряда. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше развит тот или иной тип памяти.

Опыт на выявление вида памяти

Необходимый материал: 10 карточек с изображением ярких цветных предметов (детское лото) и 10 табличек с написанными на них словами.

 

Ход выполнения задания:

1 серия Ученикам предъявляют 10 карточек (с интервалом 4-5 с). Потом ученики записывают названия предметов на карточках - 2 серия. Ученикам предъявляют 10 табличек с записанными словами (с интервалом 4-5 с). Потом ученики записывают на бумаге в любом порядке: волк, бочка, коньки, самовар, пила, весло, загадка, прогулка, книга, трактор.

Обработка данных:

Вид памяти Количество слов или картинок Количество слов, удержанных в памяти Коэффициент памяти
Образный     0,8
Словесно-логический     0,6

 

“Непосредственный отпечаток” сенсорной информации

 

Существуют по крайней мере 3 различных типа памяти: 1) непосредственный отпечаток” сенсорной информации, 2) кратковременная (оперативная) память, 3) долговременная память. Следующие упражнения направлена на наблюдение за первым типом памяти - сохранением следа образа, возникшего в чуквственном восприятии. Этот тип памяти способен сохранять информацию в течение 0,1-0.5 сек.

Упражнение 1.

Похлопайте четырьмя пальцами по своей руке.Проследите за своими ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем остается лишь воспоминание о том, что оно имело место.

Упражнение 2.

Закройтеглаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некотрое время, а затем медленно исчезает.

Упражнение 3.

Прислушайтесь к каким-либо звукам, например к постукиванию своих пальцев или насвистыванию. Проследите з тем, как исчезает из сознания четкость звукового образа.

Упражнение 4.

Вытяните вперед руку, сжатую в кулак. Быстро разожмите кулак, вытянув два пальца, а затем снова сожмите кулак. Обратите внимание на то, что туманное следовое ощущение двух вытянутых пальцев сохраняется на мгновение послн того, как вы снова сжали пальцы в кулак.

Упражнение 5.

а/ Поводите карандаш (или просто палец) взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом (карандашом или пальцем).

б/ Измените скорость движения предмета взад и вперед. Обратите внимание на то, что если двигать его слишкоммедленно, то непрерывность образа между крайними точками движения утрачивается.

в/.Попробуйте определить, при какой скорости расплывчатый образ начинает быть непрерывным. Вы обнаружите, что для поддержания непррерывности последо­вательного образа требуется 10 циклов движения за каждые 5 секунд. Это означает, что движущийся предмет проходит перед нашими глазами 20 раз в течение 5 секунд, или 4 раза в секунду. Таким образом, зрительный след сохраняется около 0,25 секунды (250 миллисекунд).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...