Методика «Тип и вид памяти»
Цель исследования: определить ведущий тип и вид памяти. Материал и оборудование: карандаш, лист бумаги. Вводная беседа (инструкция): Сегодня мы рассмотрим некоторые особенности памяти. Какое значение имеет память в нашей жизни? Вы учитесь в школе, и с каждым днем узнаете что-то новое по математике, физике, литературе и другим предметам. Что помогает вам накапливать знания? (Ответ: память). Вы замечали, что некоторые ребята быстро “схватывают” материал, а спустя день или неделю ничего не могут вспомнить? Следовательно, качество памяти характеризуется не только способностью запечатлевать материал, но и длительно сохранять, удерживать его в памяти. Усвоенные знания были бы бесполезны, если бы мы не могли их использовать на практике, в жизни. Способность нашего мозга воспроизводить ранее приобретенные знания или опыт для применения в каком-либо деле также характеризует особенность памяти. Память - чудесное свойство нашего мозга. Без него человек был бы просто беспомощен. Представьте себе, что у человека случился сердечный приступ и к нему вызвали скорую помощь. Приехал врач. Но у него плохая память, и он забыл, что надо делать в таких случаях. О последствиях такой “помощи” говорить не приходиться. Возьмем другой пример. Как бы выглядел летчик, если бы он нетвердо помнил, как управлять самолетом? Показался аэродром, а он забыл, что надо делать перед посадкой. Психология различает 4 вида памяти: · образную, · моторную (двигательную), · словесно-логическую и · эмоциональную. Образная возникает в связи с запоминанием образов предметов и явлений с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Моторная связана с запоминанием и воспроизведением движений, практических умений и навыков.
Словесно - логическая память хранит наши понятия и мысли в словах, которыми обозначаются различные предметы и явления. Этому виду памяти принадлежит решающая роль при усвоении знаний в школе. И, наконец, эмоциональная память запечатлеет чувства и переживания, связанные с различными событиями и жизненными обстоятельствами (радость от хорошо выполненной работы, сожаление об испорченной вещи и т.д.). Психология различает такие типы памяти: · зрительную, · слуховую, · двигательную. Память развивается в процессе учения, труда и разнообразной деятельности. Существуют и специальные приемы умственных действий, способствующих ее развитию. Но эта тема для особой беседы. Попробуем с помощью опытов выяснить, какая у кого память. Опыт на выявление типа памяти Необходимый материал: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках размером 20х8 см.
Ход выполнения задания а) Экспериментатор читает 1 ряд слов (интервал между словами 4-5 сек.). После 10 сек. перерыва испытуемый записывает слова по памяти. б) Затем экспериментатор показывает ученицу слова 2 рада, которые, тот должен записать по памяти. в) Экспериментатор читает слова 3 ряда и одновременно показывает (по одному слову), а испытуемый шёпотом повторяет каждое из них, после чего записывает на листке запомнившиеся слова. Обработка данных (заполняется таблица)
Находим коэффициент С= в / а, где в - число запомнившихся слов; а - число слов ряда. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше развит тот или иной тип памяти. Опыт на выявление вида памяти Необходимый материал: 10 карточек с изображением ярких цветных предметов (детское лото) и 10 табличек с написанными на них словами.
Ход выполнения задания: 1 серия Ученикам предъявляют 10 карточек (с интервалом 4-5 с). Потом ученики записывают названия предметов на карточках - 2 серия. Ученикам предъявляют 10 табличек с записанными словами (с интервалом 4-5 с). Потом ученики записывают на бумаге в любом порядке: волк, бочка, коньки, самовар, пила, весло, загадка, прогулка, книга, трактор. Обработка данных:
“Непосредственный отпечаток” сенсорной информации
Существуют по крайней мере 3 различных типа памяти: 1) непосредственный отпечаток” сенсорной информации, 2) кратковременная (оперативная) память, 3) долговременная память. Следующие упражнения направлена на наблюдение за первым типом памяти - сохранением следа образа, возникшего в чуквственном восприятии. Этот тип памяти способен сохранять информацию в течение 0,1-0.5 сек. Упражнение 1. Похлопайте четырьмя пальцами по своей руке.Проследите за своими ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем остается лишь воспоминание о том, что оно имело место. Упражнение 2. Закройтеглаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некотрое время, а затем медленно исчезает. Упражнение 3. Прислушайтесь к каким-либо звукам, например к постукиванию своих пальцев или насвистыванию. Проследите з тем, как исчезает из сознания четкость звукового образа. Упражнение 4. Вытяните вперед руку, сжатую в кулак. Быстро разожмите кулак, вытянув два пальца, а затем снова сожмите кулак. Обратите внимание на то, что туманное следовое ощущение двух вытянутых пальцев сохраняется на мгновение послн того, как вы снова сжали пальцы в кулак.
Упражнение 5. а/ Поводите карандаш (или просто палец) взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом (карандашом или пальцем). б/ Измените скорость движения предмета взад и вперед. Обратите внимание на то, что если двигать его слишкоммедленно, то непрерывность образа между крайними точками движения утрачивается. в/.Попробуйте определить, при какой скорости расплывчатый образ начинает быть непрерывным. Вы обнаружите, что для поддержания непррерывности последовательного образа требуется 10 циклов движения за каждые 5 секунд. Это означает, что движущийся предмет проходит перед нашими глазами 20 раз в течение 5 секунд, или 4 раза в секунду. Таким образом, зрительный след сохраняется около 0,25 секунды (250 миллисекунд).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|