Для студентов специальности ПО 2 курс оч / 3 курс зо
По дисциплине «Психодиагностика» Эти делает Света (1-20) 1. Понятие психодиагностики, ее предмета и структура. 2. Исторические корни современной психодиагностики. 3. Кризис современной психодиагностики. 4. Общее представление о методах психодиагностики. 5. Отличие психодиагностических методов от исследовательских. 6. Классификация основных психодиагностических методов. 7. Основные диагностические подходы (объективный, субъективный, проективный). 8. Этап сбора данных. 9. Этап переработки и интерпретации данных. 10. Этап принятия решения по результатам исследования. 11. Планирование психодиагностической работы. 12. Понятие, ошибки и предмет психологического диагноза. 13. Уровни психологического диагноза. 14. Психологический прогноз. 15. Понятие теста и методики. 16. Виды тестов и сфера их использования. 17. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. 18. Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим тестам. 19. Валидность методики и способы ее оценки. 20. Надежность и точность психодиагностических методик. Эти делает Ксюша (21-40) 21. Стандартизация методик. 22. Психодиагностические нормы. Репрезентативность норм. 23. Методы статистической обработки результатов психодиагностического исследования. 24. Психодиагностические методики необходимые для работы со школьниками. 25. Профессионально-этические нормы работы психолога. 26. Тесты интеллекта. 27. Тесты способностей. 28. Тесты достижений 29. Тесты личности. 30. Проективные психодиагностические методики (особенности, классификация, сфера их использования). 31. Примеры и краткое описание методик диагностирующих темперамент и его свойства.
32. Примеры и краткое описание методик диагностирующих акцентуации характера. 33. Примеры и краткое описание методик диагностирующих самооценку. 34. Примеры и краткое описание методик диагностирующих интеллект. 35. Примеры и краткое описание методик диагностирующих личность и ее свойства. 36. Примеры и краткое описание методик диагностирующих мотивационную сферу личности. 37. Примеры и краткое описание методик диагностирующих внимание. 38. Примеры и краткое описание методик диагностирующих память. 39. Примеры и краткое описание методик диагностирующих воображение. 40. Примеры и краткое описание методик диагностирующих способности. Эти делает Аня (41-58) Примеры и краткое описание методик диагностирующих мышление. Вопрос 41 Диагностика мышления Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму. Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы. В основе мышления лежат операции анализа и синтеза, однако каждый акт мышления представляет собой единство знаний, умственных действий и отношений человека к совершаемой деятельности. При изучении темы "Мышление" студентам предлагается познакомиться с понятием "установка" и исследовать влияние установки на способ решения задач, с понятием «абстрактное мышление». Модифицированная методика А. Лачинза и Е. Лачинза, предложенная в практикуме, позволяет выявить достаточное количество характеристик мышления: его быстроту, зависимость от установки, гибкость или, наоборот, ригидность, т.е. затрудненность субъекта в изменении программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки.
В четырех других заданиях предполагается исследование понимания сложных логических связей и выявления типа мышления, а так же аналитичности и рефлексивности мышления
1. Исследование влияния установки на способ решения задач Цель исследования: определить характер выработки и степень чувствительности испытуемого к установке, особенности фиксации установки и наличие гибкости или ригидности мышления. Материал и оборудование: 10 листков бумаги для каждого испытуемого, примерный размер листков: 10х8 см; ручка для письма и секундомер. Процедура исследования Данное исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой не более 9 человек. В последнем случае участники исследования должны быть удобно рассажены за столами так, чтобы была обеспечена самостоятельность их решения задач. Условия каждой задачи экспериментатор записывает на доске или предъявляет на отдельных плакатах. Инструкция испытуемым: "Вам будут предложены для решения арифметические задачи. Каждую задачу решайте на отдельном листке бумаги. Все действия, которые Вы совершаете в ходе решения задачи, записывайте на этом же листке. Листок с решенной задачей переверните. Перевернутый листок – это знак экспериментатору о том, что Вы данную задачу решили. Время решения задач контролируется и ограничено двумя минутами. По прошествии двух минут экспериментатор скажет: "Стоп! Решение прекратить!" Для решения следующей задачи берите новый листок бумаги". Арифметические задачи экспериментатор должен предъявлять, строго соблюдая их последовательность.
Задачи №1. Даны три сосуда объемом – 37, 21 и 3 литра; как отмерить ровно 10 литров воды?
№2. Даны три сосуда объемом – 37, 24 и 2 литра; как отмерить ровно 9 литров воды? №3. Даны три сосуда объемом – 39, 22 и 2 литра; как отмерить ровно 13 литров воды? №4. Даны три сосуда объемом – 38, 25 и 2 литра; как отмерить ровно 9 литров воды? №5. Даны три сосуда объемом – 29, 14 и 2 литра; как отмерить ровно 11 литров воды? №6. Даны три сосуда объемом – 28, 14 и 2 литра; как отмерить ровно 10 литров воды? №7. Даны три сосуда объемом – 26, 10 и 3 литра; как отмерить ровно 10 литров воды? №8. Даны три сосуда объемом – 27, 12 и 3 литра; как отмерить ровно 9 литров воды? №9. Даны три сосуда объемом – 30, 12 и 3 литра; как отмерить ровно 15 литров воды? №10. Даны три сосуда объемом – 28, 7 и 5 литров; как отмерить ровно 12 литров воды?
Специфика данного исследования предполагает, что экспериментатор будет следить за временем, потраченным каждым испытуемым на решение каждой задачи, фиксируя его в протоколе, и сможет ненавязчиво проверять запись решения первых пяти задач. В случае необходимости дается индивидуальная подсказка тем, кто первые пять задач затрудняется решать или неверно записывает их решение. Суть подсказки испытуемым состоит в том, чтобы напомнить, что воду можно только доливать и отливать с помощью сосудов. Следовательно, арифметические операции, отражающие действия с водой, – это сложение и вычитание. Если испытуемый пишет скобки, то это означает, что он пользуется иным сосудом, равным по объему числу, полученному в скобках, а это – нарушение условий задали. Всех можно предупредить о том, что скобки при записи решения данных задач неправомерны. Также воду нельзя делить и умножать. Все действия состоят в доливании и отливании лишней воды с помощью сосудов указанных объемов. При решение испытуемыми задач №№6 – 10 подсказывать ничего нельзя, равно нежелательно проверять способ их решения. Время решения испытуемыми каждой задачи контролируется экспериментатором по секундомеру в момент перевертывания испытуемым очередного листка с решением предъявлявшейся задач, и фиксируется в отдельном протоколе.
Обработка результатов Обработка результатов производится путем сопоставления способов решения испытуемым экспериментальных задач с возможными способами их решения. На основании этого сопоставления устанавливают: характер выработки установки, чувствительность к установке, особенности ее фиксации и гибкость либо ригидность мышления. Дополнительно можно охарактеризовать скорость мышления. Для этого используют показатель быстроты. Показатель быстроты, мышления выводится как среднеарифметическое время, затраченное на решение задач. Среднеарифметическое время решения первых пяти задач характеризует скорость выработки установки, а среднеарифметическое время решения последних пяти задач показывает зависимость поиска решения от установки. В последнем случае важно учитывать, решена или нет задача №10. Характер выработки установки выясняется по тому, как испытуемый решал первые пять задач и с какой скоростью он это делал. Если испытуемый третью, четвертую и пятую задачи решал быстро установленным способом, от большего объема вычитал меньшее и без подсказок, то выработку установки считают оптимальной. Если испытуемому давались подсказки или он менял способы записи решения задачи, а также в случае большой величины пoкaзaтeля быстроты мышления первых пяти задач, то выработка установки была неоптимальной, шла с затруднениями. Степень чувствительности испытуемого к установке проверяется по способу решения задач №6 и №7. Если эти задачи решены установочным способом, т.е. из большей величины вычиталась меньшая, то степень чувствительности к установке высокая. Если одна из задач решена установочным способом, а другая – неустановочным, то чувствительность к установке средняя. Например, задача №6 помимо установочного способа может быть решена так: 14-2-2=10, а задача №7 вообще не требует вычисления, т.к. воду можно сразу налить объемом 10 литров. Если обе задачи решены неустановочным способом, то можно констатировать слабую чувствительность испытуемого к установке. Особенности фиксации установки определяются по способу решения испытуемым задач №8 и №9. Если обе задачи под номерами 8 и 9 решены установочным способом, то установка фиксированная, а степень ее фиксации высокая. Если одна из задач решалась установочным способом, а другая – неустановочным, то степень фиксированности установки характеризуется как средняя. Например, задача №8 возможно решить так: 12-3=9, а задачу №9 легко решить сложением, которое в логике переливания воды с помощью сосудов означает доливание, т.е. 12+3=15.
Когда обе задачи решены неустановочным способом тогда это свидетельство отсутствия фиксации установки. Однако данный вывод будет правомочным, если у испытуемого слабая чувствительность к установке. В противном случае фиксация установки слабая. Определение ригидности или гибкости мышления про изводится по результату решения задачи №10. Эта задача имеет одно, правильное неустановочное решение: 7+5=12. Если испытуемый задачу решил, то его мышление – гибкое, независимо от чувствительности или фиксированности установки, поскольку он смог переориентироваться на поиск неустановочного способа решения. Если последняя задача испытуемым не решена и он продолжал действовать путем вычитания, то его мышление ригидно.
Анализ результатов После обработки результатов исследования важно проанализировать связи между быстротой мышления как показателем его активности, характером выработки установки, степенью чувствительности к установке, особенностями фиксации и ригидностью либо гибкостью мышления. Анализируя условия, при которых вырабатывается установка испытуемого, следует обратить внимание на их постоянство, с одной стороны, и количество повторяемости одного и того же способа решения – с другой. То же относится и к особенностям фиксации установки. В случаях обнаружения ригидности мышления необходимо продумать рекомендации испытуемым для развития его гибкости. Многие задачи решаются несколькими способами, поиск разных способов решения – это уже признак творчества. Можно настроить себя на этот поиск. Хорошо помогает в развитии гибкости тренировка смены представлений и решение специальных творческих задач. Для испытуемых с медленным мыслительным процессом составляются формулы настроя на быстроту работы. Показатели быстроты мышления улучшаются с опытом соревновательного взаимодействия с другими людьми. Однако следует иметь в виду, что полученные результаты быстроты мышления могут зависеть от самочувствия испытуемого во время эксперимента и от его заинтересованности исследованием. 2. Методика "Сложные аналогии " Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых., Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов. Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами. Инструкция: "На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр". Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.
Шифр: А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан. Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель.
1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е 2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е 3. Правильно – верно А, Б, В, Г, Д, Е 4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е 5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е 6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е 7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е 8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е 9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е 10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е 11. Месть – поджог А, Б, В, Г, Д, Е 12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е 13. Плакать – реветь А, Б, В, Г, Д, Е 14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е 15. Покой – движение А, Б, В, Г, Д, Е 16. Смелость – геройство А, Б, В, Г, Д, Е 17. Прохлада – мороз А, Б, В, Г, Д, Е 18. Обман – недоверие А, Б, В, Г, Д, Е 19. Пение – искусство А, Б, В, Г, Д, Е 20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е
Ключ:
Оценка в баллах
Анализ результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
3. «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной) Цель: Диагностика типа мышления респондента. Материал: бланк методики, ручка. Инструкция к тесту: У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет - минус. Тестовый материал 1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. + - 2. Мне интересно составлять компьютерные программы. + - 3. Я люблю читать книги. + - 4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. + - 5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. + - 6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. + - 7. Я люблю играть в шахматы. + - 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. + - 9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события. + - 10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу. + - 11. Мне нравится все делать своими руками. + - 12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями. + - 13. Я придаю большое значение сказанному слову. + - 14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины. + - 15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. + - 16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. + - 17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. + - 18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. + - 19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. + - 20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. + - 21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего. + - 22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). + - 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов. + - 24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. + - 25. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе. + - 26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. + - 27. Я понимаю красоту математических формул. + - 28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. + - 29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. + - 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. + - 31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. + - 32. Мне интересно было бы расшифровать древние тексты. + - 33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. + - 34. Красота для меня важнее, чем польза. + - 35. Не люблю ходить одним и тем же путем. + - 36. Истинно только то, что можно потрогать руками. + - 37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. + - 38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. + - 39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма. + - 40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства. + -
Ключ к тесту
№ Тип мышления Вопросы 1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36 2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37 3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38 4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39 5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|